Бытие и Небытие. Дхьяны

Всем добра, дорогие подписчики. Сегодня мы поговорим о том, что такое Бытие и Небытие. Скажу сразу, текст будет довольно сложным для тех, кто не в теме.

Я уже поднимала тему Небытия в статьях "Буддийская нирвана - смерть души?" и "Буддийская медитация: взгляд в Бездну". В них я описывала свои впечатления от встречи с Небытием во время медитаций, с тех пор прошло лет 10. Мне тогда казалось, что с этим самым Небытием можно столкнуться только в буддизме и в случае поклонения Всевышнему оно мне "не грозит". Это оказалось не так. Когда я начала практиковать поклонение Господу Шиве, я еще быстрее пришла к встречам с Небытием, но они у меня уже не вызывали тех же ужасных ощущений, что раньше. Я осознала, что страх возникал от цепляния за личность, отсутствия понимания сущности этого Небытия и недоверия Всевышнему (которого в буддизме нет).

Что вообще такое Бытие и Небытие? Я пришла к пониманию, что это ничто иное, как 2 стороны единого целого: проявленное и непроявленное. Наше сознание может "функционировать" в двух "режимах": разделенном (субъект и объект(ы) восприятия) и неразделенном (субъект и объект восприятия едины, восприятия нет). Первое и является Бытием ("вот я, вот мир"), а второе - Небытием ("нет ни меня, ни мира").

Эти 2 "режима" присущи как индивидуальной психике каждого из нас, так и, видимо, самому Всевышнему (Ниргуна Брахман и Сагуна Брахман). Если мы посмотрим на схему 36 таттв в Кашмирском шиваизме, то там мы увидим все этапы разворачивания Бытия из Небытия (Ататтвы). То же самое мы увидим, если рассмотрим схему уровней дхьяны.

На самом деле, то, что наше сознание воспринимает как Небытие, является Источником Бытия, Полнотой всего, Безграничным. Лишь кратковременное соприкосновение с Ним безвозвратно меняет всю картину мира. Наблюдение в медитации за тем, как одна за другой "отключаются" функции нашего восприятия (эмоции, мышление, восприятие объектов), приводит к пониманию того, что наша личность и индивидуальная психика (душа), как и все мироздание - ничто иное, как частные проявления этого Безграничного и напрямую непознаваемого Небытия (ПараШивы).

Соприкосновение с Непроявленным является мощнейшим энергетическим ресурсом. Буквально за несколько мгновений "Небытия" мне удается отдохнуть и набраться сил так же, как за целую ночь обычного сна, в котором мое сознание продолжает функционировать. Это мощнейшая перезагрузка всей психики, это неоценимый отдых от всех беспокойств повседневной жизни. Отсутствие эмоций, мыслей, любых воспринимаемых образов и звуков ощущается как настоящее блаженство и высший покой.

Между тем, весь проявленный мир не перестает существовать (до момента пралайи - вселенского "поглощения"), и после периода необходимого отдыха индивидуальное восприятие снова "разворачивается" само собой. В отличие от буддистов Тхеравады, я не считаю вечное единение именно с непроявленным аспектом Господа выходом из сансары. Я считаю это вообще невозможным. Для меня это - лишь одно из Его проявлений, где второе - это проявленное, Бытие, которое не менее прекрасно.

Считаю, что невозможно соединиться с одним (непроявленным) аспектом Всевышнего, отвергнув при этом другой - проявленный мир со всеми его прекрасными и ужасными вещами. Суть Освобождения мне видится в отсутствии привязанности к чему-либо или отвержения, а не в целенаправленном отключении своего восприятия, чтобы, подобно страусу, зарывающему голову в песок, спрятаться от "ужасного и жестокого мира" (сансары). Бытие и Небытие подобны волнам в Океане, который живет своей жизнью, а мы можем лишь расслабиться и отдаться этим волнам. Нет никакого смысла бороться с Океаном, поскольку все мы являемся Его проявлениями.


Рецензии