Милый сердцу дом

     Так случилось, что в ту весну 14-го я стала счастливой обладательницей дачи  в близком пригороде Донецка. Это  была одна из мечт, к которой моя семья шла достаточно долго--мелкими, аккуратными шагами, по лестнице из новых целей и барьеров в их достижении.

      Когда я впервые увидела это место, даже сомнений не возникло-оно  моё! В большом промышленном городе мне было душно без краснолиманских лесов и карьеров. А здесь,  затерявшись между Авдеевкой и донецким дачами, застыла необычной экзотической красоты  картинка! Среди  песчаных обрывов огненно-красного цвета, каким-то непостижимым образом сохранилось озерцо. Оно пролилось  неоново-бирюзовым  цветом на белоснежном  дне заброшенного карьера. Кажется , если бы меня попросили нарисовать марсианскийг пейзаж- он выглядел бы также. Над карьером расположился дачный посёлок с аккуратными   домиками донецкой элиты советского периода. В нестандартном рисунке расположения улиц я тоже увидела свою прелесть. Дачи соседей выстроились в эдакий хоровод, было видно нам всех, а нас никому. Мы шутили- здесь хорошо в засаде сидеть, да в соловья-разбойника  детям играть , вон какое место... Сам домик, сравнительно небольшой, но очень уютный.

      Достопримечательностью первого этажа были окна в сад, а ещё камин- добротный, из красного кирпича, растопив его, весь дом становился моментально тёплым. Наверху была замечательная просторная девичья спальня, где было место для кукол младшей 5-ти летней дочки,  место для книг старшей - студентки, и мансарда-моё место для утреннего и вечернего релакса.


      Это место стало раем для нас. Оно воплощало в себе наши мечты, оно имело нашу энергетику. Там мы просыпались ранним утром под пение птиц, смотрели любимые фильмы под шум дождя, забравшись под один плед. Туда хотелось спешить после рабочего дня и  забот шумного города. На маленьком участке земли бы весь наш Мир, где обрели тот покой, в котором давно нуждались. С этим местом были связаны все планы на будущее.

       Постепенно мы перебрались на дачу, и проводили там все свободное время. Любимым нашим развлечением стало озеро. Оно сохранилось, благодаря родникам. И, стоило только слегка копнуть, как они оживали, находили путь, и заполняли собой все больше и  больше пространства.. В этом нехитром развлечении был какой-то философский смысл настойчивости природы в пути к  созиданию , этим, наверное, и притягивало к себе.


    Всю весну, до самой крайней  точки безопасности , мы жили там. И когда был занят аэропорт, и когда навязчиво кружили самолёты над нами. В тот период дончане  уже жили с оглядкой на текущую ситуацию - "шумно-тихо", "опасно-безопасно". И нам казалось, что жить в квартире на объездной, где, в случае прорыва, танки будут под нашими окнами в течении 15 минут опаснее, чем дача, где есть отличный сухой подвал, в котором, в случае чего, можно пересидеть. Нам тогда так казалось.
    
          Ситуация накалялась с каждым днем. Аэропорт был захвачен украинскими военными, уже мы слышали перестрелки. И в следующие выходные остались дома. Но какое-то предчувствие неизбежности  не покидало меня, я понимала, что надо быть готовыми ко всему, и в первую очередь, надо было вывозить детей. Не знаю, какое чувство (а говорят, на адреналине  все чувства обостряются), но в какую-то   минуту  я поняла, что путь к даче может быть отрезан, а там документы детей. Про вещи тогда никто не думал. Не уговорив служебного водителя подкинуть меня на дачу я прыгнула в 25 маршрут, и через 7 минут уже должна была быть в нужном месте.

     Удивительно устроено сознание. С этой минуты все происходило  быстро, но сейчас  кажется  вечностью, потому что каждое мгновение, как будто растянулось в замедленной сьемке.


    Оказавшись в  полупустой тихой  маршрутке, мне стало не по себе. Я посмотрела на водителя - его лицо было напряженым и сосредоточеным. Вышла на совершенно пустой  остановке, спустилась в лесополосу- там, по тропинке, надо зайти в дачи.. Меня испугала тишина. Я быстро шла  по тропинке и не понимала-что не так? Солнце светит, ветра нет, тихо... Тишина! .. Странная, пугающая, не свойственна лиственному лесу  тишина.. Да! птицы не поют!.. Нет этого беззаботного привычного щебета..

      Заглушив чувство страха, я прибавила ходу. Оказавшись дома  на участке, я расслабилась. Здесь как всегда мне было спокойно. Зашла в дом... И расплакалась.. В тот момент не понимала почему, просто хотелось плакать. Сердце щимило от  боли,   почему-то стало себя жалко. Плачу я редко, но сейчас почувствовала себя маленькой девочкой, которая осталась сама дома и дала волю чувствам. Ходила по комнатам и умывалась слезами. Мысленно говорила с любимым домом. Просила прощения, что его покидаю, на каждое окошко поставила иконки, на подоконники разложила конфетки (для домового, чтоб охранял)..

