Предпоследняя роль Дворжецкого

   Фильм «Встреча на далёком меридиане» был поставлен по мотивам одноимённого романа Уилсона Митчела и рассказывает об американском физике, которого мучает совесть за то, что он был причастен к созданию ядерной бомбы.

   Владислав Дворжецкий, снимаясь в этом фильме, признавался близким, что Ник Реннет очень похож на него самого, поэтому на экране он словно проживает свою собственную жизнь. Но если у героя Дворжецкого, физика-ядерщика, страх вызывал ядерный взрыв, к которому он был причастен, то у самого актёра страх вызывало его трагическое амплуа, к которому он тоже был невольно привязан…

   Об этом амплуа очень хорошо сказал режиссёр Свешников: «Влад прекрасно понимал, что имеет свою особую магию и именно этим и берёт зрителей с экрана. Но эта магия ему быстро надоела – он хотел попробовать себя в другом жанре, в частности, в комедии. Но так сразу взять и поменять амплуа нелегко, да и комедия с его участием превратилась бы в иронию или сатиру – Влад никогда бы не сыграл слабого или дурачка… Со временем подобные творческие метания привели Дворжецкого к внутренней трагедии. Его актёрская «карта» закончилась, и он ничем не мог её заменить. Ему нужно было или искать другое амплуа, или идти в театр, а это – тоже непросто. Поэтому его ранний уход, как это ни печально звучит, вполне логичный – все свои роли в амплуа трагического актёра он сыграл, а новую актёрскую «карту» так и не успел открыть».
 
   В романе «Встреча на далёком меридиане» описываются портретные черты Ника Реннета, которые ПОРАЗИТЕЛЬНО похожи на черты Владислава Дворжецкого: «И по щекам его уже пролегли трагические борозды, словно след когтей после схватки с орлом. Когда он отрывался от своих расчётов и откидывался на спинку стула, его худое измождённое лицо дышало такой серьезностью, было полно такой печали и боли, что казалось, будто он не умеет улыбаться. Однако стоило ему улыбнуться, как в сиянии этой чуть удивлённой улыбки исчезали все следы грусти, и он становился похожим на озорного мальчишку».

   _______________

   Даже личная жизнь Ника Реннета во многом была похожа на личную жизнь Дворжецкого – за неполные полгода его герой успел влюбиться (причём серьёзно!) в троих женщин, не забывая при этом бывшую жену. И ниже приведённый фрагмент романа отражает душевное состояние учёного и полностью оправдывает его в глазах читателей:

