Разговор с Салтыковым

Правильно говорится, что русский человек долготерпелив. Вот и я долго-долго терпела. Но всякому терпению приходит конец. Моему тоже.

 Разумеется, бунт беспощадный и бессмысленный я, как человек не только русский, но еще и цивилизованный, человек 21 века, поднимать не стала. Смысла-то нет, а без смысла и бунт - не революция.

 Впрочем, на моей памяти и в моей стране уже случилось пять революций. И толку-то? Как был порядок вещей беспорядочный, так и остался. Правители приходят и уходят, законы новые пишутся в количествах неисчислимых, а суд, как вершился левой пяткой, так и продолжает страдать застарелыми мозолями.

 Вот эти-то мозоли меня и стали мучить вопросами по теме. Терпела я их, терпела... и не вытерпела. И решила задать мучившие меня вопросы классикам отечественной прозы. Ильфу и Петрову сначала. Ведь сумели же они четко и ясно разобраться с НЭПом и его неразберихой в общественных отношениях! А значит, смогут помочь и мне понять те неясные места в нашей действительности. Тем паче, что, кажется, мы сейчас очень близки к тем реальным безобразиям, что творились тогда. С той только разницей, что тогда строили светлое будущее для всего человечества, а сейчас каждый выстраивает свою индивидуальную американскую мечту и со скоростью на порядок превышающей ту, что казалась, ну, очень быстрой в первой трети 20 века.

 Итак, открыла я книгу "Золотой теленок" и углубилась в чтение.   Через полчаса я начала смеяться. Через час стала зачитывать цитаты домашним. Через два - загрустила. Нет, у Ильфа и Петрова я ответа не найду. Как-то даже жульничество в их описании очень светло выглядит. И жулики какие-то обаятельные... Светлые...
 А у нас тут мрак сплошной. Куда ни кинь взгляд - везде на какую-то непонятку темную натыкаешься. И даже интернет не помощник в поиске истины. Только запутывает сильнее.

 Да и как не запутаться? Вот в позапрошлом веке, в пушкинское, к примеру, время как было? Сиди в отдельном кабинете, перо точи и думай о бренности всего сущего... И время так тихо, спокойно, течет за окном под завывание бури в печной трубе... Оттого и мысли тогда у классиков были солидные. И фразы длинные, с уточнениями и пояснениями. Иная на целую страницу тянет. А все почему? Было у них времени довольно для размышлений и рассуждений. Да даже в годы Ильфа и Петрова, хоть и ускорился век относительно предыдущего, но не настолько, чтобы уж совсем и поразмышлять времени не оставалось. Пока они лист в машинку пишущую заправят, пока клавишу тугую заставишь выдавить нужную букву, пока каретку на возврат отправишь... - времени подумать, конечно, поменьше, чем у Пушкина, но тоже есть. А теперь? Клавиши мягенькие, гладенькие, податливые - пальцы так и летают по клавиатуре - МФУ сам печатает... - остановиться некогда! Так и когда же теперь задумываться? Тут поневоле, на такой-то скорости, мысли становятся коротенькие, словно кто им мозги отшиб, руки-ноги связал, крылья подрезал и короной, как шапкой Мономаха, придавил...

 Нет. Самому теперь думать ни времени, ни сил, ни терпения нет. Надо классиков спрашивать. Напрямую. И нечего против них бунтовать. Коль вызвались быть классиками, мысли разные в рассуждение принимали, так пусть и отдуваются теперь. А у меня теперь времени даже на то нет, чтобы их перлы среди тысяч страниц их  многотомников разыскивать.

 Задала я вопрос "Алисе", опросила Гугл, для уточнения деталей таинства почитала Льва Николаевича, благо пьеса не сильно утомительная и не особо длинная, и приступила к процессу столоверчения и спиритизма с целью единственной - вызвать дух Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Ибо без его едких реплик и 130 лет спустя жизнь не налаживается.

 


Рецензии