Твой дом

   Бывало ходишь по старинным улочкам родного города, смотришь на его одряхлевшие от времени, едва держащиеся на ногах, двухэтажные домики и в душе что-то переворачивается, начинает ныть, а в памяти, всплывают картины детства. Ты живо вспоминаешь то далекое время, когда эти дома казались тебе таким большими и прочными, а весь мир вокруг тебя начинался и заканчивался на той самой улице, на которой стоял твой дом, самый лучший дом в мире. Тогда, почему-то, казалось, что так будет всегда. И эти дома на твоей улице никогда не разрушаться и вечно будут живы твои родители, а твои друзья по-прежнему будут собираться у тебя, чтобы говорить о политике, слушать музыку или, сидя за накрытым на скорую руку столом, произносить красивые тосты.

     Но, к сожалению, это только казалось. Ведь жизнь не стоит на месте, она постоянно куда-то мчится, никому не давая передышки. У неё нет избранных, и она никому не даёт никаких привилегий. Ей даже нельзя дать взятку или на худой конец, найти подход через знакомых. Перед ней все равны, и генералы и дворники, жители мегаполисов и маленьких деревень, закоренелые преступники и обыкновенные граждане. В её Конституции, в отличии от нашей, это равенство четко соблюдается, а нам остается лишь завидовать тому, как ей это удаётся. Но иногда нам становится немного грустно от такого равенства, ведь оно никому не оставляет шансов на спасение и это порой очень болезненно отражается на наших душах. Кто-то молча страдает, кто-то уходит в запой, кто-то трудится не покладая сил, кто-то неистово молится, а кто-то откровенно ворует и бесчинствует, желая, пока есть время побольше урвать у жизни. Сценариев много, но ни один нас до конца не устраивает. И мы страдаем от этой беспомощности, хотя и стараемся выглядеть весёлыми и беспечными, но кто бы знал, как нам это трудно достаётся...

     Потеря прошлого это всегда трагедия, потому что там был ты, и вокруг тебя были любимые тобой люди. Но постепенно они уходят из жизни, и ты остаёшься один. Конечно, вокруг появляются новые люди, и твоя жизнь, постепенно, наполняется новым содержанием, у тебя рождаются дети, потом внуки, ты улучшаешь свои жилищные условия, но частичка твоей души навсегда остаётся в прошлом, и ты постоянно возвращаешься к нему как к чему-то очень близкому и родному. Однажды и со мной произошло нечто подобное. Это было послевоенное время перемен. Люди поскорее хотели забыть войну и, наконец, почувствовать вкус к новой жизни. Это было время, когда родители мои были ещё довольно молодыми людьми, полными надежд на счастливую жизнь, которую они безусловно заслуживали.

     Помню сколько было радости, когда наша семья, получила наконец новую квартиру. Мы тут же с радостью и без сожаления покинули свою убогую двухкомнатную квартиру с двумя соседями и перебрались в новое, современное, комфортабельное и, что самое главное, в отдельное жильё. Когда тебе лет семь-восемь, твоё мнение мало кого интересует. За тебя думают и за тебя всё решают. Тебя регулярно куда-то водят и так же регулярно возвращают обратно, кормят, одевают, раздевают, укладывают спать, а ты как маленький робот за неимением другого выбора молча повинуешься всему этому. И я был не исключением. Меня молча перевезли на новое место и объявили о том, что отныне я буду здесь жить. Конечно, новое моё место жительство во всех отношениях было лучше предыдущего и мне оно, наверное, даже нравилось. Я радовался новизне вместе со всеми, но при этом какая-то неосознанная ностальгия незримо оставалась во мне, и я немного грустил, вспоминая свою прошлую жизнь, где навсегда осталось моё детство и где меня, что бы не случилось, всегда будут помнить только маленьким и никаким больше.

    Прошло много лет, и я однажды вновь попал в то самое место, где когда-то проходило моё детство. Я прекрасно помню свои ощущения от соприкосновения с прошлым. Оказавшись на знакомой улице мне вдруг стало как-то не по себе. Озираясь вокруг я постепенно вспоминал своё детство, и я на мгновение ощутил себя прежним. Я стоял неподвижно перед домом, в котором когда-то жил и как будто разговаривал с ним. Мне почему-то стало немного стыдно от того, что я почти забыл свою улицу, дом моего детства и в этот момент я почувствовал себя немного предателем. Я стоял в растерянности и не знал, что делать, но вдруг почувствовал, что меня здесь узнали. Я подошёл вплотную к своему дому, обнял его и неожиданно узнал его запах. Это был запах детства. Мы стояли молча, вглядываясь друг в друга как будто вспоминали наше прошлое. Как много тогда хотелось сказать друг другу.

     - Прости меня, пожалуйста, что не был у тебя давно - обратился я к дому. Я, конечно, понимал, что от потускневших со временем стен с осыпавшейся местами штукатуркой, деревянных окон, напоминающих давно ушедшую эпоху, прощения я не дождусь никогда. Старина не прощает забвения, она лишь тихо умирает, уступая место новой архитектуре и новым тенденциям современного мира. Конечно, можно покрасить стены, вставить новые окна и даже сделать капитальный ремонт здания, но разве можно восстановить потерянный навсегда, дух давно прошедшего времени?

    Конечно, никто в этом не виноват. Но ведь сердцу не прикажешь не думать о прошлом, не вспоминать своих родителей, бабушек, дедушек, жизнь которых прошла здесь на этих улочках, в этих, покосившихся от старости домах. Здесь они жили, женились, выходили замуж, рожали и воспитывали своих детей и здесь они были счастливы. Возможно даже здесь ещё невидимо витает их дух. И пока мы живы, мы всегда будем помнить о них, но что потом? Потом их забудут, как забудут в последствии и нас. Это закон жизни, а такие законы, как известно, даются нам свыше и не меняются по нашему желанию. В лучшем случае, мы можем рассчитывать лишь на то, что будущие историки когда-нибудь расскажут о нас новым поколениям, а писатели возможно, захотят описать наше время, дав нам шанс вновь возродиться, хотя бы в образах вымышленных ими героев.

   Однако пока мы живы, у нас всегда остаётся шанс прикоснуться к нашему прошлому и задуматься над тем, чтобы оно не пропало и радовало нас своим уютом и теплом, которого в нём так много, что не хочется, очень не хочется с ним расставаться.


Рецензии