Уроки ИЗО. Сюжетная картина - Неравный брак
Но начнем сначала и разберем картину по косточкам, не забудем упомянуть историю ее создания.
В 1861 - 1862 годах началась выставочная деятельность Московского общества любителей художеств. Выставки следовали одна за другой, и участие в них было престижным.
Тогда же в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. Церковь затронула болезненный для общества вопрос, поскольку в ту эпоху большинство браков строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. Вот тогда, возможно, Шмельков, друг художника Пукирева, и подсказал своему товарищу тему для будущей картины. А почему же он, будучи художником, не написал картину сам? Петр Михайлович Шмельков был скромным и малообщительным учителем рисования в кадетском корпусе. Нужда и заботы вынуждали его постоянно искать частные уроки в богатых домах. Лишь немногие часы он мог посвятить творчеству. Шмельков был тонким психологом, остро и пытливо воспринимал жизнь и уже с давних пор вынашивал мысль о написании картины. Но время шло, а картина не складывалась. Множилось лишь количество зарисовок, которые он считал подготовительной работой. И вот все это привело к тому, что тему он отдал близкому другу своей юности Василию Владимировичу Пукиреву. И тот в 1862 году приступил к работе. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34 х 26) и взялся за большой холст.
Кстати, существует множество самых разных, порой нелепых версий появления этого сюжета: кто-то приписывает его подлинной истории любви Сергея Варенцова, это тоже друг художника, кто-то приписывал эту драму самому Пукиреву, мол, и невесту то он писал со своей бывшей возлюбленной, которую за него не отдали. Но, так или иначе, а родился в результате шедевр!
В сентябре 1863 года в Петербурге на очередной Академической выставке зрители увидели картину молодого художника Пукирева "Неравный брак". Она привлекла к себе общее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.
В.В.Стасов, увидев картину, написал статью: " Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни". Критики считали полотно Пукирева "... одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы".
Противники его не остались в долгу. Художника упрекали за мелкотемье, нападали за то, что он применил дерзкий, небывалый прием, изобразив обычных повседневных героев в полный рост, что было не принято. Такое позволялось только по отношению к античным героям. В прессе началась бурная полемика. О Пукиреве заговорили, заспорили. Но несмотря на все противоречивые реалии и выступления стало очевидно, что родилась картина, которая обречена на успех.
Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный в духе того времени. Выразительны и ясны психологоческие характеристики. Великолепны композиция, рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись.
...Полумрак церкви. Падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания. Важный старик-чиновник женится на молодой девушке, по возрасту, годящейся ему во внучки. Бледная, заплаканная невеста, опустив глаза, протягивает руку священнику, который готовится надеть на ее указательный палец венчальное кольцо. Перешептываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме... Это шафер со скрещенными руками - Пукирев писал его с себя, что и породило множество слухов и сплетен, относительно его неудавшейся любви. Рядом с собой он изобразил Шмелькова в знак благодарности за подсказанный сюжет. Есть там и изображение рамочника Гребенского, который потрясенный картиной сделал для нее раму, каких еще не было и Третьяков стал заказывать рамы только Гребенскому. Так или иначе, а в личной жизни у Пукирева и его друзей ничего не сложилось по причине социальных противоречий. Таких неудач было множество. И вот почерпнутый мотив из самой жизни пришел в изобразительное искусство.
Радовался Стасов за художника, когда узнал, что ему Академией было присвоено звание профессора живописи народных сцен. Имя Пукирева узнала вся Россия!
Пукирев же, так и не обзавелся семьей. Что-то будто сломалось в нем после этой его большой удачи. Дела не ладились, да и сама удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Художник запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.
Вот и вся история.
Свидетельство о публикации №220062501809