Записки музейщика

Идея рассказать о истории экспонатов и их в попадания в музей назревала давно, но в этом году собранию нашей музейной коллекции исполнилось 40 лет а это вроде бы как обязывает. К чему правда непонятно, вообще уважаемый читатель быть может произведение это получиться несколько  эпистолярного жанра. Но как быть иначе если музей это по сути живое существо, работают в нем люди живые, да и предметы которые в нем представлены когда-то принадлежали людям живым,  кто-то их сделал, кто-то владел.  Один  крупный нумизмат так писал о своей коллекции «вот я умру,  и мои монеты найдут себе нового хозяина».  И так можно сказать про любой предмет музейного собрания.  Главное всегда помнить тех людей что умерли, тех кто изготовлял предметы старины, нашёл их и передал в музей, да и тех кто бережно хранит и рассказывает о них, Только тогда музей будет живым, а не этаким «кладбищем истории» как иногда называют музеи.  Даже сама музейная экспозиция динамична, Вы узнаете о судьбах появления некоторых экспонатов музея, но на этом их движение не прекращаться, реставраторы тщательно следят за их состоянием, фондовики измеряют и описывают музейный предмет, нанося на нем инвентарные номера, для того что бы сохранить историю предмета.  Да и попав на витрину музейный экспонат не успокаивается, думаю все из вас были на концерте, не важно каком, когда я иду по любому музею я слышу молчаливою песню веков.  Каждый экспонат спешит рассказать не только свою историю но и поведать о событиях в мире стране, достижении человеческой культуры или цивилизации.  Учитесь только слушать, музейную тишину. В ходе нашего повествования я часто буду отвлекаться, на темы сопутствующие основному повествованию, уж простите человек я живой и мне хочется не просто что-то Вам сказать но и убедиться что Вы меня поняли несмотря на мое косноязычье.  Так вот я всегда призываю учителей и тур операторов, а также юных посетителей музея к тому что необходимо учиться слушать музейную тишину.  Для меня всякий даже маленький музей это храм истории и культуры, и уважительное отношение к ним требует чтобы Вы приглушали свой голос. Опять же экскурсовод это  ваш лоцман по миру музея но провести он вас сможет только если сможет Вас перекричать. Нужно ли это Вам и ему, ему не очень, деньги за экскурсию Вы уже заплатили, а спасение утопающих как известно это дело их же самих рук. Поэтому дайте возможность экскурсоводу сказать то что он хочет.  Экскурсоводы конечно бывают разные, да и все мы не одинаковые, однако лучше него музей вы знаете едва ли. Вы можете разбираться в нумизматике или оружие, живописи и…. чем угодно. Но тут надо подумать о том что если вы ему заплатили то пусть он Вам что-то расскажет, а не вы ему.  Я очень люблю посетителей которые, оплатив экскурсию после моих первых слов начинают мне говорить, «А вот знаете» пусть говорят. Именно поэтому я и говорю о музейной тишине потому чтобы что то услышать надо самому молчать, кроме того музей помимо прочих своих функций обладает еще и способностью к рекреации.  Даже самый черствый человек соприкоснувшись с предметами старины и окунувшись в удивительный мир прошлого, понимает одну простую истину, что все это было, есть и будет.  Музей в состоянии примирить человека с быстротой меняющегося времени, и напомнить ему о вечном.  Но все это доступно лишь в тишине, той самой музейной тишине о которой я говорю. Когда я наблюдаю за посетителями нашего музея, очень чет визуалы отделяются от аудиалов. Причем чем младше посетители тем важнеее для них контакт с предметом, конечно вещи в музеях «руками не трогают» но иногда и когда это допустимо мы позволяем людям «прикоснуться к прошлому» главное что бы они об этом не догадывались, так вот аудиалы зачастую готовы переходить от предмета к предмета( благо 70% экспонатов у нас выставлено под стеклом. Но именно в этом касании времени и заключается сущность музея, Музей это не балаган и место развлечения это то место где человек осознаёт в бренность бытия и уходит из нашей реальности в прошлое, тем самым становясь как нестранно ещё больше самим собой. Основная задача музея это рекреация  от латинского  recreatio — восстановление. И только научными методами,  популяризации, а не презентации как в последнее время стало модно музей сможет впустить в себя человека, и выпустить его немного другим, чуть более гармоничным с собой и своей культурой.  Именно поэтому для музея так важна «гармония религии и культуры» как говорил наш земляк Л.Н.Гумилев . Важен комплексный подход как с Гумилевым, который хотя и не родился на Рязанщине, но здесь родился его отец, отсюда родом его деды и прадеды. Да и личность Гумилёва это не только личность поэта, как он сам о себе говорил прежде всего он был воином  и путешественником.  Вот именно на раскрытии таких личностей и строиться работа музея нашего да и любого другого… хорошего. А их поверьте не мало ибо как знает каждый романтик что приходя в музей «ось мира» абсолютная прямая проходит через Вас от полярной звезды к центру земли.  Вот именно из таких сочетаний банальностей и чудес состоит музей. Но самое главное не надо забывать что музее как и прочие организации изучающие историю хранят генетический код этноса или страны, это своего рода клетка памяти которая поддерживая связь между прошлым и будущим.  Ведь неслучайно фашистский режим придя куда либо в первую очередь уничтожал музеи. Наша роль крайне мала. Я сам понимаю что для провинции нашей огромной страны куда важнее больницы, школы и тд. Ведь сам я болею и понимаю что без просвещения цивилизация обречена на падение в средневековье, Но музей хранит не только достижения цивилизации но и культуры, он не мозг страны, он её душа. И мы гордимся что отечественные музее все же пережили революцию , Великую Отечественную Войну, пер6естройку. И сейчас нам как некогда важно сохранить тот потенциал накопленных экспонатов знаний и навыков, который мы имеем, а главное сохранить наши кадры, ибо музей без его сотрудников это всего лишь дом без души. В музеях текучка кадров вещь редкая, каждый, кто приходит к нам вливается в большую семью музейщиков. Хотя нынешнее «зарабатывание денег музеями»  очень сильно ударило по музейным традициям и людям. Раньше когда музейщик приезжал из другого города, он мог рассчитывать на то что коллеги и накормят его и спать уложат.
