Мои микрорайоны 1, 2

1. ПРОЛОГ, или «ПРОСТО НИ О ЧЁМ...»

Каждый ищет свое место под солнцем.
Все ищут, в подлунном мире, пока не закатится солнце.
Кто-то – под Ригелем или альфа-Центаврой, а кто-то, как говорится, под Венерой или под Марсом. Кто-то, вообще, под землёй, а кто-то – под Черной дырой: еще бы, это же в самом центре!
Впрочем, для условного большинства, «место под солнцем» есть не более, чем тёплое местечко, вип-кресло, некий мифоэкономический «топос-утопос», где «бизнес встречает деньги», а само пространства превращается в юпиэс для комфорта.
У природы – свое представление о большинстве: те, кого угораздило прийти на свет в глубинах видимого космоса, должны «явиться на свет» либо в абсолютно пустых и темных войдах на миллионы светолет, либо в бескрайнем пожарище газовых пространств. А уж землянскому большинству «светит» либо Мировой океан, либо непроницаемая пустота атмосфер.
Почему? да все просто. Это – неприкрытая статистика, где выбор огромен, но невелик. Тем, кто из большинства, шанс оказаться в пустоте, наполненной пылающим газом или свободной даже от атомов, несравненно более велик, чем шанс обнаружить себя в небольшой комнатке с парой десятков икон на стене, да дюжиной портретов и двуглавой бра над письменным столом! Ведь ясно и этому столу, что последняя вероятность столь же ничтожна, как и сам этот стол по сравнению со всеми этими войдами и квазарами. Виды превыше войдов.

Однако именно эта самая комнатка с видом за окном и есть мое место под Солнцем – то есть, то место, где мы встречаем закат, и где застаёт нас заря, в пределах планеты, маленькой и огромной, между улицами города, на орбитах Вселенной!...
Ну, а все эти невозмутимо одинаковые области, равно непригодные для жини, любви и творчества, не вызывают во мне ни нейтрино чувств, ни полнейтрона мысли...

Так или иначе, Человеческое, НАШЕ – это не мертвый опт статистики, а живой выбор нашего Промыслителя. Сингулярное, так сказать, отношение: каждый находит своё для спасения своей души от смерти. И это самое СВОЁ делает нас БОЛЬШЕ Вселенной: одна слезинка перевесит терра-литры морских глубин, одна улыбка "пересветит" всех белых карликов! А тучка, которая ничто пред Солнцем, способна заслонить наш посёлок от невыносимого жара и дать дождь - оказавшись важнее для жизни, чем миллиарды звёзд...

Тут стоит вспомнить древние чудесные слова:
«...Тифлис – город больше вселенной, ибо во всей вселенной не найти таких бань, как в Тифлисе».
Тысячелетие минуло с того дня, как этот образ, необычно яркий и глубокий, посетил мыслителя, разведчика и жулика, гражданина Халифата по имени Ибн-Хаукаль. За эти века, видимая вселенная несильно изменилась: всего-то тысчонка-другая звёзд вспыхнула и догорела. А вот в Тбилиси...

Впрочем, дайте мне закончить эту мысль своим недавним... открытием? вдохновением? предчувствием? Дежавю?.. – не знаю, как... Вы сами и назовите это чувство. А может, это, просто, на глаза безотчётно и беспричинно навёртываются слёзы  – в обход чувств, действий, мыслей? (1)

За десять тысяч километров от меня и на две с половиной тысяч метров в воздух от уровня моря, прямо на глади полумифического озера Титикака, проживает странное племя. Они никогда не бывали на суше, и не считают себя вполне землянами, но производят себя от одной туманности. Помнится, в детстве, я как-то связывал себя с одной звездой из Большой Медведицы – но я ее, по крайне мере, видел! А эта, так сказать, Туманность Титикаки настолько далека, что САМ Хаббал лишь недавно открыл ее! Открыл и заявил: «Туманность ... один из красивейших объектов во Вселенной!»

Лично у меня, эта туманность, помимо восхищения, вызвала еще одно сильное чувство. Дело в том, что когда я увидел ее снимок, ощутил, что когда-то и где-то видел этот пейзаж. Хотя едва ли звездное скопление можно покрыть словом «пейзаж», и едва ли здесь можно говорить о «дежавю», как не понимай это странное французское слово.

Неизвестно, сколько веков существует племя насельников Титикаки – сами они аппелируют ко временам не доисторическим, и даже не геологиическим, но просто астрономическим. Однако, даже если наши титикакчане летели бы к этой своей туманности на протяжении всей самой долгой и дерзкой истории человеества, они не достигли бы даже того места, с которого эта туманность видна во всйм своей красе! – том самом великолепии, в котором увидел я когда-то «Невод Найару» (2) . И точно так же выглядел наш микрорайон той, одной ночью, из моего детства, с пригородного плато! Именно тот момент мне, почему-то, запомнился – и отразился в дежавю, неизменном во столь изменчивом мире и времени...


А сейчас, мы с вами заглянем в письменные ящики вышеупомянутого стола. Там можно обнаружить такое, чего не встретишь ни в бескрайних песках пустынь, ни в сезонных степях-трясинах, ни в перегруженных джунглях, ни во льдах моря Росса, ни в российских снегах.

Не верите? Сейчас увидим...


2. КОГДА ОЖИВАЕТ ТУНГУРЧЕК?

Сначала выдвинем восточный ящик. В нём должен оказаться шаманский бубен. Собственно говоря, Бубен в два дэ: большая ч\б фотография шаманского бубна с необычным лицом и судьбой.

