Не узкая специальность. Часть 3. БГУ, учеба

                Продолжение, предыдущая часть  http://proza.ru/2020/06/24/1164

        Я был серьезно настроен на учебу. Но наш курс сразу отправили на «картошку». Весь сентябрь мы подбирали картофель за плугом, выковыривали клубни из земли, набирали в кошыки (корзины), высыпали их в скрыню (телегу)  и т.д.   Перезнакомились друг с другом.  Студентам, жившим раньше в сельской местности, было легче, они к такой работе привычные. Я не сачковал, но в передовиках не ходил. Многому там научился. Запрягать и распрягать лошадь, ездить  на телеге и верхом… Впервые в жизни попробовал самогонку. Не понравилась, она была какая-то мутная, желтоватая, похожая на керосин. Среди наших студентов были дети из элитных семей. Поначалу мы этого не знали. К одному студенту раз в неделю приезжала черная Волга, водитель – мужчина средних лет доставал из багажника сумки, пакеты, разговаривал с ним подобострастно, чуть ли не кланяясь. Потом мы узнали, у студента отец был членом политбюро ЦК компартии Беларуси. Но с другими студентами он держался на равных.
        И на следующий год наш курс посылали на картошку, но меня, как участника самодеятельности, от нее освободили. Наш ректор А.Н. Севченко любил университетский оркестр народных инструментов, там я играл на баяне. Он хотел, чтоб репетиции и концерты не прерывались. Вместо «картошки» нам приходилось репетировать и работать на строительстве нового физического корпуса. В его аудиториях потом мы продолжили учиться.
        Антон Никифорович Севченко был учеником знаменитого русского и советского физика С.И. Вавилова. Нам студентам он иногда жаловался, как ему не повезло. Еще в 1934 г. Вавилов поручил Павлу Черенкову, а не ему, проверить эффект воздействия гамма излучения на люминесценцию жидкостей. В результате было сделано открытие, обнаружен новый вид излучения, называемое теперь Черенковским. В 1958 г. П.А. Черенков и С.И. Вавилов  стали нобелевскими лауреатами. Антон Никифорович не стал,  он тогда в той же лаборатории исследовал другие явления. Вот что значит Его Величество Случай! А.Н. Севченко вошел в историю белорусской науки, он считается одним из основателей белорусской школы физики.

        Лекций и занятий в первом семестре я не пропускал, исписал целый карандаш, когда готовился к первому экзамену зимней сессии. Очень волновался, это был математический анализ. Когда показал огрызок карандаша сокурсникам, дрожащим перед экзаменом, они затряслись от страха еще больше. Ведь целый карандаш никто не исписал пока готовился.
        В  первые семестры учиться приходилось нелегко. В школе столько материала осваивать не приходилось. Некоторые студенты бросали учебу, на нашем курсе были случаи самоубийства.  Кроме основных предметов, еще и общественные науки отнимали много времени.   Постоянно от нас требовали конспектировать работы классиков марксизма-ленинизма.  Запомнился любопытный случай. Преподаватель по научному коммунизму проводил в нашей группе занятия после праздников. Стал он проверять конспекты по работе В.И. Ленина. Никто в праздники этим не занимался, преподаватель это понимал, поэтому «зверствовал». Шел по проходу и у каждого спрашивал конспект. Вот первая двойка, вторая, третья, четвертая... Злой, громкий недовольный голос… Доходит он до студента, чей папа член Политбюро ЦК. Вдруг неожиданно ласковым голосом говорит:
        - Я вижу, товарищ студент, вы хорошо поработали. Но не надо было в книге писать. Это же такая ценная книга!
Оказывается тот студент принес из дома том В.И. Ленина и быстренько чернилами подчеркнул строки в статье, которую задали  конспектировать. Преподаватель сразу заулыбался, сменил гнев на милость, а мы спокойно вздохнули. После 2-го или 3-го курса тот студент уехал в Москву учиться в МГУ, папашу перевели из ЦК компартии БССР на работу в ЦК КПСС.
        В университете существовала военная кафедра, раз в неделю мы занимались военной подготовкой. Нас готовили служить в инженерных войсках. Учили как строить мосты, переправы, как минировать и разминировать объекты, обучали взрывному делу, управлению передвижными электростанциями и др. К моей радости практиковали вождение автомобиля. Это был старый грузовичок ГАЗ-51. Однажды он заглох на перекрестке почти в центре города. Аккумулятор был слабый, мне пришлось вылезать из кабины на оживленную дорогу и крутить заводную ручку. В конце военной подготовки мы получили водительские права. Теперь я с гордостью пишу, что у меня опыт вождения с 1968 года.
        Однажды мы совместно со студентами-математиками проходили медицинское обследование для военной кафедры. Нас привезли автобусом в поликлинику, раздели почти догола и заставили строем ходить по кабинетам. Мне запомнился разговор двух врачих. Одна говорит другой:
        - Марья Ивановна, посмотрите на этих студентов. Это физики и математики – самые умные ребята в нашей республике.
Больше 50 лет прошло, такое разве забудешь! 
        После четвертого курса мы провели лето на военных сборах. Спали в казармах, питались солдатской едой, несли караульную службу, два месяца жили как обычные солдаты. Когда я вернулся домой, мать удивилась, как я окреп и поздоровел. Не так, как после отдыха в туристском походе, тогда она плакала из жалости ко мне – исхудавшему и заросшему*.
        Туризмом я всегда увлекался. С первого курса я стал членом туристского клуба БГУ, все праздники и каникулы проводил в походах. Считался опытным туристом, был руководителем походов. Знал сотни бардовских песен, пел под гитару. Есть рассказы на Прозе.ру по этой теме*, поэтому не буду повторяться.
        Я уже упомянул, что играл в университетском оркестре народных инструментов. Оркестр был хорошего уровня, с нами выступали солисты оперного театра, радио и телевидения, заслуженные и народные артисты… Оркестр имел звание Народный. Мы занимали первые места на конкурсах, получали призы, медали лауреатов. Оркестр много ездил с гастролями, выступал на студенческих фестивалях в Вильнюсе, Каунасе, Риге… Замечательное было время! В оркестре завязалась наша любовь с моей будущей женой***. Как в песне «музыка нас связала…» (Мираж).
        Летом работали в студенческом стройотряде в Тюменской области на строительстве железной дороги. В основном орудовали лопатами. Копали водоотводные канавы, профилировали железнодорожную насыпь. И это в жару посреди тайги в туче кровожадных насекомых: мошкИ, комаров, слепней. Средства того времени – рипудин, одеколон гвоздика помогали мало. Не только лица, но даже ноги в кирзовых сапогах распухали от укусов. Я мазал ноги зеленкой, чтоб не так чесалось и волдыри быстрее проходили. Другие студенты страдали не меньше. Стали любить хищных стрекоз. Их было много, крупные, размером с воробья. Как истребители они врезались в тучи гнуса, кружившего вокруг каждого из нас,  даже слышали, как щелкают челюсти. Хватали даже огромных слепней… На ночь мы старались завешивать окна от солнца, ведь оно там не заходило. Шел июнь. Жгли какой-то порошок, чтоб избавиться от комаров. Но это помогало только на время пока укладывались.

