Бабье лето

Весна неумолимо набирала обороты, перерастая в желанное и удобное лето. Окна класса были открыты и в них плыли солнечные облака, качались цветущие деревья, пели и звенели стайки птах. Скоро экзамены и выпускной, а потом взрослая, самостоятельная жизнь, у каждого - своя дорога.

Вера хорошо училась, лучше многих, знания давались ей легко. Специальность была выбрана, волнений особых не было - они просто не допускались до ума и сердца.

В этот день беспокоило другое. В семье был меленький материальный достаток, хватало только на самое необходимое, и в это необходимое выпускной не попадал. А расходы были немалые. Наряд, цветы, подарки учителям, праздничный стол, развлекательная программа. Денег в семье не было. Вариантов тоже. Просто не пойти? А это как?...

Вера к такому решению готова не была, просто не могла принять - и все. После уроков она ходила по улице городского частного сектора, почти не замечая яблочных и вишневых ароматов бело-розовых цветов и людей, раз за разом возобновляя разговор с родителями и получая один и тот же ответ.

- Вера, у нас нет денег. - говорила мама неизменную фразу.
- Но у меня выпускной!? Мне что - не идти??? - с неприятным и дрожащим содроганием внутри, жалобно вопрошалось в ответ.
- А я что могу? - ...
Папа молчал. Вера шла дальше...

Наступили выходные, и из другого города приехала навестить родных старшая сестра Веры - Надежда. Разница в возрасте в 15 лет позволяла Наде иметь работу и личные средства. Сестры дружили - младшая была влюблена в старшую, а та ей покровительствовала.

В критических ситуациях Вера не жаловалась Наде, а просто рассказывала о проблеме - и молчала. В большинстве случаев помощь приходила. Перешивались джинсы и платья, заказывались красивые фотографии, заступались, слезы утирались, часто - все баловались и смеялись. Помощь пришла и на этот раз. Надя задала только один вопрос: "Сколько?"

И уже через неделю, после очередной учебно-рабочей недели, девчонки обошли все магазины и рынки в поисках того самого платья. Ничто не приглянулось.

Возвращаясь домой, они встретили знакомую продавщицу одежды, у которой сестры и нашли - благородное и простое, белое, атласное, до колен, с юбкой-колоколом, и воротником-бабочкой. Волосы решено было украсить белыми же цветами, как у невесты. Денег было потрачено ровно, сколько и планировалось - копейка в копейку.

Неожиданным стало решение родительского комитета: не заказывать фейерверки и прочий стандартный набор выпускных развлечений, отметить событие в актовом зале родной школы, а не в кафе, средствами же, собранными на выпускной, оплатить поездку класса в соседнее село.

В нем сине-голубым цветом высилась старинная церковь, с чудотворной иконой и святым источником, а рядом, каплями росы в ладонях леса и трав, хлопали глазищами несколько озер. Особо верующих ни среди детей, ни среди родителей не было... И не особо тоже...

... Это было первое святое место, в котором побывала Вера. Дети не были знакомы с церковными правилами, взрослые, видимо, тоже - потому и не предупредили - все, как один, были одеты в топики и короткие юбки с шортами.

Им повезло. У дверей их встречала миловидная русоволосая женщина средних лет, ласково обнимавшая каждого очередной кофточкой и платком из запасников.

Храм принял Веру. Впервые в жизни она почувствовала острый укол благодати в душу. Тогда она не знала, что это такое, но запомнила на всю жизнь...

... Десять лет. Юбилей школы. Встречи одноклассников. Завтрашние выпускницы сидят за столиками и регистрируют вновь пришедших. Все, что интересует, относиться только к профессиональной деятельности. Должность. Рабочий статус. Больше ни чем не была измерена жизнь вчерашних детей.

Эхо грусти внутри перекликнулось с облегчением. И хорошо, что больше ни чем. Со статусом и должностью у Веры все было в порядке. Даже образование не понадобилось, только упорство и труд. Но почему-то чувствовалось Вере в этих статусах и должностях что-то лживое, ненастоящее. Она говорила правду о себе, и в тоже время, знала, что она врет.

Искренне обрадовавшись ушедшей на пенсию классной руководительнице и прослезившись от снятого школьниками фильма о втором доме, Вера отказалась от продолжения в кафе - и постаралась сразу забыть об этом дне. Больше он и не вспомнился.

