Одна дума в дорогу не годится. Глава 52

                52

Перед глазами снова мелькали дома, деревья, дорога. Вспомнился мотив и слова песни, выученной в советской школе на уроках пения:

От морей до гор высоких,
Посреди родных широт,
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.

Много мне пришлось в жизни пройти и проехать дорог и развилок. Одни я выбирала самостоятельно, по желанию; другие предназначены были мне судьбой, поэтому они сами выбирали меня и я не могла их миновать.

Дорога в Ярославль тоже оказалась судьбоносной. Отправляясь на экскурсию в этот город, я хотела больше узнать о волжской земле, на которой родился и возмужал мой отец, а заодно сбросить накопившийся за год негатив.  Но всё пошло не так, как задумывалось. Оно и неудивительно, ведь это же одна из дорог судьбы.

В молодости меня вели в основном широкие дороги, так что я вольготно мчалась, наслаждаясь жизнью, ничего не замечая вокруг. Дорожное полотно иногда сужалось, и тогда приходилось шагать. Хотелось мне того или нет, но я вынуждена была останавливаться, думать о дальнейшей жизни, выбирать наилучший маршрут (как мне думалось), планировать ближайшее будущее. Порой случалось и почву нащупывать, и петлять, ища благополучного пути. Таким образом жизнь заставляла меня присматриваться к новым ситуациям и людям, анализировать пройденные этапы, на ходу делать работу над ошибками.

Теперь дорога моей жизни снова сузилась. Значит, судьба что-то хотела показать мне.

В поездке я впервые по-настоящему задумалась, насколько мы наивны, думая, что официальные исторические факты правдивы. Мы и не вспоминаем о том, что все «факты» записывались людьми, а человек, даже самый честный и благородный, всегда пристрастен. Нельзя безоговорочно верить молве, но нельзя верить и официальной истории тоже. В новейшее время каждое государство ставит свои ценностные ориентиры и соответственно им подгоняет историю (как это сделал историк российской монархии Николай Карамзин), поэтому не нужно забывать: сверху история полита шоколадом красивых мифов и легенд, а глубоко внутри таит горькую правду. И этим всегда кто-нибудь пользуется в собственных интересах. Человеческая жизнь противоречива: от одной крайности до другой – всего шаг. А что касается православных святых князей, то, думаю, Русская Православная Церковь была права, на баррикадах борьбы добра со злом отбирая только добрые человеческие дела, а злые подвергая забвению. Добра на Земле мало, и оно беззубо, поэтому добро нужно продвигать.

Homo sapiens, человеку разумному, видимо, предначертано Провидением уступить на планете место Homo spiritualis, человеку духовному. Вытеснение одного человеческого вида другим не может произойти сразу и повсеместно. Несколько десятков тысяч лет назад кроманьонец и Homo sapiens боролись между собой не на жизнь, а на смерть! А как будет между Homo sapiens и Homo spiritualis? Без крови? Уже тысячу лет в России православие пытается склонить человека к сознательному перерождению в Homo spiritualis. Пока мало что получается. Пока властвует Homo sapiens. Но что такое тысяча лет в космическом исчислении? 

На волжской земле я увидела жизнь, во многом подобную той, что протекает и в моём крае: забота о хлебе насущном, семье и образовании детей, желание самовыразиться. Без этого человеку нельзя обойтись, живя в обществе. Многое из того, что происходит в стране, есть и на волжской земле: бедность народа прикрывается уличной пестротой рекламы, обилием небольших магазинов и офисов. Но нет здесь, слава Богу, зданий-гигантов торгово-развлекательных и деловых центров, давящих на человеческое сознание невыносимым грузом сребролюбия, гордыни и тщеславия. 

Экскурсия в Ярославль помогла понять, что меня уже не переориентировать в капиталистическую индивидуалистку, и нас, людей из советского прошлого, много. Много в России и малоимущих семей, в которых дети не испорчены благосостоянием родителей, ханжеством, западной толерантностью и ненавистью ко всему русскому, как очень ущербному и вредному.