Сейчас все меняется гранты и проекты, основанные на финансирование сильно изменили музейщиков, особенно молодёжь, я то уже не молодёжь мне 39 лет 21 из которых я работаю в музеи. Когда я начал работать мне приходилось работать  с Паниным и Почиталиным, Кузнецовым и Крыловым.  Не скажу что все было идеально,  все мы разные… С кем то дружили с кем то виделись только на конференциях и семинарах.  Но что очень остро чувствовалось тогда это ощущение цеха, мы знали друг друга не только в лицо, но знали характер, и направленность соседа, и несмотря на то что с транспортом было гораздо сложнее чем сейчас , езди ли друг к другу в гости… Зачем… да кто его поймет, что-то пытались совместно изучать, искали материалы по интересующим нас темам…   Конкуренции меж нами не было, разве что здоровое соревнование…  Вообще трудно представить те времена не муниципальных заданий, не дорожной карты не торгов. Очень много времени оставалось на творчество, и экспедиции., на работу с детьми.  Наверно именно поэтому в то время создавались музеи с богатыми и интересными коллекциями.  По сути сейчас для этого тоже придуманы умные слова коммуникативность и коммуникабельность, именно эти два качества в своём сочетании являються залогом успеха любой работы с людьми, а ведь мы и работаем только с людьми. С посетителями, дарителями, руководством… и с вереницей ушедших уже людей чьи вещи мы храним и изучаем. На мой взгляд основная функция музеев это как раз осуществление связи прошлого и будущего. Мы некие передатчики идентичности наших предков, нашим потомкам. Если говорит о том что патриотизм это форма взаимоотношений человека и государства, когда человек любит и уважать свое отечество… Музей это по сути «главная  няня патриотического воспитания» которая учит и объясняет гражданам за что и почему они любят свое государство. Это просто и сложно одновременно, как и все в этом парадоксальном мире. И теперь когда  некие силы пытаться внушить новым музейщикам что музей это досуговое учреждение, и что надо зарабатывать а не тратить деньги. Мне кажется что нарушается важнейший принцип воспитания любви к истории, нарушается  не только институт музея как научного учреждения, но и девальвирует его основная функция воспитание гражданственности.  Прав был Владимир Ильич Ленин  что «История продажная девка буржуазии» по сути музей и должен быть коммивояжёром государства, продающим ЕГО государство человеку, представляющим его гражданам и иностранцем.  И любая коммерциализация этого процесса, приведет к продаже отнюдь не патриотических ценностей.
Вспомните 90-е годы когда многие исследователи на зарубежные гранты, подняли из архивов материалы по репрессиям, голодомором и тд.  Развенчивание культа личности, ложности идеалов государства и многое другое что по сути повлекло за собой переписывание и фальсификацию истории.  В наши дни мы становимся свидетелями, что  историк зарабатывающий деньги, может воспитать не только Иванов не помнящих родства, но и заложить основу майдана.  Ведь в современном потребительском обществе, мы ориентируемся на потребителя… и чем щедрее потребитель тем больше мы ориентируемся на его потребности, цели и задачи.  Я с ужасом наблюдал за украинской наукой и когда мои коллеги смеялись над ней, я признаться не находил для этого повода.   В очередной раз битву выиграл учитель истории… как говорил в свое время Бисмарк  про битву при Садове.  И это реалии подтверждение которым мы видим в наши дни. 
Я отнюдь не идеализирую роль музея в идеологическом воспитании, это широкий комплекс состоящий из школы, книг и телевиденья, улицы и дома.  Музей это е крылья на которых летит государство, не мотор и не пропеллер… скорее это маленькие подкрылки,  которые некто и не замечает на самолете…  не даром говориться если ошибается  врач это видно сразу, но если ошибается учитель,  то последствия видны через поколения.  Музеи это то по чему учат историки, они приводят к нам детей, мы пишем историю по которой они преподают в школе и институте… Страшно если ошибемся мы… а меж тем  мы все меньше и меньше работаем на государство, ведь мы уже не воспитываем а развлекаем, не служим просвещению, а организуем досуг.
Ночь искусств круче чем вручение паспортов в музее или посвящение в первоклассники.  Конечно об этом не говорят но… курс на проведение ночи искусств весть, а вот на воспитание гражданственности…  Да и тематика музеев изменилась исчезли идеологизированные музеи, появились музеи тюрьмы, водки и тд, и тп…  И они успешнее краеведческих музеев, ведь они работают на публику, на потребителя, вот только чему они учат, кого воспитывают…  А ведь есть курс на культивацию общемировых ценностей, толерантность, и либерализм…  Конечно я сгущаю краски,  не все так плохо, и точка невозврата, казалось бы еще не пройдена… Но быть может так же и думали наши украинские коллеги . Не знаю...   иногда надо просто поставить вопрос нежели неверно ответить на него.  Признаться начиная писать сей скромный трактат,  я хотел сказать о чем то другом…  вспомнить былое  и… но уж так получилось  так получилось.


Рецензии