Судьба быть русским

Эпиграф - анекдот:
"В израильской адвокатской конторе клиент рассматривает таблички с фамилиями адвокатов.
ШТЕЙНБЕРГ... ФРИДМАН... АПШТЕЙН... ИВАНОВ
"Запишите меня к Иванову", - обращается он к секретаою офиса.
"Хорошо. Но почему именно к Иванову? У нас есть несколько блестящих адвокатов",
" Знаете ли, я доверяю деловой хватке человека, сумевшегося закрепиться в такой компании!"

Прожив в Израиле 20 лет, я составил собственное представление о народонаселении страны. В официальных статистических сводках оно традиционно на три четверти представлено евреями и на одну четверть - израильскими арабами.
В действительности же национальный состав Израиля очень пестрый. Я бы сравнил население страны с лоскутным одеялом, сшитым из большого числа разноцветных и разноразмерных заплаток. Мои наблюдения не претендуют на особую корректность. Я ленив и не углублялся в справочную литературу, поэтому делюсь лишь своими впечатлениями и личным опытом, приобретенным в разных житейских ситуациях и в общении с другими, более информированными израильтянами.
Позвольте начать с арабов. Кроме того, что какая-то часть их - мусульмане, а другая -христиане, в стране имеются бедуины и друзы. Друзы на Севере конфликтуют с арабами (дело иногда доходит до поножовщины и перестрелок). Бедуины на Юге пасут баранов, вороют электричество из энергосетей и промышляют контрабандой наркотиков. Арабы, живущие к Западу от Иордана - израильские, к Востоку, на "территориях" - палестинские. Среди первых и вторых - много близких родственников. Часть палестинских арабов живет на территории собственно Палестины, где правящая политическая партия - традиционно Фатх, а другая часть - в секторе Аза, который управляется Хамасом. Второй по значимости партией в этом секторе является Исламский Джихад. Политическая конкуренция, а иногда и боевые столкновения между двумя террористическими организациями - несомненное достижение палестинской демократии. Ну, и вишенка на торт: в Палестине есть даже деревня, в которой живут генетические евреи, некогда принявшие ислам. Двое таких прозелитов несколько лет назад, демонстрируя новообретенным арабским братьям желание быть святее Пророка Мухаммеда, устроили теракт со стрельбой в популярном Тель Авивском центре отдыха...
Разнообразие еврейских общин ещё богаче: ашкеназы, сефарды, американские... афроамериканцы, румынские, итальянские, французские, польские (аргентинские и бразильские - тоже по большей части поляки) марокканские, йеменские, эфиопские, иракские...
В соответствие с официальной статистикой все не арабы (гастарбайтеров всех мастей я тут перечислять не буду, кого здесь только нет) - евреи по умолчанию. В силу разных культур и обособленностей диаспор люди различают друг друга по стране исхода. Таким образом, например, израильские евреи могут быть эфиопами, румынами, французами и т.д. Французами, между прочим любят считать себя и марокканцы, но общего у их страны исхода с Францией не больше, чем у Молдавии с Италией - испорченный язык бывшей метрополии. Выходцы из Узбекистанана здесь зовутся бухарскими, из Грузии - соответственно грузинами, махачкалинцов - здесь зовут кавказцами. Переселенцы из этих постсоветских республик сразу же по приезду вливаются в свои израильские общины и поэтому получают свое место в табели о еврейских национальностях. Всех переехавших из России и Украины называют тут русскими. Фамилии моих друзей тут Лернер, Шнейдерман, Зилбер и Вайсбен. Все они, говорящие по-русски и не влившиеся в устоявшиеся общины, тут - русские. И не важно, был ли ты в стране исхода евреем или только состоял с ним / с ней в супружеских отношениях, в Израиле ты будешь русским, потому, что ты не привык сбиваться в диаспору себе подобных в отличие от бухарских и русскоязычных грузин. Кроме языка и принципиальной неинтегрированности в общины русских отличают маленькие семьи, состоящие из двух родителей, одного ребенка и собаки (кошки), высшее образование с невостребованными профессиональными навыками концертмейстеров, театральных режиссеров, учителей русского языка и литературы и т.д., умение играть на пианино, гитаре или скрипке, неумирающая традиция встречать Новый Год с шампанским, оливье, холодцом и селедкой под шубой, употребление в пищу свинины не только в Шабат, но и в другие дни недели, непосещение синагог, неношение кип и презрительно-настороженное отношение к досам (религиозным евреям).