      Окинула  взглядом ещё раз-на полке, в шкафу на тремпеле моё "дежурное" платье осталось меня ждать.. "Скоро вернусь!" - взяла себя в руки, и закрыв за собой дверь, замерла.. Куда девать ключ? С собой? А вдруг соседям или сестре понадобится? Оставить? Да, оставить.. Найдя удачное, как мне показалось, место, оставила ключи, закрыла все окна металлическим ставнями и вышла на остановку.

   Пройдя пол - пути меня осенило! Я не взяла главное! Документы! Ругая себя последними словами, я резко меняю направление назад, но не успев  пройти и нескольких  шагов, звенящую тишину прерывает свист, за ним раскат падения.. .. там, в районе остановки и блокпоста, где я уже должна была находиться , начинают ложиться  мины! Миномётный обстрел! Теперь я поняла, как в стрессе организм находит в себе  скрытые ресурсы. Куда делось моё плаксивое настроение, ум стал  ясным и подвижным. Бегу  домой, собираю документы, быстро открываю подвал, обстрел становится плотнее. Страшно. Вот это противное, жалкое животное чувство страха, когда ощущаешь себя  зверьком, беспомощно забившимся в углу клетки. Стараюсь на паниковать. В  адреналине быстро соображаю - на работе не предупредила, не знают где я, телефон может сесть, младшая в садике,  как вовремя забрать!? Звоню-предупреждаю, сообщаю, а сама понимаю, что оставшись здесь, хоть и в подвале, могу надолго оторваться от города. Если укры  займут Авдеевку, вообще могу домой не попасть, еды нет, света может не стать, а  с ним и не станет связи. Понимаю, что оставаться ещё опаснее, лучше двигаться как можно быстрее к дому. Немедленно принимаю решение бежать в сторону Авдеевки, сесть на ясиноватскую  маршрутку и через Макеевку добираться в Донецк.

     Местные меня поймут, это совсем вкруговую. Но вариантов других нет , да и этот был рискованным. Бой идёт на Ясиноватском блокпосту, маршрутка идёт стороной от поста метрах в двустах И главное, чтобы она была, иначе я в западне, обратно уже хода нет.. Не знаю, сила мысли, или ангелы-  хранители, которые меня в те минуты вели, но в ту же  секунду появилась маршрутка, я прыгаю в неё,  все испуганы, но водитель невозмутимо продолжает путь. Огибая блокпост, все замерли. Кто-то спросил:"Какой там флаг?" - "Наш! "-все облегчённо  выдохнули. Блокпост продолжал греметь разрывами, а мы уже отдалялись от него все дальше и дальше . Я старалась успокоится. Всё позади. Позвонил водитель  с работы :"Где вы?? "я с удивлением поняла, что не могу говорить. От шока речь порализовало, я не могла произнести ни слова, руки-ноги скрючились в спазме, так я добралась до Макеевки. В одном из наших магазинов меня привели в чувство, а  когда я окончательно пришла в себя, поняла, что это испытание я не выдержала. И  первое, что я должна сделать-вывезти детей.

          Потом, на протяжении всей войны я услышу массу  жутких историй, о том, как вывозили в последние дни из горящего города детей. Мою сестру,  беременную  на последних месяцах, из горящей Авдеевки  вывез на свой страх и риск местный паренек- таксист. Никто не ездил уже, боялись, а он рискнул и успел к последнему до сегодняшнего дня поезду из Донецка . Тот  рейс двое суток не мог выйти из зоны обстрела.

      Знаю, что  многие, как и я попрощаются со своим домом и больше никогда туда  не вернутся. Но и побродив по свету, очень скоро  вернутся в те дома, которые сохранятся. Многие захотят вернутся, а уже будет некуда. Мне повезло больше, у меня "выжила" квартира. И я, почувствовав, что не смогу быть вне Родины, очень скоро вернусь  домой. 

      Сегодня пригородные районы Донецка разбиты и выжжены. Моей дачи больше нет. Ещё в августе 14 - го, взрывной волной от прямого попадания, вынесет металлические окна и двери,  потом здесь развернется точка соприкосновения двух сторон, и за эту "серую"зону, используя то  тактически  выгодное  расположение, будут происходить  бои. Слушая сводки из тех мест, и высматривая  в случайных видео от военных родные улочки посёлка, нас будет успокаивать  только одно - что  ребятам  холодной зимой пригодятся наши тёплые одеяла, что наш дом, так "хитро" расположенный, спасёт кому-нибудь  жизнь и станет спасительным пристанищем. А позднее, наш посёлок под шквалом украинских градов в течении долгих 6 лет  сравняется с землёй и превратится в кладбище тел и металла.


     Младшая дочка ещё долго будет скучать  и желать  вернуться   за куклами, на нашем дачном  озере так и останутся  нас ждать  лопатки для ручья и детские песочницы- мы не забирали их никогда. Затяжная война нас научит ценить  жизнь сегодня, не привязываюсь  к вещам и  местам.

      Но наступит день - и мы  обязательно туда вернемся. К тому времени младшая    дочка вырастет и перестанет играть в куклы, у старшей уже  появятся свои детки, а я стану бабушкой и осуществлю свою мечту-на новой даче построю добротный камин из красного кирпича- символ семейного тепла, покоя и Дома.


Рецензии