Что твои отговорки говорят о тебе

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено).

Иер.1:4-5: И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

Бог говорит Иеремии четыре вещи:

• «Я образовал тебя»

(Строго говоря, хотя это слово стоит в стихе первым, в хронологическом порядке его надо поставить на четвертое место, о чем говорит смысл стиха). У Иеремии, как и у Иова, были моменты, когда он сожалел о своем появлении на свет (Иер.20:14-18), но первый разговор Бога с ним начался именно с утверждения о том, что это Бог сформировал Иеремию во чреве его матери.

Почему призвание пророка начинается с напоминания о том, что это Бог образовал его? Так Бог переводит человека в правильную систему координат, приводя его к верной точке отсчета – начало его жизни положено Богом, и Бог имеет право давать ему распоряжения. Истины о том, что Бог является Творцом мира и каждого из нас могут казаться нам «начатками учения», уровнем детской Библии, но это очень важные идеи, периодическое возвращение к которым будет выравнивать мировоззрение и обновлять посвящение.

Рождение человека – дело не только его родителей. Бог образует каждого из нас: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы» (Пс.138:14-15). Мое тело образовано Богом, поэтому я должен обращаться с ним как с собственностью Бога. В том числе не подвергаться безрассудно заболеваниям, при выходе на улицу в холодную погоду хорошо одеваться, без необходимости не ложиться поздно спать, не есть вредных продуктов и т.д.

• «Я познал тебя»

Моисей тоже был познан Богом: Исх.33:12,17; Вт.34:10. Это познание в смысле избрания.

• «Я освятил тебя»

Бог познал Иеремию раньше, чем Иеремия появился во чреве своей матери. Именно поэтому Бог мог освятить его раньше, чем он родился. Освятил – в смысле отделения для будущего употребления Богом, как были отделены от обычного использования сосуды в храме.

• «пророком для народов поставил тебя»

Иеремия был поставлен пророком еще до своего зачатия. Позже Божий план был реализован в его жизни благодаря Божьему обращению к нему и его положительному отклику. Мы находим себя в Нем, по выражению Павла. Джон Гэст говорит: я не пойму – кто я, пока не узнаю – чей я.

Иеремия был поставлен пророком для народов. Это роднит его с Павлом, апостолом язычников: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал.1:15-16). Общие черты Павла и Иеремии (список вспомнил, кажется, из комментария Лунгу на послание Галатам):

• Оба призваны от утробы матери;
• Оба строго обращались к евреям;
• Обоих евреи отвергли и даже пытались убить;
• Оба обращаются к язычникам (Иер.1:5 и Гал.1:15-16);
• Оба не женились.

Конкретно в контексте книги Иеремии выражение «пророк для народов» может еще означать, что отступивший от Бога Израиль сравнялся в своем состоянии и положении с окружающими его языческими народами, об этом говорит Ф.Б.Хюи. Но Иеремия и в самом деле обращася к разным народам: ст.10; 25:15-16; 46-49; 50 и 51.

Иер.1:6: А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.

«И кто способен к сему?» (2Кор.2:16). Настрой Иеремии перекликается с реакцией Моисея и Павла на Божий призыв. Правда, уточнение, которое делает Иеремия, вызывает вопрос: ты рассчитываешь, что когда подрастешь и наберешься опыта, научишься говорить и другим важным вещам, ты станешь более готов отозваться на Божий призыв, чем сейчас? Павел дальше отвечает на свой же вопрос «кто способен к сему»: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2Кор.3:5).

Уоррен Уирсби пишет, что одно дело – сознавать свою немощь, другое – считать, что из-за этой нашей немощи Бог не сможет ничего через нас сделать.

Из сопоставления историй призвания некоторых лиц в Библии и из наблюдения за современной практикой я делаю такой осторожный вывод: если призываемый к служению человек находит очевидные причины, по которым он не может совершать это служение, и это причины не внешние, а внутренние, то есть он считает основным препятствием свою слабость, а не неблагоприятные обстоятельства или недостатки других людей, то это может быть хорошим признаком и подтверждением того, что именно этот человек и должен выполнять это служение.

27.06.2020


Рецензии