Современные фильмы о парусных кораблях

Я из того поколения послевоенных детей, которые воспитывались на патриотических фильмах из истории России. В числе их были фильма о плаваниях под парусами, битвах на море. Из числа запомнившихся мне более всего фильмов назову несколько – «В дальнем плавании», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», «Максимка».  Остался в памяти фильм «Леди Гамильтон»,  где параллельно идет история британского адмирала Нельсона с Трафальгарским сражением.

Продолжая интересоваться флотом, в том числе эпохи парусных кораблей, не так давно в Интернете (у нас в квартире нет телевизора, поэтому все фильмы я смотрю на компьютере) я увидел два фильма о той самой эпохе, где просторы морей бороздили парусные суда, периодически вступающие в бой не на жизнь, а на смерть.  Это американский фильм 2003 года «Хозяин морей: На краю земли» и голландский «Адмирал», увидевший свет в 2015 году.  Далее именно об этих фильмах и пойдет речь.

«Хозяин морей: На краю земли» — приключенческий фильм режиссёра Питера Уира на военно-морскую тематику на основе романов Патрика О’Брайана из цикла о капитане Джеке Обри и докторе Стивене Мэтьюрине. Фильм удостоен двух «Оскаров» (за лучшую операторскую работу и лучший монтаж звука), был выдвинут ещё на 8 номинаций, причём 7 из них (все возможные) являются «техническими», что раньше удалось только «Титанику» в 1998 году.

Действие фильма разворачивается в 1805 году во время наполеоновских войн. Рассел Кроу играет капитана британского военного флота Джека Обри по прозвищу «Счастливчик», а Пол Беттани — его друга, корабельного врача Стивена Мэтьюрина. Обри получает депешу с приказом найти и обезвредить французский корабль «Ахерон», уничтожение которого должно перевесить чашу весов в войне. Однако «Ахерон» находит их первым — корабль Джека «Внезапный» неожиданно атакован коварным французом. Несмотря на сильные повреждения и людские потери, Обри решает преследовать врага и начинает беспрецедентный переход через два океана. На кон поставлена репутация Счастливчика Джека, его жизнь и жизнь его команды.

Обычно я не пишу обзоров на слишком известные фильмы, ибо это скучно, ведь о них и без меня всякого понаписано. Но для фильмов, некогда известных, а ныне полузабытых, я иногда делаю исключение. "Хозяин морей" - из таких. Правда, блокбастер он чисто символический: при 150 млн.долларов бюджета собрал не особо убойную кассу в 212 млн.долларов, что для фильма такого размаха не повод для гордости. А в сравнении со сборами тех же "Пиратов Карибского моря" результат и вовсе досадный, ибо равносилен провалу. К тому же именно "Пираты" подложили "Хозяину" свинью. Балдеющий от Джека Воробья, поисков сокровищ, морских легенд и парусной романтики, зритель приперся в кинотеатры на "Хозяина морей", ожидая продолжения пиратского шоу-банкета. Однако вместо этого режиссер Питер Уир врезал зрителю по башке суровой и реалистичной драмой о мореходах начала 19 века. Такой, где пушечные залпы разбрасывают по палубе человеческие ошметки, где детям ампутируют гниющие от гангрены руки, а корабельный хирург сыпет себе под ноги песок, чтобы не скользить по мокрым от крови доскам.

Конечно, шокировать зрителя тотальным реализмом Уир тоже не стал. Но количество неприглядных жизненных деталей у него огромное, едва ли не в каждом кадре их, наверное, десятки. Чем картина и подкупает. Увы, но зритель не оценил титанические старания Уира и не осаждал кассы кинотеатров. Поэтому сиквел так и не вышел, хотя мог быть - "Хозяин морей" снят по циклу историко-приключенческих романов Патрика О'Брайана (В России издавалось всего три или четыре книги, да и те были выпущены к выходу фильма).

Рассел Кроу в этом кино настоящий капитан во всех смыслах - впрочем, а где он не гениален? Пол Беттани в роли корабельного врача и естествоведа тоже великолепен. Остальные актеры мужского пола - а женских ролей в фильме нет ни одной (здесь он расходится с книгой)! - тоже выглядят колоритно.