        Многие студенты университета на первом курсе после занятий начинали работать на кафедрах университета. Им хотелось побыстрее заняться наукой. В нашей группе был студент-отличник Вася Шепелевич. С первого курса он начал работать на Кафедре твердого тела и полупроводников. Я вспомнил про него, потому что на этой кафедре он проработал всю жизнь. Защитил диплом, кандидатскую и докторскую диссертации, стал профессором, потом заведующим этой кафедрой. И насколько я знаю сейчас продолжает работать. Вот таким однолюбом оказался Василий Григорьевич.
        После 3-го курса начиналась специализация. Кто-то хотел пойти на ядерную физику, кто-то на оптику и спектроскопию, некоторые на теоретическую физику… В каком направлении мне пойти? Все казалось интересным. Организовали семинар по теоретической физике, меня даже избрали там старостой. Познакомился с заведующим кафедрой профессором А.Е. Левашовым – специалистом по общей теории относительности и космологии. Часто с нами работал А.А. Сокольский. Было очень интересно. Меня удивляло, что некоторые наши студенты  уже тогда глубоко разбирались в вопросах релятивистской теории гравитации, делились тем, что нашли в книгах. А когда начинали дискутировать Аркадий Хейфец и Анатолий Власов, мы стояли, открыв рот от изумления. Они на голову были выше всех,  знали больше нас. После окончания БГУ Аркадий** несколько лет работал в Минске, занимался прикладными вопросам. К сожалению его работы не нашли понимания, он использовал непривычные технарям квантово-механические подходы. Когда уехал в США,  он поступил в аспирантуру к знаменитому ученому проф. Джону Уиллеру (John Wheeller), книгами которого зачитывался еще студентом.  Писал друзьям, что ему просто повезло. Через год Аркадий защитил диссертацию, а еще через несколько лет стал полным профессором крупного университета. Мы были рады за него.
        Но я, посещая семинары и лекции по теоретической физике, понял, что мне ближе прикладная наука, интереснее и понятнее решать практические задачи. Создавать установки для исследований, проводить эксперименты, искать инженерные решения.  В то время на факультете открылась новая кафедра – теплофизики.  Решил, это то, что мне нужно.
               
                Продолжение: http://proza.ru/2020/07/01/140

        На фото: Бывшие выпускники наведали альма-матер. Я и Леонид Орлов, 2018

        * http://proza.ru/2018/11/07/1569

        ** позже я написал подробнее: http://proza.ru/2023/03/22/1704

        *** http://proza.ru/2014/07/15/320


Рецензии
Ах, годы молодые! Напомнили. Накатило.
А Случай- да, Его Величество. И в этом Его вании - своя Закономерность.
Всех благ Вам!

Виорэль Ломов   10.09.2022 10:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Виорэль! Все же молодость - лучшая пора. Что-то вспоминается.
Доброго здоровья,
С уважением,

Владимир Кожин 3   10.09.2022 16:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.