Апокал. Рёв 99
- на авторском сайте Анатолия Бочкарёва "Ревущаябочка.рф"
https://bo4ka-rev.ru
- на авторском канале А.А.Бочкарёва - в Яндекс Дзен - "Ревущаябочка".
Статьи и нарративы из книг автора. С использованием документальных фото, картинок и анимации.
Источник изображений: https://images.yandex.ru
* * *
ГЛУБОКО ТРАГИЧНОЙ оказывалась судьба искренних русских патриотов, журналистов и писателей, оказавшихся в немецкой оккупации и как-то так «не совпавших интересами» с партизанами и подпольщиками. Многие из них ранее были репрессированы ленинско-сталинской системой и на захваченной территории оказались в ситуации, названной Львом Троцким «ужасным выбором между Сатаной и Вельзевулом».
Самый пронзительный рассказ о СЛОНе (Соловецком лагере особого назначения) - «НЕУГАСИМАЯ ЛАМПАДА» - принадлежит русскому писателю, узнику этого одного из наиболее страшных учреждений большевистского Гулага - Борису Николаевичу Ширяеву.
ЭТА КНИГА стоит наравне с «Колымскими рассказами» Варлама Тихоновича Шаламова. По сравнению с обоими произведениями - «Архипелаг Гулаг» А.И.Солженицына - лишь малохудожественная и малодоказательная хроника преступлений большевизма, хотя для истории вероятно и не менее значимая!
После вынужденного «сотрудничества» с нацистским Вельзевулом и не желая кланяться отечественному Сатане, даже перед неминуемой расправой - Борис Ширяев бежал с отступающими немцами и казаками на запад. Попал в северную Италию и англо-американцы должны были выдать его большевикам. Казаки под Лиенце к этому времени получили приказ своего атамана П.Н.Краснова «Умереть, но не поклониться Сатане!» и действительно уже умирали, семьями бросаясь в альпийские пропасти.
СПАСТИ МОГ ТОЛЬКО папа римский, но лишь при условии принятия католичества. Насмотревшийся на «заступничество» пресвятых русских угодников на «святых Соловках», а вслед за ними и на православных священников, буквально толпами продававшихся то большевикам, то гитлеровцам, Борису Ширяеву вероятно было не очень трудно сделать выбор в пользу папы римского. Таким образом проскользнуть между обступившими его адскими церберами - назад в жизнь.
ТАМ, в Италии, будучи уже католиком, преданный своей Родиной и своей замечательной религией - Борис Ширяев и написал свою великую «Неугасимую лампаду» - настоящий памятник всем несчастным русским душам, перемолотым сначала Сатаной, а затем и Вельзевулом. Не спасённым и не спасаемым никем и никак...
БУДУЧИ ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ставропольской краевой газеты и приложения к нему, издававшихся во время немецкой оккупации, а также (по нацистской табели о рангах) ещё и «капитаном Русской Освободительной Армии», а на самом деле - всеми гонимым русским писателем, Борис Ширяев хотел сделать свою газету, хоть как-то «пробуждавшей надежды» на лучшую жизнь в России. В ней сам он, пожалуй, уже давно разуверился. Со времён Соловецкого концлагеря и трёхлетней ссылки в Среднюю Азию.
НЕМЕЦКАЯ ОРТСКОМЕНДАТУРА, приютив русского писателя, его не особенно давила, поначалу была относительно великодушной, поэтому и Ширяев со своим журналистами старался не слишком конфликтовать с оккупантами, не выставлять их чересчур уж смешными, в том числе из-за незнания ими прежних русских порядков.
Зато все жуткие «порядки» сталинизма выступали на страницах его издания в особенно цепенящей красе и полноте. Узник страшных Соловков и будущий известный писатель не мог не высказать и своеобразного признания тем, кто эти «порядки» хоть на какое-то время отодвинул. И пока ещё не слишком проявил свои.
«Германская армия показала нам образец гуманности и корректного отношения к населению, принесла нам свободу, возвратила религию, вернула личную инициативу и частную собственность, сохранила нам хлеб, который отнимали у нас большевики», - писал автор «Неугасимой лампады» в сентябре 1942 года.
(ГАСК. Газета "Ставропольское слово", 25 сентября 1942 г).