А что насчет недостатков? Ну, если вы эксперт в парусном мореходстве и военно-морской истории, то наверняка найдете здесь ляпы вроде каких-нибудь неправильных крюйс-брамселей или форстеньга-стакселей. Но я не из таких, и мне придраться было не к чему. Качество картинки? Оно безупречно, тем паче, что пол-фильма снимали на настоящих Галапагосах. Никакого голливудского гламура и лоска, все грязно, мокро, потрепано, засалено, просолено и натуралистично. Как результат, Оскар за операторскую работу. Звук? Пушки бабахают, мачты скрипят, ванты гудят, океан ревет, матросы орут и бранятся. Как результат, Оскар за лучший монтаж звука. Музыка? Саундтрек этого фильма можно с удовольствием переслушивать даже в отрыве от него - опять-таки знаю, о чем говорю. Даже романтика дальних странствий есть, хотя и в медикаментозной дозе - все ж таки кино не об этом. Сцены из этого фильма сняты в клипе «Девушка из Нагасаки», которой радует любителей шансона отечественная певица Джемма Халид.

В общем, еще один недооцененный массовым зрителем, но по достоинству оцененный знатоками, шедевр невиданной мощи. Все 150 млн.долларов бюджета честно отражены на экране, 20 млн. долларов - гонорар Рассела Кроу отработан в поте лица до последнего цента. Некоторая сюжетная пробуксовка в середине уравновешена захватывающим началом и мощнейшей развязкой. Хотя, если вы страдаете морской болезнью, и вас тошнит при одном виде штормового океана и качающейся палубы, тогда это кино явно не для вас. Всем же остальным пропускать это Кино с большой буквы было бы сродни преступлению.

Европейское кино никогда не могло сравниться с американским Голливудом. По крайней мере, в плане бюджета. Тем не менее, я очень люблю немецкие, французские, итальянские фильмы. Но очень был удивлен, когда увидел как-то, бороздя просторы интернета, фильм прямиком из Голландии. Вернее, из страны под названием Нидерланды. Называется это кино в русском дубляже просто — «Адмирал». Нет, конечно, не тот, с Хабенским и белогвардейцами. А вот их, голландский адмирал. Звали его Микель Адриасон де Рюйтер. Собственно, так называется и фильм в оригинале. Кем же был этот человек, и интересным ли в итоге получилась картина о нем?

Нидерланды ныне представляются нам благополучной и тихой европейской страной, где можно, что называется, отдохнуть без ограничений. А между тем, в семнадцатом веке это была грозная морская колониальная держава, которая боролась с такими гегемонами того времени, как Испания, Англия, Франция. И, что характерно, очень часто надирала им зад. И все это, в основном, благодаря деятельности храбрых голландских капитанов, адмиралов, моряков. Бравым представителем этой прослойки населения был Микель де Рюйтер. Он чуть ли не с пеленок служил на корабле, достаточно быстро стал капитаном корабля. Занимался торговыми операциями в таких экзотических (особенно по тем временам) странах, как Бразилия и Гренландия. А затем переключился на военную сферу. Боролся с мусульманскими пиратами, с французскими и английскими флотами. Очень часто одерживал победы, хотя бывали у адмирала поражения. Рюйтер стал адмиралом и командовал эскадрами, что состояли из десятков кораблей. Погиб он в бою, как настоящий адмирал, в 1676 году.

Но перед тем, как перейти непосредственно к обзору фильма, необходимо еще сказать пару слов о политической системе Голландии. А также об отношениях с соседями. Прежде всего, в самой стране во второй половине XVII века шла борьба между монархистами-«оранжистами» и республиканцами. А на саму страну и на ее колонии жадно поглядывали и англичане, и французы. Такие времена.