   Её голос, её тон, взгляд, поза звали его забыть острое разочарование, и он со смутным удивлением внезапно понял, что теперь весь вечер и уединение тихого дома принадлежат только им двоим –  время и место в безмолвии ожидали, чтобы ими воспользовались. Но в следующее мгновение ему стало ясно, что всё это ни к чему. Он не влюблён в неё, она не влюблена в него, а между тем оба они не из тех людей, которые при таких обстоятельствах могли бы обойтись без всякой духовной близости –  возникнет такая нежность, такое доверие и такая потребность друг в друге, всё сильнее укрепляемые привычкой, что, даже не будучи любовью, это чувство станет почти равным ей и окажется почти таким же сладостным в своей полноте, и почти таким же болезненным в минуту разрыва. Но всё это ни к чему, потому что для этого нет будущего. А она ему слишком нравится, и он не может обречь её на душевную боль или сделать её центром всё шире расходящихся кругов страдания, которые, возможно, захватят других людей, а через них –  и ещё других.
   –  Ну, конечно, допейте коктейль, –  сказал он и умолк, потому что слишком о многом ему не хотелось говорить: ни о её муже, ни о Руфи (он знал, что сейчас, с любопытством оглядываясь по сторонам, она пытается представить себе женщину, которая обставляла эту комнату), ни о работе, ни о чём-либо другом, что могло бы заслонить ощущение того, что они остались наедине, а этого было опасно касаться даже мимоходом.
   –  Так можно сидеть всю ночь, –  вдруг сказала она отрывисто и, поставив недопитый бокал, встала –  Я лучше пойду.
   Она одёрнула платье, не заметив сначала, что это движение привлекло его взгляд к её рукам и фигуре, а потом удивлённо стала смотреть, как он смотрит на неё. Впрочем, он почти сразу отвёл глаза и тоже встал.
   –  Я пойду выводить машину, –  сказал он, думая: «Если мне только удастся благополучно отвезти ее домой, все обойдётся».
   –  Погасить свет? –  спросила она.
   –  Нет, не надо, –  ответил он и шагнул к двери. Но она не пошевелилась, и он знал это, хотя и не видел её. Властное тепло её зовущего присутствия заставило его оглянуться, и в следующее мгновение он уже шёл к ней, а она к нему. Несколько секунд они просто стояли обнявшись, испытывая блаженное облегчение, потому что исчезла необходимость сопротивляться, которая так долго томила их. Её тело, её тонкая талия, узкие плечи, упругая грудь – всё это было новым, но и в то же время щемяще знакомым, словно исполнилось всё то, что обещало ему его воображение.
   Затем он резко отстранил её.
   –  Ну, ладно, –  сказал он отрывисто, –  я отвезу вас домой.
   Она не шевельнулась.
   –  Вы не знаете, что делаете, –  сказал он. –  Вы не знаете, на что обрекаете себя. Ничего весёлого из этого не выйдет.
   –  Мне всё равно, –  ответила она.
   –  Вы слишком мало знаете, чтобы судить, всё равно вам или нет. А я знаю. Я старше вас на пятнадцать лет.
   –  Неправда. Мне двадцать четыре года.
   –  Как будто это так много! Вы давно замужем?
   –  Пять лет. И я не хочу говорить об этом.
   –  Вы меня совсем не знаете.
   –  Я работаю с вами уже несколько лет –  каждый день.
   –  И всё-таки вы меня совсем не знаете. Совсем. Поверьте, мне, Мэрион. Всё будет не так, как вы думаете. Начать очень легко. Ад наступает позднее.
   –  Мне всё равно.
   –  Вам всё равно, –  передразнил он. –  Вам всё равно. А что вы знаете? Вы же не хотите знать!
   –  Вот именно, –  решительно сказала она, –  я не хочу знать.
   Однако его упорство победило –  её руки соскользнули с его плеч и безвольно повисли. Она отступила на полшага. Но и этого движения оказалось достаточно, чтобы его захлестнула страшная тоска –  предвестник неотвратимой потери. Он невольно обнял её и снова привлёк к себе.
   Их поцелуй длился долго, словно она не могла оторваться от его губ. Потом она резко отстранилась. Лицо её залила краска, глаза были закрыты, она прижала руки к вискам. Прерывающимся шепотом она сказала, покачав головой: –
   –  Вы правы, мы не должны...
   Но он опять притянул её к себе, и на этот раз она, перестав сдерживаться, сама искала его губ. Затем, медленно и неохотно, она снова чуть-чуть отодвинула лицо, чтобы заглянуть ему в глаза, и взгляд её молил и обещал всё, что ему было так нужно. Обняв её одной рукой за талию, он повел её, покорно прильнувшую к нему, в спальню, и, хотя дом был пуст, а вечер тих и спокоен, он закрыл за собой дверь.

   _______________

   Этот эпизод Владислав Дворжецкий сыграл без поцелуев, потому что мог показать любовь одним лишь взглядом…


Рецензии
Благодарю Вас, Светлана за Влада Дворжецкого. Он кумир многих зрителей, но только Вам удалось так тонко преподнести его характер и актёрскую игру.
С уважением и добрыми пожеланиями

Сергей Пудов   02.02.2021 15:29     Заявить о нарушении
Просто я лучше других ЗНАЮ его личность, в том числе и в прошлых воплощениях...

Светлана Шакула   02.02.2021 16:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.