ВОТ ТЕКСТ другой редакторской передовицы из ширяевской газеты: «Германская армия ведёт борьбу исключительно против большевизма! Жидовско-большевистские угнетатели на продолжении многих лет порабощали и высасывали вас. Что они вам рассказывали о немецких солдатах и национал-социалистах сплошная ложь; вы сами можете убедиться в том, что германские солдаты хорошо обращаются с вами. Германская армия обеспечит крестьянам свободу на собственной земле! Будут восстановлены частная собственность и свобода вероисповедания. Народы Кавказа получат национальное самоопределение. Открывайте церкви и мечети».
(ГАСК. Р - 1059, оп. 1, д. 14, л. 37).
«ТАЙНЫ КРЕМЛЁВСКИХ ВЛАДЫК» - так в газете Б.Н.Ширяева «Ставропольское слово» называлась перестроечная рубрика бессмертного типа «Их нравы».
Серия материалов о повадках и нравах кремлёвских тиранов, опубликованная в колонках этой рубрики, конечно же открывала глаза многим жителям оккупированных территорий на потайные стороны жизни их вчерашних и завтрашних владык. Фактаж валил густой и точный. Красный террор, голодомор, даже «кулуарные» подробности и слухи - в общем, всё вместе.
(ГАСК. Газета "Ставропольское слово", 7 октября 1942 г.).
ПРАКТИЧЕСКИ КАЖДАЯ оккупационная газета использовала подобный приём, пытаясь сформировать «новое общественное мнение». С первых же номеров они выходили под громыхающими рубриками об «Их нравах» краеугольных передовиц: «На похоронах жертв НКВД», «О смерти Фрунзе», «Вечная память замученным», «Жуткие воспоминания», «Россия в концлагере», «Беломорканал», «Паразиты».
(ГАСК. Газета "Пятигорское эхо", 23 августа, 25 августа 1942 г.).
Множество карикатур, в том числе подпольные прошлых лет. Например такая: стоят по обе стороны речки две орды, по одну с богатырями Троцким-Бронштейном, Каменевым-Розенфельдом, Зиновьевым-Радомысльским, а по другую - с батырами Джугашвили, Микояном, Енукидзе, Орджоникидзе. Подпись: «И заспорили славяне - кому править на Руси».
ПОЧТИ ПРЕЖНЕЙ «классовостной» язвительностью и уверенностью типа «трудящийся народ их не поддержит» и «враг будет разбит, победа будет за нами» - наполнялись разного рода эпические зарисовки, занимающие целые полосы.
(ГАСК. Газета "Кавказский вестник", 13 декабря 1942 г.).
ИЗВЕСТНЫЙ в немецкую Перестройку публицист и пропагандист «нового порядка» на Северном Кавказе Ростислав Алидзаев в своём красочном очерке «В тылу у красных» с метким пафосом описывал дезертирство из красных частей, похвально-повальное бегство новобранцев РККА (естественно, из малых народностей) в горы, притом, с оружием в руках и конечно с непременной целью дождаться-таки «освободителей».
«Народы Кавказа проявляют в этом свою серьёзную решительность и немало горы и леса скрывают этих отважных, чьи отряды иногда поражают своей дерзостью. Курьёзный случай в этой области имел место в Ингушетии. Там формировалась национальная ингушская дивизия. Всё шло гладко и дело подходило к концу. Однако, когда бойцам выдали оружие и раздали лошадей, на следующую же ночь 200 с лишним всадников исчезло из расположения частей. Пока разобрались в чём дело, к утру последующего дня не досчитались ещё 112 человек. Формировка была отменена и секретным приказом Сталин, распустив ингушей, запретил их брать в армию, как морально и политически разложившийся народ».
(Там же).
Национальная тема, разумеется, пользовалась исключительной популярностью. Разноплеменные авторы, всяк на свой лад, восхваляли свой собственный, «маленький, но гордый народ», взывали к его лучшей доле. Разумеется, на ломаном русском языке. На нём точно так же и изъяснялись с оккупантами. Ломали "великий и могучий" с обеих сторон - и немцы и горцы.
Так и не доломали.
