Валерий Брюсов

                Валерий   Брюсов.


   Когда я впервые встретился с ним? В среднем детстве, то есть лет в 10-12.   Конечно, странновато звучит - среднее детство. Однако есть же понятие раннего  детства. Тогда почему не быть среднему?

   В который раз вспоминаю добрым словом журнал «Пионер».
На одной из страниц детского ежемесячника загорелись чеканной медью строки:
«Молодой моряк Вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный,низменный,
Будь прославлен, человек!»


  Тронули мою душу и другие стихи, посвящённые труду:
«Единое счастье - работа
В полях, за станком, за столом, -
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счёта, -
Часы за упорным трудом!»

  На втором году воинской службы проштудировал я толстый том нашего большого   мастера словесности.
Возвратившись домой, пошёл я работать в завод, но и там, и здесь и никогда не   покидала меня страсть к стихотворству.

  Однако вместе со стихосложением всегда присутствует стихочтение.
Потому и прельстился я семитомником Валерия Яковлевича, изданном издательством   «Художественная литература» в 1973-75 годах.
Первые два тома были преисполнены «всеми напевами». Так называется один из  больших циклов стихотворений Валерия Брюсова, написанных в разных стилях и    манерах всех народов.

  Как-то критик Ю.Айхенвальд назвал Брюсова «преодолённой бездарностью».
Что ж, возможно, Брюсов не гений, но всё же талант, и ещё семь раз талант.
Можно ли назвать «недаровитым» человека, написавшего такие слова:
«Иль мы тот великий народ,
Чьё имя не будет забыто?
Чья речь и поныне поёт
Созвучно с напевом санскрита»

   В других томах собрания сочинений таятся романы «Алтарь победы», «Огненный   ангел», рассказы, исторические труды об Атлантиде и Египте,статьи о поэтах и    поэзии, критика.

  Брюсов большой труженик. Может быть, не случайно приносил я его стихи на   работу и читал вслух утомлённым сверхурочной работой товарищам по бригаде?
Мужикам так нравилось засыпать под чёткий, выверенный и возвышенный ритм   сонетов Брюсова-одного из столпов русского символизма.
Они погружались в сон, а я едва ли не до самого утра наслаждался виршами.


                Сергей Жуков 2007


Рецензии