Мысли вслух. Конец

   Я к вам вернулась, мои читатели, чтобы продолжить разговор о тех, кто волей обстоятельсты или добровольно оказывался изолированным от привычного образа жизни.
   О том, как человек справляется с одиночеством, что ему помогает или мешает оставаться самим собой.
   Для начала представьте себе молодого человека, смелого, умного, в меру дерзкого, безмерно талантливого и безумно влюблённого в признанную красавицу, от которой после троекратного сватовства услышал наконец заветное "да". Молодой человек, которого ждёт столь желанная свадьба, на пару - тройку дней отправляется в деревню и застревает там на ... три месяца. В стране свирепствует эпидемия холеры и карантин, обязательный для всех, делает невозможным возвращение жениха в город. Что он делает? Ищет пути обойти закон и как - то вернуться, отчаивается и находит  утешение в вине, чтобы не думать о времени? Нет. Потому что его имя - Александр Сергеевич Пушкин. И чем стала  та знаковая осень, получившая  название "Болдинской", для поэта и всей русской литературы  знает каждый ещё со школьных лет...

   Великий Фредерик Шопен - композитор - романтик знал языки, интересовался историей, хорошо владел кистью, любил цветы и имел прекрасное чувство юмора, был способен на глубокое чувство(вспомните его отношения с Жорж Санд). При этом он предпочитал одиночество шумному обществу. А играть ему нравилось в темноте. В гостях его часто просили сесть за инструмент. Шопен никогда не отказывался, но каждый раз, прежде чем подойти к фортепиано, он гасил свет...

   Французский поэт Альфред Мюссе, которого, кстати, тоже связывали любовные отношения с экстравагантной Санд, сочинял стихи при свечах, в полном одиночестве. На столе, за которым он работал, стояли два прибора: для него и его воображаемой возлюбленной. Он - странные эти поэты! - представлял себе, что с минуты на минуту войдёт прекрасная женщина и разделит с ним вечер...

   Кого не трогает "Песня Сольвейг" или "Пер Гюнт" великого норвежца, Эдварда Грига? Кто при имени композитора не вспоминает замечательный рассказ Константина Паустовского "Корзина с еловыми шишками"? А Григ ведь так любил оставаться один. Ему была близка природа, прохлада леса, где только птицы нарушают тишину. Он даже построил дом в лесу, где так любил уединяться и играть на фортепиано...

   Виктор Гюго, великий жизнелюб, занимавший всегда активную гражданскую позицию, переживший изгнание, любящий женщин, автор бессмертных произведений, гордость Франции, чьи пахороны растянулись на 10 дней, предпочитал сочинять в уединении. Кто знает, может быть, причина в том, что писатель работал обнажённым. Такая вот причуда...

   Японский писатель Харуки Мураками - не только японский, но и мировой классик - один из тех великих наших современников, который признаётся, что склонность к уединению была у него с раннего возраста. Юношей он предпочитал любым совместным занятиям уединение с книгой или погружение в мир музыки. При этом его это нисколько не тяготило, он никогда не скучал...

   Мне хочется познакомить вас с весьма неординарной женщиной, выбравшей - с точки зрения многих - необычную судьбу, и при этом ни о чём не жалеющую. Молодая японка по имени Аяно Цукими выросла в деревне Нагаро, вполне благоустроенной: чистые, оживлённые улицы, плотина, разные компании, сотни жителей. Но девочка с детства любила рисовать и, закончив школу, уехала в город, чтобы продолжить образование. Прошли годы. Молодая художница приехала в родные края. Увиденное повергло её в шок: деревня вымерла. Жители переехали в большие города в поисках лучшей жизни, оставив дома в деревне. Живые люди остались, но их было всего 37 человек. А каждого, кто сегодня посетит деревню, увиденное повергнет в неменьший шок. Дело в том, что молодая художница приняла решение остаться в деревне и заселить её людьми. Как? Она заселила её ... куклами ручной работы в натуральную величину. За 10 лет Аяно создала 350 кукол, тщательно работая над их одеждой, внешним видом, выражением лица каждой. Все они выглядят очень реалистично и могут даже испугать. В деревне куклы везде: на улице, во дворах, на лавочках у ворот, в школе, в магазине, на ферме. Это дети и молодёжь, люди среднего возраста и старики.
   Выбор художницы мне трудно оправдать, но что это - своего рода подвиг, думаю, бесспорно...
   Художница решила остаться в деревне до конца жизни, хотя до ближайшей медицинской помощи 1,5 часа езды, и жить здесь трудно и даже опасно. Об отсутствии живого общения я уж молчу. Но тревожит её другое: она боится, что настанет время, когда в деревне останутся одни куклы.

   Иного рода добровольный выбор жизни вдали от цивилизации во имя больных людей, являет собой небольшая деревня на окраине голландского города Висп, Хогевей, занимающая 1.5 гектара. Проживает здесь всего 152 человека. В деревне есть всё, что нужно для жизни: магазин, парк с беседками и фонтанами, почта, кафе и рестораны. Жители деревни едят, спят, гуляют, делают покупки, отдыхают в кафе... Одна тонкость: за каждым жителем постоянно наблюдают, т.к. Хогевей на самом деле - медицинское учреждение, а у всех её жителей ментальные проблемы. Главная задача медицинского персонала - создание иллюзии у больных, что они живут обычной жизнью нормальных людей. Они не имеют представления, что эта деревня - психиатрическая лечебница, и каждый их шаг под контролем.

   Здесь нет никаких длинных коридоров, никаких палат, никаких общих завтраков или обедов. Люди живут в двухэтажных домах группами по 6-7 человек с одним или двумя опекунами. Причём дома, которых 23, оборудованы индивидуально: в духе того времени, когда память им ещё не изменила: в стиле 50-х, 70-х, 2000-х. Продумано всё: сам дом, мебель, его убранство, вплоть до посуды, скатерти, занавесей.
   Хотя пациенты свободно  ходят, медперсонал присутствует везде. Продавцы,
 в магазинах, работники почты, прогуливающиеся на улице люди - все они врачи и медсёстры.
   Проживание пациентов в такой среде положительно сказывается на их самочувствии и настроении. Каково при этом медперсоналу и всем, кто обслуживает больных, судить не берусь, но это тоже - своего рода подвиг.

  P.S. На фото - "девушка" из японского города Нагаро.






    


Рецензии