«За что должен умирать лезгин? За свою разрушенную саклю? За то, что его родной брат расстрелян в Махач-Кала чекистами? За что должен храбро сражаться кабардинец? За то, что у него отняли Пророка, сожгли книги, написанные священными начертаниями, за то, что обложили его такими налогами, от которых избавление одно, убежать от своего хозяйства.
За что должен стрелять в немецкого солдата карачаевец, ингуш, осетин, чеченец? За то, что их загнали в колхоз и веками собранное хозяйство расхитили и продали комиссары? Почему кавказец должен воевать с германцами и защищать Сталина, который разрушил аулы и селения?..
Кавказец, хоть один немецкий солдат убил твою жену, отобрал твоё добро, сжёг твоё жилище, - как это делали большевики? Нет, они принесли тебе жизнь, радость, свободный труд, свободу религии. Кто из германских воинов вытоптал твой огород, кто оскорбил твои обычаи, благородную старину, юность твоих сынов и тихую мудрость твоих отцов, как это делали большевики? Нет, уважение к тебе и к твоему очагу, закон охраняющий твои права принесли немцы...».
(Разрядка моя — А.Б.) (ГАСК. Газета "Пятигорское эхо", 12 сентября 1942 г.)
(Общались они между собой на ломаном русском. Ломали «великий и могучий» с двух сторон, но тогда он так и не сломался!)
АПОФЕОЗ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОГО «Второго Казачьего Сполоха» (закончившегося трагедией Лиенца) поэтически описывает его собственный корреспондент, публицист атаман Пётр Донсков:
«Какие думы владеют стихией исхода казачества с родных земель, какие чувства зовут:
Под свободные знамёна Добровольческих полков
От Кубани и до Дона Шли отряды казаков.
За что казаки-артиллеристы расстреливают советские танки под Батайском:
За поруганную церковь, За расстрелянных отцов.
Косят красные цепи кубанские казаки из пулемётов на кубанском предмостном укреплении:
За погибших в 33-м Всех кубанцев и донцов.
Идут донцы в атаку на советскую гвардию под Новочеркасском:
За сожжённый край родимый, За станицы, хутора.
Бросает противотанковую гранату молодой казак под советский танк в бою у Матвеева Кургана и сам погибает под гусеницами танка: За детей и женщин слёзы Отомстить пришла пора».
(Донсков П. Дон, Кубань и Терек во второй мировой войне. - В сб. Трагедия казачества... с. 583.).
ТАКОВА И ПУБЛИЦИСТИКА в прозе этого, Второго Сполоха казаков:
«Вылетела на простор, развернулась на скаку казачья лава, смяла, раздавила передние ряды красных автоматчиков. Мечут молнии казачьи клинки, вонзаются в ряды бегущих казачьи пики.
- Казаки!!! - понеслось по рядам врага страшное наименование лучшей конницы в мире... Всё смешалось и побежало.
Разгром лучших передовых частей 2-й гвардейской армии красных и 360 пленных были наградой донцам за их неустрашимый подвиг во славу Тихого Дона и в память павших на этом поле отцов и старших братьев в 1918 г.».
(Там же. с. 582).
« - Первый Донской полк, в штыки, ура !
И будто громовым эхом отразилась эта команда в небе. Эскадрилья немецких бомбардировщиков шла на выручку своих новых боевых друзей». (Там же. с. 585).
(«ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ». Второй гвардейской армией командовал знаменитый генерал Родион Яковлевич Малиновский. В декабре 1942 года фактически по собственной инициативе он остановил самого фельдмаршала Эриха Манштейна на реке Мышкова и сорвал деблокирование Паулюса. Эти события известны по роману Юрия Бондарева «Горячий снег» и одноимённому фильму. Гвардейцы стояли буквально насмерть!..
Р.Я.Малиновский затем являлся командующим Южным фронтом, переименованным потом в З-й Украинский, освободившим Северный Кавказ, Южную Украину, Венгрию и Австрию, а впоследствии Забайкальским фронтом. Осуществил невероятный прорыв через пустыню Гоби, преодолев непроходимый горный хребет Большой Хинган.
В августе 1945 года он внёс решающий вклад в окружение и разгром лучшей японской - Квантунской армии. Маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский был и министром обороны СССР...
В мемуарах Родиона Яковлевича - нет ни слова о том, как его беспощадно громили казаки, перешедшие на сторону гитлеровцев, кроме пары упоминаний о мелких стычках с ними.