И так, фильм раскрывает нам жизнь адмирала, но, в целом, де Рюйтер — лишь один из многочисленных ярких персонажей, что выступают, по сути, главными героями. Кино рассказывает прежде всего историю человека на фоне глобальных событий. Много времени уделено харизматичным братьям де Витт — Яну и Корнелису. Судьба этих талантливых людей была печальна — в год «бедствий» (1672), когда в страну одновременно вторглись и французы, и англичане, местные монархисты добились отставки политиков. Народ винил де Виттов в слабости армии, так как Ян тратил деньги в основном на флот. В итоге, оба брата были растерзаны толпой. А тела их... в общем, смотрите фильм или известную картину художника Яна де Бана. Кроме де Виттов, запомнилась мне и роль англичанина Чарльза Дэнса. Этот актер мне знаком, прежде всего, по образу Тайвина Ланнистера, феодального воротилы из «Игры престолов». И в «Адмирале» он также шикарен в роли неоднозначного короля Англии — Карла Второго. Британские историки до сих пор спорят, кем был этот правитель. Коварным распутником и реакционером или же прогрессивным и мудрым деятелем. Запомнился и манерный «принц» с определенными наклонностями.
Пару слов о морских сражениях. В фильме использовался ряд самых настоящих, «раритетных» кораблей-копий, в том числе один фрегат прямиком из Санкт-Петербурга. Ввиду этого, сражения выглядят достаточно эффектно и натурально. Притом мы видим сражение как с высоты птичьего полета, так и с палубы отдельного корабля. Учитывая бюджет в восемь миллионов евро — битвы на воде удались. Отлично работала массовка, само действие не раздражает и выглядит красиво. Собственно, фильмов на «военно-морскую» тематику, про парусные флоты, очень немного. Из увиденных мной вспоминаются еще разве что «Черные паруса» да «Хозяин морей». И, пожалуй, все. Так что этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради аутентичных морских баталий.

Вообще, мне этот фильм показался крайне «сочным». Яркие краски, живописные виды голландской природы, необычные костюмы, замки принцов-королей и жилища попроще. При указанном мной выше бюджете — все выглядит очень даже круто.

А теперь о недостатках. Дело в том, что фильм все же полон такого не столь сильно режущего глаз, но все же заметного ура-патриотизма. Основная его идея — человек в любом случае должен стремиться защитить свою родину от посягательств внешнего противника, даже если внутри страны бардак и политические дрязги. И, с одной стороны, это круто. И адмирал де Рюйтер, и братья де Витты получились замечательными. Но вот образы короля Англии Карла Второго и «кандидата» в монархи Голландии получились, как мне показалось, слегка однобокими, карикатурными. Как и зарубежных адмиралов, что в фильме противостояли Рюйтеру и компании. Вторым недостатком фильма является его историческая относительность в плане времени — меняются режимы, гремят баталии, а герои... не меняются. То бишь, главный герой особо не стареет и дети его не растут. Хотя чисто исторически, между событиями начала и конца фильма чуть ли не добрых два десятка лет прошло. Наконец, фигура адмирала де Рюйтера является, по сути, лишь составным элементом сложной картины, где сплелись воедино история, политика и морской флот. Он слегка теряется на фоне иных персонажей. Впрочем, это все недостатки фильма, которые я смог заметить. Они не фатальны, а кино получилось бодрое, хоть и идет почти три часа. И вообще, вот после просмотра данного творения я узнал об истории Голландии вдвое больше, чем знал до того...

Голландский «Адмирал», в общем и целом — очень интересное, крепкое европейское кино. И, по-моему, единственный фильм из этой страны, который я видел. Несмотря на некую «региональность» он может показаться крайне любопытным и российскому зрителю. Особенно учитывая тот факт, что по событиям семнадцатого века снято очень малое количество фильмов, это вам не Вторая мировая, про которую картины стабильно выходят и у нас, и за рубежом. А вот качество их порой оказывается совершенно неудовлетворительным. В современном отечественном кинематографе тему далекого прошлого как-то вообще не трогают. А вот представляете, каким классным мог бы оказаться современный российский фильм про адмирала Ушакова, например. Или про Нахимова... Но пока эти картины не вышли, смотрим кино про Рюйтера (и его эпоху), оно того стоит...


Рецензии