Мерило успешности служения
Иер.1:1-3: «Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой, к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце».
Служение Иеремии проходило в последние 40 лет существования южного царства (626-586 гг до Р.Х.). Когда Иеремия был призван Богом, здесь правил царь Иосия, который пытался исправить последствия нечествивого правления его деда Манасии и отца Амона. Иосия взошел на трон, когда Иеремии было восемь лет (Джон Гэст). Иеремия родился при Манассии.
Реформы Иосии, которые кажутся такими серьезными при чтении книг Царств и Паралипоменон, не выглядят такими в книгах пророков. Видимо, эти внешние действия и благочестивые намерения царя не произвели коренных изменений в сердцах его подчиненных, в книге Иеремии дана такая оценка реформам: «Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь» (Иер.3:10). Израилю нужен Царь, Который сможет изменить сердца.
Иосия получил поддержку с неожиданной для него стороны: Бог призвал к пророческому служению двадцатилетнего парня из деревни Анафоф, сына священника (родился Иеремия приблизительно в 648 г до Р.Х., действия, описанные в начале книги, происходят приблизительно в 627 г до Р.Х.). Если ты сегодня безуспешно пытаешься что-то изменить, не переставай молиться об этом Богу, а когда будет время, посмотри на играющих недалеко мальчишек новым взглядом – кто-то из них через несколько лет может стать и станет Божьим пророком, а ты сегодня готовь для этого почву и молись, молись, молись.
Иеремия готовился стать священникам, но Бог изменил его планы и призвал к пророчествованию. Какое из этих двух призваний проще? Жизнь священника наверняка была более спокойной, предсказуемой и безопасной. Священник четко знал, чем он должен заниматься день за днем, и этого от него ожидали и окружающие. Он был призван:
• приносить жертвы
• проверять прокаженных
• отправлять нечистых за стан
• восстанавливать в статусе очистившихся
• заботиться о святилище
• учить закону
Да, работы у них хватало, почему со временем как минимум некоторые священники начали ворчать: «вот сколько труда» (Мал.1:13).
Пророк же часто не знал, что он должен будет сказать или сделать в ближайшем будущем. Уирсби так разделяет служение священника и пророка: священник сохраняет («консервирует») прошлое, защищая и поддерживая служение в святилище, а пророк изменяет настоящее, чтобы у народа было будущее. По сути, конечно, их служения не противоречат друг другу.
Священники больше имели дело с внешними вещами (жертвы, обряды, ритуальная нечистота и т.д.), пророки – с состоянием сердца. Опять же, эти две стороны тесно связаны, и нарушение внешней правильности происходит при возникновении проблем в сердце. Кстати, в книге Иеремии слово «сердце» встречается не меньше 66 раз (Уоррен Уирсби), т.е. Иеремия – это пророк, обращающийся к сердцу.
Священник жил от своего служения, пророк же не имел гарантированного дохода. Все эти и другие соображения говорили Иеремии: останься священником – и жизнь пройдет благополучнее.
Иеремия же ответил на Божий призыв положительно. Хотя с самого начала Бог ему сказал, что успешным его служение не будет и люди его не послушают. И сорок лет Иеремия безуспешно проповедовал, а в конце наблюдал исполнение собственных пророчеств – Иерусалим и храм разрушен, народ уведен в плен.
Выходит, изменения в жизни и служении верующих – не мерила успешности и эффективности служителя. Такое мерило – его верность своему призванию. Потому-то совершающим служение важно знать, к чему именно их призвал Бог и точно ли Бог их к этому призвал. Иначе первая полоса проблем может стать последним этапом служения.
26.06.2020
Свидетельство о публикации №220062600921