Первый опыт

«Мы едем в очень старинную церковь…» Первый приезд в Ташлу в 16 лет был Встречей… Де-ре-вян-ная… Как ожидание… Переступив порог церкви, я, словно, шагнула в другую реальность. Внутри все остановилось и замерло. Что это? За порогом летняя жара в 34 градуса и лиственно-небесный пейзаж в широких зелено-синих мазках, а здесь – мягкая согревающая прохлада, от которой внутри храма распустился, расцвел осенне-весенний букет из бело-нежной, дымчатой пелены самой атмосферы и багряно-золотого листопада убранства церкви.

Как будто, сама природа взяла в руки кисть и палитру красок из всех цветов радуги, чтобы украсить собой каждую икону. Каждый мазок краски – как драгоценный камень… И каждая клеточка, каждый атом кислорода тоже казался пропитанным ароматом этого букета…Предчувствие праздника и тихая грусть одновременно… Здесь целый мир.

Снаружи церковь показалась такой маленькой, а внутри, вдруг, оказалась такой большой – широкой и глубокой, необъятной. Стены, в буквальном смысле, расступись. Все, все казалось таким объемным, большим, просто огромным. Потолки и свечи очень высокими, пространство очень широким, стены и подсвечники очень длинными. Иконы большими-пребольшими. И живыми. Их так много!? И люди очень… Воздух казался одновременно и разряженным, и заряженным. Он, как будто, плавился, обтекая предметы и людей, увеличивая и делая еще более объемным то, что я пыталась объять и понять, осознать хотя бы глазами. Как так?! В руке свечи… А я все стояла и стояла…

Ко мне подошла молодая-пожилая женщина. Заботливо укутала по-летнему открытые бретельками майки плечи – «Доченька, здесь церковь. Это Храм Божий…» И, обнимая, повела…

Обнимала, водила, показывала, объясняла… Внутри было такое чувство, будто в церковь я пришла сегодня в первый раз. Заново вглядываясь в лики святых, я, словно, с ними впервые встречалась. Встречалась и знакомилась.
Было неодолимое ощущение, что я прикладываюсь к живому. Глаза обводили иконы, а в голове только одна чувствуемая, проживаемая мысль – они живые. Каждый раз, приближаясь к иконе, хотелось этому неизвестному-известному живому прошептать – «Здравствуйте!» И не поднимать глаза. Каждый святой думался, чувствовался таким красивым!.. И что он здесь, сейчас рядом со мной, смотрит на меня. И что мы все одновременно живем – здесь и сейчас. И что это взаимно…

Все переживаемое в этот момент обволокло собой. Для него не было границ. Все растворено и снаружи, и внутри, а между – только тонкая оболочка кожи в два миллиметра… Оно проникло внутрь и заполняло собой неизвестные глубины. Казалось, что я насквозь пропитываюсь переживаемым. Внутри стал пробиваться трепет. Оставаться или уходить?
Даже вопросы в голове звучали объемно, неоднозначно… Попросила подвести меня к Николаю Чудотворцу. Приложилась…

Ухожу, а сама все оглядываюсь и оглядываюсь, и еще, и еще… Не потрогать руками… Не унести с собой… Не сфотографировать на память… Не объять… Не запомнить… Каждую черточку, каждое мгновение, каждую такую желанную «мелочь»…

… За спиной дверь… Спускаюсь по крыльцу… Калитка… Калитка – до. Калитка – после. Что со всем этим «до, во время, после» делать?.. Может, в следующий раз границы моего внутреннего пространства станут хоть чуточку побольше…

Так и осталось в памяти. Такая маленькая с виду церковь… И лето тогда только начиналось!..

Побывав здесь после, я так и не решила для себя этой пространственной загадки. То оказывалось, что церковь внутри не очень большая, то удивляло, как здесь может помещаться столько народу... Потому внутри оно и прижилось так… Где-то отдельно деревня, без единого штриха к «портрету»… Где-то отдельно – храм. Ташла – это церковь. Де-ре-вян-ная… Как благодатная…

P.S.: 21 октября 2017 г. Церковь празднует 100-летие чудесного обретения иконы Божией Матери "Избавительница от бед" в селе Ташла Самарской области.


Рецензии