Впрочем, вероятно всё это произошло до его назначения на непобедимую вторую гвардейскую в ноябре 1942г.)
ЗВУЧАТ В КОНЦЕ КНИГИ Петра Донскова, описывающего со своего берега кровавый антибольшевистский Второй Сполох, заключительные строки общеказачьего гимна (на мотив популярного и в ельцинский беспредел хронически перестроечного шлягера «Поручик Голицын»):
«Полыхают пожаром казачьи станицы,
Ветер пепел несёт по родимым полям,
Есть, за что нам с кровавой коммуною биться,
Есть, чем будет порадовать родину нам...»
(Там же. с. 606).
НЕ ТОЛЬКО ТАКИЕ СТРАСТИ бушевали, выплёскивались со страниц новоперестроечных, оккупационных публикаций. С помощью разного рода авторов, журналистов и писателей потихоньку начинала выходить на страницы оккупационных газет и «большая политика» и новые, теперь уже «наши нравы», то есть, опять же «ихние», оккупантские.
ШИРОКО ПРОПАГАНДИРОВАЛАСЬ необходимость всякой регионализации-автономизации России, раздавались щедрые авансы (вопреки пункту второму директив для ортскомендатур по управлению прессой) под будущие возможные автономии. Оставалось только начать это дело на практике!
Пресса и в этом опять провоцировала, нагнетала страсти, мистифицировала, подличала всё профессиональнее и профессиональнее. Поэтому находить себе в подмогу таких, как писатель Борис Ширяев, немцам становилось всё труднее. Точнее - уже невозможно.
ТАГАНРОГСКАЯ ОКРУЖНАЯ ГАЗЕТА писала 22 августа 1942 года, что поскольку Кавказ в России традиционно и без немцев являлся «очагом недовольства и брожения», то уж в нынешние времена вообще ожидается небывалый взлёт прежней тенденции к горскому объединению и даже к «обще-кавказскому политическому сплочению» всех народов в целях создания кавказской государственности, притом не по этническому признаку, а по географо-экономическому, по территориальному.
Нужно было лишь создать прецедент, чтобы СТОЛКНУТЬ ЛАВИНУ, и всё везде пошло бы как надо!
(Таганрогский филиал ГАРО. Газета "Новое слово", 22 августа 1942 г.).
О целостной федеральной России, состоящей из автономных национальных образований, никто не задумывался и никто по этому поводу не выступал. Ни единой публикации, ни одного документа на этот счёт! Все должны жить только врозь и самостоятельно. Но под немецким присмотром. Более того, русские должны бросить мусульман и, как христиане, обязаны объединиться с немцами. На правах германской автономии, разумеется.
ВСЛЕД ЗА КАЗАЧЬИМ, «сполоховидным», стал широко рекламироваться по многим изданиям «единой и маневренной» новоперестроечной прессы - Локотский опыт, наконец предпринятый немецкими прорабами русской Перестройки на западе центральной России. Он-то и стал настоящим прецедентом для лавины широкомасштабной регионализации страны.
В германском замысле это выглядело так. Русская провинция, мол, всегда и конечно за дело ненавидела жестокую ордынскую Москву. Она постоянно была готова к ОБВАЛЬНОЙ СУВЕРЕНИЗАЦИИ и быстрейшему отделению от «первопрестольной». Вот захватчики и подтолкнули этот обвал, эту лавину, разрешив русским на Брянщине создать свою, Локотскую республику, да ещё и признав её де-факто - немцы совсем вывели оттуда свои войска. Действительно вывели! Все!
Новые русские национальные власти осуществили стремительную аграрную реформу, административно-территориальное переустройство, создали суд и полицейские, отлично вооружённые, дисциплинированные силы самообороны (12 тысяч солдат и офицеров). (Это и была РОНА - Русская освободительная народная армия.)
Геринг и Розенберг как будто нащупали и запустили через прессу блестящий механизм МОЛНИЕНОСНОГО РАЗВАЛА ВЕЛИКОРОССИИ. Ведь даже «народные мстители», перестав слушаться железного московского управления, ушли в новую русскую республику.
