Уродцы

Панцирные сомики Hoplosternum thoracatum (Megalechis thoracata) стали первыми представителями отряда сомообразных в моём аквариуме. Этих рыбок мы купили в 1993 году:лишь потому,что других сомиков в продаже просто не было. И два маленьких торакатума поселились у нас.

В детстве они мне,откровенно говоря,быстро надоели и даже стали бесить. Тем,что почти не росли:за год с лишним один вообще не вырос,а второй стал лишь на треть крупнее. К тому же сомики,хоть и маленькие,сильно копали грунт и мутили воду.

Я прозвал их "уродцами". С моей подачи,так же безобидных рыбок стала называть и мама:"-Мелкие,невзрачные,зачем вообще они?"-любила повторять она. Но сомики продолжали жить вдвоём до лета 1994,когда меньший из них бесследно исчез (мы с мамой в это время были у родственников).

А второй остался. В конце лета того же года мы купили на рынке в Купчино взрослого сомика:вдвое крупнее жившего у нас. Большой прожил около года,пока не выскочил из аквариума по недосмотру... А маленький продолжал обитать у нас и прожил ещё три года,пока я его не поменял на пару других рыбок.

За четыре с небольшим года сомик не достиг длины даже указательного пальца! Потом-то я понял,что виноваты были вовсе не рыбки,а маленький аквариум и наша неосведомлённость.

Осенью 2001 у меня был уже куда больший по размеру аквариум,и наряду с другими рыбами я запустил туда и парочку торакатумов. Будучи половозрелыми, эти сомики легко отличаются по полу:первые лучи грудных плавников самца сильно удлинены, зато самка того же возраста толще и немного крупнее.

Взрослые панцирные сомики очень сильно роются в грунте и могут ворочать даже крупные камни. По всей видимости,именно они и разбили аквариум в ноябре 2005:тогда почти всех рыб пришлось в скором порядке отнести в зоомагазин...

Впоследствии я рискнул взять и маленьких торакатумов:рыбки выросли,не то что в детстве. Так что здесь объём воды имеет решающее значение. Но вот размножаться они не хотели,да я и не стремился к этому.

Все панцирные сомики родом из Южной Америки. Это небольшие рыбы длиной не более 25 см (а большинство менее 10 см),покрытые характерными щитками вместо чешуи,расположенными в два ряда. Они не хищники:питаются в основном разной мелкой донной живностью. В аквариуме подбирают не съеденный другими обитателями корм,но санитарами панцирных сомиков назвать при всём желании нельзя:они больше грязи поднимают со дна.


Растения не едят,но могут им вредить,постоянно подкапываясь под корни. Кроме того,растительность с перистыми листьями в аквариумах с такими сомиками вообще противопоказана:быстро погибает от поднятой со дна и осевшей на листья мути. Поэтому тут предпочтительнее будут искусственные растения.

У торакатума есть альбиносная и чисто-чёрная формы,полученные в неволе. На мой взгляд, они выглядят более эффектными,хотя и природная окраска вроде бы ничего:чем-то наших налимов напоминает.

Торакатум-небольшая (до  20 см длиной),неприхотливая и вполне себе мирная рыба,пригодная для содержания даже с агрессивными соседями. Вот только декорации и большие камни очень желательно закреплять:в противном случае рыбёшки могут расколоть аквариум. Да и фильтрация нужна хорошая,особенно если торакатумы содержатся не одни (как обычно бывает).

Фото из интернета.


Рецензии