Мне стало понятно, что разговоры о нашей «национальной идентификации», которые ведутся в высших кругах страны и обсуждаются в СМИ, бессмысленны. Эти разговоры лицемерны и лишний раз обличают высокомерие Москвы и Санкт-Петербурга. Из уютных кабинетов не видят министры настоящих героев России – провинциалов, твёрдо стоящих на земле, без иллюзорной зауми мегаполисов. Это провинциалы естественно себя ведут, искренне выражают эмоции, наслаждаются простыми радостями жизни, дорожат тем, что имеют, любят тех, кто рядом с ними. Не эти ли качества: искренность, терпение, преданность родной земле – всегда считались национальными?! Не эти ли качества являются непреходящими, а потому – настоящими? Не этих ли качеств не хватает жителям мегаполисов, задыхающимся от чёрных паров глобализации – чуда-юда заморского?

Может, всё дело в загадочности русской души? Едва ли. Поэт Евгений Долматовский намного раньше меня понял это. Теперь настал и мой черёд осознать, что

Вся тайна в том, что тайны вовсе нету,
Открытостью она [русская душа] и хороша.
Тот, кто возвёл неискренность и ложь
В ранг добродетелей, понять бессилен,
Что прямота всегда мудрей извилин.

Только небогатые жители провинции любят Родину такой, какая она есть, и не продадут её ни за нефть, ни за газ, ни за алмазы и миллионные долларовые счета. Только небогатые жители провинции своими руками творят счастливую жизнь, как это делали их прапрадеды.

Удушающие чёрные пары глобализации, что ползут из двух российских столиц в разные стороны, рассеиваются в пространстве, не успев достичь цели: губит их сильный ещё русский дух. Пока русская земля хранит корни – тысячелетнюю культуру и веру – ей не страшно даже двенадцатиглавое чудо-юдо заморское.
 
Всё-таки Эйнштейн был не прав. Только сейчас я поняла: самое главное в жизни любого человека не воображение, а реальная действительность. Мы слишком много воображаем и, кроме общепринятой, классической культуры, сотворили виртуальную реальность, что даже, о Боже (!), звёзды стали искусственными. Не поэтому ли мы искажаем истину и не распознаём подлинных героев, тех, кто творит настоящую жизнь?!

Нам давно пора перестать кем-то себя воображать, чтобы не превратиться впоследствии в красочную голограмму. Жить надо так, чтобы оставить после себя истинный след в памяти людей, как хорошая книга. 

Человечество ни за что не расстанется с иллюзиями. Человек сам когда-то создал иллюзию счастливой и несчастной жизни. Выдумка и реальные события переплелись и закрепились в генетической памяти людей. Видимо, земной мир навсегда так и останется двойственным. 

Началась моя дорога в Ярославль с одной мысли, а закончилась другими. Выходит, одна дума в дорогу не годится.


Светлана Грачёва
Воскресенск
                Продолжение http://proza.ru/2020/06/27/309


Рецензии
Светлана, Ваше литературное произведение "ОДНА ДУМА В ДОРОГУ НЕ ГОДИТСЯ" прочитала ГЛАВЫ выборочно. Я Вам уже писала, что в ЯРОСЛАЛЕ, старинном русском городе, распооженном на берегу ВОЛГИ-МАТУШКИ, не была ни разу,но однажды постояла на высоком берегу недалеко от КРЕМЛЯ в ЯРОСЛАВЛЕ. ЗНАЮ, ЧТО исторический город ЯРОСЛАВЛЬ воспел НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ, другие поэты и писатели, А вот ВОСКРЕСЕНСК расположен на ВЕТЛУГЕ-реке, по котороцй мы ингда добираемся до ЮРКИНО, ЮРИНО, где есть замок ШЕРЕМЕТЬЕВА, сподвижника ПЕТРА ПЕРВОГО. Светлана, писателей ЛЕСКОВА, КУПРИНА, особенно АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА ЛЮБЛЮ, кажется, что прочитала ВСЕ ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Я с детства КНИГОЛЮБ. Но память не только запоминае,но и забывать. СПАСИБО ВАМ за ПОЗНАНИЯ!

Роза Салах   24.07.2020 11:43     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Роза, за эмоциональный отзыв!
С душевным теплом,

Светлана Грачёва   24.07.2020 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.