Все мы родом из детства

Покрестили меня в восемь лет. Но желание быть крещенной было, и давно. Как-то раз во дворе зашел разговор с младшими девочками-двойняшками о том, что их завтра будут крестить. И у же не в первый раз внутри ожило: "хочу креститься, хочу", и тоска...

А до этого был журнал "А почему?", который мне приносил почтальон раз в месяц. Журнал мне очень нравился, и почтальона я ждала уже с вечера накануне, а утром сидела на скамейке у подъезда и получала свежий номер лично в руки. В нем рассказывалось обо всем и все объяснялось.

И в одном из номеров напечатали понятие молитвы и саму молитву: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!" Это была первая выученная мною молитва, которую я постоянно бубнила и пела.

И вот, приехали погостить бабушка с дедушкой, как показала жизнь, в последний раз. И бабушка просто поставила всю семью перед фактом, что нас крестят - меня и брата с сестрами. И привела в храм!

Помню, что все Таинство, кроме радости, меня посещала одна и та же мысль - "хочу понимать, как жаль, что я не знаю ничего о том, что сейчас происходит". Покрестить - покрестили, но в храм наша семья пошла не прямым путем, а долгой дорогой в обход. Эта другая история - о юношестве, зрелости и старости, и даже о смерти...

А пока, оказавшись в очередной чудесный раз в храме, я ходила от иконы к иконе и искала одного и того же святого. Я терялась в изобилии икон и своем незнании обо всем, как здесь устроено. Лица на иконах казались живыми, но я не знала, могу ли я к ним подойти. А этот был, почему-то, своим. Почему, не помню, надеюсь, однажды это всплывет в памяти.

Но, ходя по сверкающему чистотой и красотой храму, всем, улыбающимся мне, ребенку, бабушкам, на вопрос о том, кого я ищу, я отвечала одно: "Мне нужно только к одному, дедушке, с белой бородой". Меня подводили, и я узнавала "своего" Николая Чудотворца. Говорила ему: "Здравствуй!" и молчала. Бабушки же рядом советовали просить. И я просила. Но хотелось поздороваться и просто помолчать.

А на полке с любимыми книгами все детство простояли три иконки: Божией Матери "Почаевская" и "Жировицкая", и Анны Пророчицы.

Все мы родом из детства, и в этом, вышеизложенном смысле, лучше, чтобы детство не кончалось. Потому что возвращаться в него тяжело и долго. Потерю детства можно охарактеризовать простым словом - грех. Грех же - болезнь, которую сам человек своими силами излечить не может.

И вот, что хочется особо отметить. Мы часто воспринимаем своих детей, как неразумных и несмышленых. Разумным и важным мы считаем материальные и статусные блага. А опыт Церкви и психология разъясняют, исходя из разных источников, что личность полностью формируется годам к восьми. Дальше только перевоспитывать, ломать, или - самовоспитание. То есть то, что заложили в ребенка к этому возрасту и будет его ресурсом на всю жизнь.

Церковь говорит о том, что до семи лет - ребенок не способен полностью отдавать отчет в своих действиях, а с семи - требует, чтобы он исповедовался и причащался наравне со взрослыми. Должно происходить и знакомство с постом. Получается, для Бога в семь лет ты уже вырос. И так теряется самое важное и ответственно время...

А просто ребенок - это такое огромное сердце на двух ногах, познающее мир напрямую, в обход извилистости мозга. Ребенок не засорен ненужной информацией, установками, навязанными комплексами. Он просто живет.

У нас в центре была одна девочка. К трем годам она была оставлена семьей, очень плакала по маме. Семейную ситуацию нельзя было исправить. Верующие сотрудники посильно говорят с детьми о Боге. И, в ста процентах из ста одного, этим детям остается только одно - молиться. Дети разные - и слышат по-разному.

В одном из разговоров эта маленькая девочка рассказала о том, как она молилась. Когда она ложилась спать, она сначала накрывалась одеялом с головой, и просила, чтобы у нее появилась мама. Она поразила нас. Потому что в центре она была года полтора. Ей было уже четыре с половиной. Но она была взрослее многих из нас. У нее с Богом были настоящие взрослые отношения. Ее новую маму звали Любовь, а папу - также, как крестившего ее священника. Искренне надеюсь, что она сохранит себя таким же взрослым ребенком.

И если бы дети всей Земли... И сами мы... "Взрослые"...

А Николай Чудотворец так и остался святым покровителем всей семьи. И он, действительно, покровительствует.


Рецензии