Удивительно, но русским не обязательно родиться. Им можно стать. Лет 18 тому назад мне довелось пообщаться с девочкой-подростком из то-ли марокканской, то-ли йеменской семьи. Родители почему-то отдали ее учиться в школу с интернатом, в которой училась и моя дочь. Надо сказать, что для маленьких русских семей, в которых обоим родителям в борьбе за выживание приходится много работать, интернат с круглосуточным проживанием ребенка при школе помогает удержать последнего в некоторых рамках и не остаться в беспризорниках при живых маме и папе. Зачем понадобился интернат ребенку из ближневосточной, скорее всего большой семьи с бабушками и дедушками, я не знаю. Но, очевидно, в жизни случается всякое...
Короче, девочка эта обладала типичной для жителя Северной Африки внешностью: темная желто-коричневая кожа, вьющиеся черные волосы, большие черные глаза с поволокой. Говорила девочка на безукоризненном русском, который впитала как губка в общении с русскоязычными школьниками. Девчонка настолько прониклась постсоветским культурным наследием, что даже натащила домой аудиозаписей популярных в то время российских рок-групп. Дочь рассказывала мне, что эти записи особенно сводили с ума её родителей, не понимавших по-русски ни слова и привыкших наслаждаться музыкальными композициями арабских исполнителей в стиле Бюль-Бюль Оглы.
Надо сказать, что так называемые русские (в прессе и по телевидению их политкорректно называют русскоязычными) составляют солидную часть израильского населения. Поэтому, если израильский гражданин не может прикрыться своей национальной еврейской общиной, и если при этом он - не араб, он скорее всего русский. Вероятность оказаться черкесом, немцем - лютеранином или бурятом-шамаистом существует, но она небольшая. Такая логика привела меня давеча к неожиданному, но не лишенному смысла выводу, которым мне не терпится поделиться. Но прежде - еще одно наблюдение. В Израиле нет государственной службы регистрирующей браки. Такой как ЗАГС в СССР или probe court в США. Люди, по крови соответствующие религиозным канонам, женятся при посредничестве раввина или муллы. Отторгнутые религией гои и кафиры женятся с помощью кипрских или пражских клерков Гименея. Дело в том, что для вступающих в брачный мезальянс (с точки зрения израильских служителей культа) есть возможность пожениться за границей. Такой брак, скрепленный официальной печатью другой страны, будет признан и в Израиле. Для этого организуются специальные заграничные туры с регистрацией брака, шампанским, лебедями и т.д.
Интересно однако, что дети родятся евреями только в тех семьях, где евреем является мать. Потому, что по Галахе (свод древних еврейских законов) еврейство передается по материнской линии. Таким образом, если ваша пра-пра-пра- в десятой степени еврейская бабушка согрешила с гоем, и плодом этой грешной любви стало рождение ребенка, он будет полноценным евреем, хоть и с половинным набором гойских хромосом. Представим себе, что родилась девочка. Вот девочка выросла, вот и она выходит замуж... за гоя (я лично верю в родовой рок, преследующий семью из поколения в поколение), а потом и её дочь - туда же, и уже её дочь, и её... Короче, на выходе получаем чистой воды китаяночку - галахическую еврейку Сунь-***-Чай. В Израиле наша Сунь сочетаться браком сможет только с галахическим евреем. Но выйдет замуж она скорее за границей за какого-нибудь хунвейбина Вынь Сухинь и будет рожать галахических евреев где-нибудь с видом на Великую Китайскую стену.
Но вот представим, что в брак вступили еврей и нееврейка. Ребенок, увы, родится гоем, и не важно, что в крови гойской матери еврейских генов может оказаться больше чем в крови Арье Дери. В этом случае национальность потомства должна также записываться по нееврейской маме. У арабов, кстати, наоборот: арабство наследуется по отцовской линии, как это было в старозаветные времена у евреев: "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его..."
Интрига приключается в том случае, если потомство приносит еврейская мама и арабский папа. Сразу оговорюсь: ситуация нестандартная и даже маловероятная, но не невозможная в принципе. Ребенок от такого брака может выбрать национальность. По маме он может записаться евреем, а по папе - арабом. И уже настоящий казус возникает, если арабская женщина родит от еврея. В этом случае ребенку национальность не может быть записана ни по отцу, ни по матери . Быть без национальности человеку никак нельзя. В Израиле человек может быть либо евреем, либо арабом либо русским. Кем, если не русским будет ребенок, когда быть арабом и евреем ему нельзя? Черкесы или немцы-лютеране его вряд ли к себе примут.


Рецензии