Все закружилось, разболелось и вылезло изнутри наружу. Не сложилось счастье. То, что было совсем не интересно никому на той встрече вчерашних школьников. А счастлив ли ты? И что есть для тебя твое счастье? Вера, любовь, семья, деньги...

В тот день никто не поинтересовался даже тем, создала ли Вера со своими одноклассниками семьи, родили ли детей. Конечно, мужья с женами и детьми не гарантируют любви и счастья, но за их наличие можно хотя бы спрятаться. Вере прятаться было не за что и не за кого. Как и ее старшей сестре Надежде. Больше на встречи выпускников Вера не ходила.

А боль росла, и выливалась в очередную ошибку и очередное - не сложилось. В какой-то момент Вера и Надя поставили на себе крест. Старшая стала пить, младшая увлеклась восточными философиями и практиками.

- Сегодня мы с вами исполним интересное упражнение. Встанем в круг и возьмемся за руки. Давайте почувствуем друг друга! И будем передавать свою энергию по часовой стрелке. Слева принимать, направо отдавать. Больше, сильнее! Все чувствуют? Вера, ты чувствуешь?

Вера чувствовала. Она немного знала всех людей, кто стоял сейчас в круге, она знала женщину слева, которая передавала ей сейчас часть себя, и того, кто стоял справа... Она их не хотела. Не хотела принимать и отдавать. Ее тошнило. Бежать! Куда...

Одна парта на двоих и с первого класса вместе. Их часто называли сестренками, ибо внешне у них действительно было много сходства, начиная от роста и цвета волос, заканчивая овалом лица и манерой общаться.

Сонька давно ходила в храм. Не сразу, к сожалению, сильно обжегшись об отношения с первым мужем, она доверилась своей верующей бабушке и умиротворилась, непрестанно молясь о даровании ей второй половинки.

- Решай сама, я могу тебе только подсказать. Съезди к батюшке, он многим помог, он добрый и все понимает... - передавала эстафету Соня от бабушки к названной, теперь уже во Христе, сестренке.

Она начала бороться. С собой, любящей только вечерние службы, и не желающей ходить в храм в юбке. С нападающими на нее в каждой церкви бабульками. Со страхами и ошибками, с потраченными на грязь лучшими годами молодости. Статус и должность были выкинуты за ненадобностью и неинтересностью.

Поездок к Наденьке стало еще больше. Храм у старшей сестры стоял в ста метрах от дома. Бросить пить у нее не получалось, денег не было даже на хлеб, но идти вместе с Верой в Дом Божий она не отказывалась никогда, в каком бы состоянии ни была.

... Лето отыгралось перепадами жары с ливнями. Как всегда, его не хватило, но буйство радости отпускалось свободно в обмен на ласку и нежность бабьего лета.

Тихая радость была разлита большим океаном во всем - в опадающей листопадом и шуршащей под ногами листве, в черных галочках, клиньями пересекающими приседающее в реверансе небе, в запахах пожухлости и дышащих землей кострах, в замершем внутри и снаружи миге...

Церковь, одним цветом с небом, растворялась в нем, святая водичка в колодце манила знакомостью и желанностью, на стенах - родные, и... Вера была счастлива. Тихо.

- Привези ее к нам. Пусть окунется в источнике. Сюда многие приезжали и приезжают. Сколько чудесных случаев произошло на моих глазах. После того, как люди искупались... Привези!

Вера не стала объяснять Наде, куда они собрались. По опыту она знала, если сказать заранее - сестра не поедет, найдет множество причин и неотложных дел, отговориться на другой, какой-нибудь следующий раз.

Только позвонила и попросила съездить с ней по очень важному делу, куда сама Вера ехать одна не может, побаивается - дорога дальняя, на автобусе одна не ездила, да и вместе можно побыть. Надя собралась и поехала легко.

Денег на поездку хватило ровно, копейка в копейку! Оказавшись у ворот, старшая сказала младшей: " Как я давно хотела искупаться в источнике! Наконец-то! И воды с собой побольше надо набрать..." Надя под молитвенное пение младшей сестры трижды окунулась в воду.

Погода плакала и смеялась... Фигура у Веры осталась прежней. Белое платье с юбкой-колоколом продолжало лежать в "сундуке". Все ждали Любовь!..

P.S.: "И сказал мне ангел: "Чуть-чуть продержись... Я завтра подарю тебе новую жизнь!" ("Ангел Веры").


Рецензии