Принцесса на горошине

Почему-то как только люди узнают, что ты веруешь, они теряют рядом с тобой покой... Иногда, но такое случается... Им, как принцессе из сказки о волшебной горошине, мешает сидеть, есть, стоять и ходить рядом с тобой - твой же выбор. Выбор, который окружающие всеми словесными и не только силами стремятся обесценить или хотя бы умалить и в своих, и даже в твоих глазах. Такая маленькая горошина, с помощью которой проверяется - кто же достоин носить корону правоты.

Если ты попадаешь в новый коллектив, тебя ожидает стандартный набор вопросов: как, зачем, почему - в разных вариантах. Очень многим хочется нездоровых подробностей.

Мне встречались люди "других богов", и каждый из них готов был рвать тельняшку за свое. К сожалению, среди православных тоже случается, что мы начинаем нападать православной верой на окружающих. Виновато не Православие, а особенности человеческой личности...

А, вот, с пластом неопределившихся, верующих в душе, приходится часто сидеть в осаде. Есть шанс, что со временем, интерес к тебе начнет спадать, но все может перерасти и в более своеобразные формы. Как с одной бабушкой, выбравшей меня для выброса адреналина.

Она зашла в переполненный троллейбус. Она было очень маленькой и старенькой. Ей хотелось сесть, но никто не бросился исполнять ее желание. Вокруг было полно сидящей молодежи и мужчин, но она увидела мой, жалеющий ее, взгляд.

Ей стало все равно, что ты сидишь дальше, чем другие, да еще и у окна, что вокруг мужчины и подростки, что у тебя две сумки весом в две тебя, и ты не сможешь с ними стоять - они оторвут тебе руки, а держаться придется зубами за воздух, и что тебе выходить через пару остановок. Она не попросила, она потребовала, через несколько голов сидящих до меня, и когда ей пришлось услышать отказ, я узнала о себе и своих близких много нового и интересного. И об окружающих - никто не встал и не промолвил ни слова.

Наверное тогда, n-дцать лет назад, я познакомилась с тем отношением, которое часто наблюдаю в адрес православных верующих, не только себя. А ведь каждый ходящий в храм просто несет свою ношу.

И забывается во всем этом самое главное и единственно необходимое - я такой же человек, как и все вокруг, во всех смыслах, со всеми вытекающими последствиями, с такими же нуждами, желаниями, потребностями и мечтами. И верующие люди - это не особенные люди, в том понимании, которое часто нам приписывается.

Если говорить прямо, особенными мы можем стать с Богом и благодаря Ему. Но для этого надо много трудиться... Или получить от Бога неоплатный аванс... А в начале пути нас делают "особенными" окружающие, причем часто это - крещенные, носящие на груди крест люди.

Опыт Церкви учит, что воцерковление в среднем длится лет двадцать. В одной книге я прочитала замечательный пример об этом.

Решили в одном городе организовать беседы по изучению Евангелия - посиделки с чаепитием, во время которых разбирается и обсуждается одна из глав Благой Вести. Организовали эти беседы несколько священников. Но практически сразу им пришлось столкнуться с большими трудностями, поставившими их в тупик.

Они долго и мучительно думали, почему так, и сделали открытие, удившее их самих. Батюшки со стажем служения в десятки лет, осознали, что по своему духовному уровню находятся еще в самом начале пути воцерковления - кто-то только порог храма переступил, а кто-то к калитке подошел. Воцерковление - для всех одно, но очень индивидуально. Дорога одна, но идет каждый сам.

А для окружающих - если ты верующий, то уже и готовый святой. Вернее, нет - не святой, нечто без пятен, которое еще и должно всем вокруг соответствовать.

Святые учат, что христианин должен быть таким, чтобы только своим видом, своим образом жизни, свидетельствовать о Христе, и вызывать у окружающих желание стать верующими. Простите, в храм хожу несколько лет, но на это нет пока даже намека. Наверное, я плохой ученик, а может, плод последнего урожая.

Как-то мне пришлось услышать в свой адрес фразу: "Я думала верующая, в храм ходит, а она". Она прозвучала в ситуации, когда меня пытались очень сильно обидеть, а я не дала. Спасибо с большой буквы этому человеку, потому что он стал доброй пилюлей для меня.

После секундного замешательства от мысли: "как же это я - эх, а еще, действительно, в храм хожу", пришло здоровое: "в храм я пришла для себя, и из-за себя, и мои отношения с Богом - это мои отношения с Богом, и если я верю - это не значит, что я вам должна". Ибо быть грешной и быть плохой - это и одно и тоже, и совсем разное одновременно.

Именно внутренне стремление быть хорошим часто мешает в духовной жизни. И именно страх быть плохим крадет у окружающих покой рядом с верующими.

Православие не делает никого ни хорошим, ни плохим. Православие учит - как стать нормальным или "нормальным", как стать собой, тем, таким, кем ты должен был быть изначально, каким тебя задумал Бог. Это ответ о настоящем и естественном.

И хочется только одного, чтобы каждый рядом с тобой чувствовал, что ты ни в чем его не осуждаешь, не считаешь хуже себя и другим, что мы, в первую очередь, просто люди. А на этом уровне всегда можно быть вместе!

Здравствуй, Человек!..

P. S. : Быть человеком - нормально, в смысле, естественно. А сказка - ложь, да в ней намёк... И сказка эта - о принцессе на горошине - всего лишь атомная часть в огромном и прекрасном мире книг о людях. Атомная - от слова "атом"... Из самых маленьких самая маленькая складочка на шлейфе... Песчинка, не превратившаяся в жемчужину для короны... Бывает же такое недоразумение...


Рецензии