Однажды, в разгар большевистской борьбы против «религиозного мракобесия», в Ольхонском Музея шаманизма был назначен, как говорится, тематический вечер с разоблачением – странно, но случилось это день в день со всем известным вечером в Варьете.
Для начала, шаман несколько раз ударил по бубну – так, в частушечном ритме, чтобы снять напряженность слишком пестрой аудитории. Но бубенцы на бубне не прекращали звенеть – или шипеть – после последнего удара. Опрошенные очевидцы заявляли даже, что бубен начал «драться с хозяином»: он ударил его несколько раз по лицо и нанёс ощутимые удары в область живота. Хм, еще вопрос, кто здесь хозяин!

Долго ли, коротко ли, шаман включился, потом «завёлся»... вскоре, помещение наполнилось угрожающими звуками, а левитирующие фигурки из моржового клыка заняли некую иерархию в пространстве зала...
В протоколах саянских красавцов сохранился допрос, в котором один из чекистов утверждал: «Бубен трясся в руках служителя культа, как паук в своей паутине» (наблюдательность вполне достойная чекистов, однако слог какой-то меньшевистский!).
Бубен мстил за неформат: его, призванного исцелять или приоткрывать, решили поломать через колено: «покажите, как веками вы дурили народ!».

Надо сказать, что большевики, вместе с британскими учеными, психоаналитиками, и бихеовиористами входят в ту большую группу людей, которым бубен кажется неким деревянным ободом, обитым кожей с побрякушками: им и в голову не придет, что бубен способен жить своею собственной жизнью. Как маска на лице актера. Как инструмент в руках хорошего музыканта...
Но на сей раз, тунгурчек оказалось сильнее всех этих бронзовых ильичей да тряпичных кумачей.

Не факт, что сам шаман желал такого развития событий: это было слишком опасно, а феномен мученического исповедания, насколько мне известно, чужд мировосприятию шаманов. Впрочем, бубен не спрашивал шамана, а камлание происходит скорее наперекор его воле.

...В итоге, шестёрки антирелигиозной пропаганды «отделались» неописуемым страхом и тяжелым самочувствием, а комиссар сам едва не впал в транс: о своих видениях он поведал миру много позже, уже после отставки Хрущёва и своего выхода на пенсию, в передаче «Очевидное невероятное».

По мотивам последней была дана, кстати, оригинальная трактовка шаманскому опыту (в журнале «Наука и религия»). «С определенным ударом по бубну», – заявил ктн Олег Мойринков, – «происходит вещь, которую предвосхитил еще древнегреческий механик Зенон в своих знаменитых «Апориях»: условные шажки черепахи становятся длиннее Ахиллесова стадия.
А в нашем случае, возникшая «критическая масса» ударов становится волной, которая обгоняет сами мерные удары. Тем самым, она обгоняет время, и камлающий отстраняется от того индивида, который нанёс первые удары по бубну. То есть, гражданину шаману приходится догонять того трансцендентального субъекта, который ему не видим – или видим, но находится на горизонте событий. Тех самых событий, которые переживает шаман-как-человек, и которые видят окружающие, для которых эта перемена, или, так сказать, раздвоение шамана остается невидимым. Так или иначе, шаману приходится как бы догонять своего «напарника»! – и тут враз не скажешь, кто кого догоняет: черепаха Ахиллеса, или последний первую – впрочем, это равно загадочно, невероятно и парадоксально...

Во всяком случае, странствие шаман есть не столько путешествие к верховному божеству и не только спуск к подземным призракам, даже не попытка найти заплутавшую силу больного – то есть, всё то, что изображено на «лице» бубна – а, прежде всего, поиск самого себя. Обычные божества и волшебные животные суть не что иное, как «символы юнговского архетипа самости» и даже «моменты Понятия, которые находит Метод на пути к Системе!» – вот так, с истинно русской разухабистой удалью подытоживает г-н Мойринков экскурс, вслед за шаманом, за пределы мира. Заключение остаётся, конечно, на его совести (Мойринкова, а не шамана), но... Мне кажется, что попытка представить шаманский транс как «поход за бубном (3)», либо как погоню «назад в будущее», либо поиски самого себя – интересная попытка (4).


___________________________
  Бывают места не просто очень – но даже СЛИШКОМ – прекрасные. Бывают места величественные или священные. Но слёзы на глазах и стеснённое сердце суть симптомы чего-то другого. Ведь и какой-то старый полуразваленный сарай может вызвать такую глубину и силу чувств, на которые неспособен иной королевский дворец или католический собор! Помню, мы исходили все пригороды Ленинграда (в 1986). Мне понравилось буквально всё – что-то больше, что-то меньше – но вот это-самое-странное-вышеописанное чувство возникло у меня только... возле Пиль-башни, в Павловске (вряд ли кто-нибудь вознесёт эту забавную башенку выше малых и больших чудес Царского Села, Пушкина, Петергофа...

  (2) Кажется, именно такое имя носит эта туманность у индейцев – белые не дали ей имени: только какой-то «инопланетный» цифро-буквенное обозначение. Досадно, всё же, когда безликость слывёт критерием научности.

  (3) По-монгольски, «тамбурин». По-татарски, «б;м;н», по-удмуртски – «буби»

 (4) Как сказал один шармовитый француз, «лучше перспективная попытка, пусть и без успеха, чем успешная глупость!»

3. ДРЕВНЯЯ ЧЕРЕПАХА С ПАНЦИРЕМ ИЗ БУДУЩЕГО
Продолжение следует
http://proza.ru/2020/06/27/1682
и СЛЕДУЕТ его прочесть!


Рецензии
Очень красиво написано. Интересно.

Александр Вшивков   06.07.2020 23:00     Заявить о нарушении