Знаменитые брянские партизанские отряды по указанию пономаренковского штаба из Москвы попытались было занять оставленные оккупантами районы. В результате большинство из них перешло на сторону «Локотской республики» с оружием в руках. Можно представить себе состояние Сталина. Скорее всего задумался, а не обскакали ли его фрицы ЕЩЁ И ЗДЕСЬ?!
СОБСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ, больницы, газеты, надёжный пассажирский и грузовой транспорт, широкое строительство домов, «обилие продовольствия, товаров широкого потребления, производимых частными предприятиями». Всё это появилось сразу.
Когда два немецких солдата на окраине русской республики «Локоть» летом 1943 года ограбили мельницу и убили мельника - их поймала локотская полиция. По суду их казнили в Локоте. На площади, прилюдно. И это несмотря на протесты германского командования.
(Колесник А.Н. Грехопадение? Генерал Власов и его окружение... сс. 96, 97).
Ясно, что спецчасти НКВД и партизанские соединения временно отставили борьбу с немецкими оккупантами в этой зоне и развернули широкие действия против «Локотской республики», но ничего не могли с нею поделать.
В 1944 году многие «локотчане» отступили с частями вермахта.
В оккупационной прессе опыт Локотя подавался, разумеется, не во всех подробностях, но тем не менее, как первую ласточку новой будущности России его обязательно освещали, его даже приукрашивали. Это был именно он - самый важный и нужный прецедент для начала политического развала России. Для запуска ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ. Сразу же вслед за ним - то же самое подразумевалось произвести и на Кавказе.
ХОТЯ НИ ОДИН немецкий источник, тем более печатный, периодический, достоверно об этом не сообщает, тем не менее по свидетельству советского исследователя Хаджи Мурата Ибрагимбейли существовал и скоропостижно провалился так называемый немецкий «КАВКАЗСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ». Что-то вроде «первенца нео-колониализма». Но по пути Локотя. При этом он был чётко выделен из всего громадья нацистских перестроечных программ отдельной строкой. Об этом же говорят, в частности, В.М.Гриднев и М.И.Семиряга.
(Семиряга М.И.Тюремная империя нацизма и её крах... с. 51.; Ибрагимбейли Хаджи Мурат. Крах "Эдельвейса" и Ближний Восток... с. 8.; Гриднев В.М. Борьба крестьянства оккупированных областей РСФСР против немецко-фашистской оккупационной политики, 1941-1944... с. 51.
ПОМИМО политических, административных и хозяйственных проблем, по-прежнему очень большое место в деятельности прессы «нового порядка» занимал тематический раздел по разного рода обвинениям и разоблачениям.
Это совсем уж атрибут, обязательная примочка, никогда не меняемая страница в любом СМИ.
Такими были, к примеру, материалы транс-актуальной рубрики «Паразиты» из газеты «Русская правда». Содержание: традиционный набор «прелестей» обличаемой власти - разврат, алчность, кровожадность. И непроходимая тупость. Особых доказательств, безусловно, не требуется. Если такое говорится про отечественную власть - это всегда сущая правда.
Большевистская «партия стала организацией паразитов, живущих за счёт народа.., каждый из этих многочисленных деятелей получал ежемесячно от 1000-2000 до 3000-4000 рублей зарплаты, имел прикреплённую легковую автомашину, жил в лучшей квартире города (а для первых секретарей был выстроен специальный особняк). Каждый из этих тунеядцев имел прислугу, пользовался закрытыми магазинами.., ездил со своей семьёй на курорты...»
(ГАСК. Газета "Русская правда",13 августа 1942 г.).
БЫСТРО, МАССОВЫМИ ТИРАЖАМИ издавались и распространялись дешёвые (уж разумеется) брошюры, на все положенные лады толкующие устои и принципы нового германского устройства мира.
Ещё больше брошюр посвящалось опять же разоблачительным темам (железный принцип утверждения всякого нового порядка - через непременное публичное осмеяние - ниспровержение порядка прежнего). Известны такие «унифицированные» перестроечные труды времён немецкой оккупации: «Как сталинская шайка угнетала народ», «Каторжный социализм», «Под знаменем славы».
(ГАСК. Р - 1852, оп.12, д. 33, л. 141).
Развернёшь их - и опять - всё то же! И опять - всё так же.
«Практична мудрость бытия, всё новое кроится из старья».
Свидетельство о публикации №220062500428