Золотой павлин

Бывая в Эрмитаже, я прежде всего тороплюсь на встречу с моим любимым Леонардо.

Чтобы попасть к нему, нужно пройти через энное количество залов, в том числе и через Павильонный зал Малого Эрмитажа, где возле одного из окон, выходящих на Неву, в большой стеклянной коробке находятся часы-автомат «Золотой павлин».

Возле них всегда толпится много туристов. Самые терпеливые ждут момента, когда зазвенят колокольчики и сова станет вертеть головой, а павлин – поднимать и распушать свой золотой хвост. Наконец хвост раскрывается, и павлин, зло сверкнув глазом на надоевшую толпу (правда, это не каждый может увидеть), разворачивается к зрителям спиной. Павлин устал. Ему опостылело каждый раз повторять одни и те же движения перед бесконечно меняющейся публикой.

Ничего не подозревающим зрителям экскурсоводы рассказывают, что, оказывается, верхняя часть хвоста павлина, покрытая позолотой, символизирует день, а нижняя серебряная – ночь.

Всё время, отведённое на «ночь», павлин раздражённо глядит в окно на фонтаны, взрывающие поверхность Невы, и беззвучно произносит: «И вообще, ребята, надоели вы мне хуже горькой редьки. Шли бы вы домой. Разве это нормально – двести пятьдесят лет изо дня в день повторять одно и то же? Подкрутил меня Кулибин после моего переезда в Россию – до сих пор остановиться не могу!»
Отработав «ночную вахту», павлин сворачивает хвост и возвращается в исходное положение.

Не задерживаясь возле стеклянной коробки, я быстро прохожу мимо, но вдруг чувствую его взгляд. Повернув голову в его сторону, я смотрю павлину прямо в глаза и мысленно говорю: «Извини, дружок, у тебя и без меня поклонников хватает».

«Я тебе не нравлюсь, – обидчиво говорит павлин. – Давай-давай, беги к своему Леонашке».

Незаметно кивнув на прощанье золотому красавцу, я быстрым шагом иду дальше. И вдруг в голову приходит мысль: павлин – это произведение искусства, несомненный шедевр, это впечатляет. Но не лежит душа – и всё тут!

Почему?

И вдруг память достаёт из своих запасников  прочитанную в далёком детстве сказку  о китайском императоре, к которому из дворцового сада прилетал живой соловей и пел, как подсказывало ему его сердце. Однажды императору подарили механического соловья, осыпанного драгоценными каменьями. Он знал всего одну мелодию, но, тем не менее, был восхваляем всеми китайскими подданными, хотя многие чувствовали, что в его пении чего-то не хватает. Живой соловей по приказу императора не захотел соревноваться с искусственным соловьём, за что был навсегда изгнан из китайского государства.

Однако когда наступил, как сегодня говорят, час «ч», смерть от императора прогнал живой соловей, а не механическая, пусть и дорогая игрушка.

Сказка ложь, да в ней намёк. Никогда искусственное, механическое создание не сравнится с настоящим. Вдохновляет человека, наполняя душу светом, пробуждая добрые чувства, живая природа.

Прости меня, золотой павлин…


23-26.06.2020


Рецензии