Вооружение древней руси ix-xiii веков

                Научная статья.
                Вооружение Древней Руси IX-XIII веков.


В настоящее время среди молодёжи, наблюдается уменьшение аудитории интересующихся историей родного края. По последним данным социологического исследования в среде молодёжи большой процент безразличия к истории своего народа и даже агрессивности в отношении к старшему поколению. Повсеместно бытует мнение, что настоящая история славян начинается с христианизации Руси. Основываясь на современной истории, письменность и грамота пришли к славянам из Греции, право  из Рима, религия из Иудеи, государственность из Византии.

Получается, что славяне как бы и не существовали.  Странно думать, что всё, что было задолго до христианства, нарабатывалось, собиралось, передавалось из поколения в поколение ересь и заблуждения. Если же начинаешь докапываться до сути, то в ответ слышишь вопрос: «А где это написано?»

К сожалению многие документы  не сохранились по той простой причине, что за время прошедшее с тех пор было большое количество войн, сопровождаемое грабежами и пожарами. Та же Москва горела дотла не раз. Были случаи намеренного уничтожения документов, книг и летописей. Инициаторами этого были духовные чины православной церкви, боровшиеся с язычеством. Но даже те малые крохи летописных сведений дошедших до наших времён показывают, что наши предки с оружием в руках охраняли свои земли от захватчиков, строили города, основывали княжества и государства.

В XX веке многих учёных привлекает тема «Древнерусское оружие», ими было написано множество статей и работ по этой теме. Это работы академика Б.А. Рыбакова, археологов А.В. Арциховского, Г.Ф. Корзухина, Б.А. Колчина, А.Ф.Медведева, А.Н.Кирпичникова, которые позволили определить: возникновение русского военного арсенала и этапы его эволюции; социальную принадлежность русского оружия; закономерности изменений военной техники, взаимодействия техники и тактики боя; влияние восточной и западной традиций в развитии русского оружия; международную роль древнерусского военного ремесла.

О высоких достижениях военного искусства можно судить не только по археологическим находкам, но и по летописным источникам, созданных в Древней Руси. К числу таких памятников следует отнести «Повесть временных лет».
Например, « Повесть временных лет» по типу относится к историческому повествованию, хотя по виду – это летопись. Своё название она получила по первым строкам: «Се повести временных лет...». Пологают, что её составил монах киево-печёрского монастыря Нестор в 1118 году. До наших дней сохранилось две редакции «Повести..» - это Лаврентьевский летописный свод 1377 года и Ипатьевский летописный свод XV века. Понятно, что при переписывании летописцы старались выполнить заказ и угодить князю, поэтому это объясняет преувеличение заслуги современного ему князя-заказчика.

Ещё одним источником являются русские былины, которые  также могут рассказать и об военном искусстве славян, и об их стратегии. В настоящее время у многих людей в отношении былин сложилось весьма неправильное представление, как о  детских сказках.  А ведь это связано с тем, что былины были пересказаны для детей в  упрощённой форме. В XVIII-XIX веках былины были переписаны на более современный язык с исключением жестоких и кровавых эпизодов.
 
Былины – это не сказки, а песни, которые исполняли народные сказители-певцы, пересказывая подлинные исторические события. В древности они исполнялись по всей территории Руси. В XVIII-XIX столетиях  они сохранились лишь на Русском Севере, особенно в среде свободных крестьян-поморов.

Именно русские летописи, былины и византийские источники дают нам большинство данных на устройство русского войска. Исходя из степени разработанности темы,  цель  этой статьи заключается в том, чтобы изучить русское военное искусство IX-XIII веков посредством анализа теоретических работ по данной теме. В задачи этой работы положены изучение и классификация оружия  древнего русского воина, его развитие и сочетание восточной и западной традиции в ведении боя. Данный материал можно использовать для школьных уроков по Древнерусскому государству и поднятия престижа русского воинства  в наше неспокойное время.

                1. Военное ремесло на Руси с IX по XIII век.

                1.1 Предыстория.

Чтобы иметь хорошо вооружённое войско, способное противостоять врагам в защите своих территорий, необходимо в первую очередь объединить массу народа в единое общество. Среди членов общества должны быть люди, владеющие знаниями и навыками, которые позволят вооружить войско. Немаловажную роль играет и воспитание воинов с детства.

Две тысячи лет тому назад территорию России населяли множество народов и различных племён. Определить эти племена к какому -либо этническому корню ныне крайне затруднительно. Дело в том, что в эпоху Великого переселения народов с IV по VII века, все племена и народы перемешались между собой,  многие исчезли безвозвратно, другие возродились под совершенно иными именами. В повести временных лет указывается, что от варягов прозвались  русы, а прежде были славянами, хотя полянами назывались, но речь была славянская. Ну и кто эти русы после такого определения?

Из сохранившихся сведений получается, что поляне жили на правом берегу Днепра, древляне населяли леса Волынской области, дреговичи жили между реками Припятью и Западной Двиной на территории современных Минской и Витебской областей, северяне расселились напротив полян, на восточном берегу Днепра. Уличи жили вдоль рек Днестр и Прут, вятичи жили на верхней Оке, кривичи населяли верховья Волги, а словене новгородские поселились у озера Ильмень и по берегам реки Волхов.

Самыми дикими из соседей славян были в ту пору финно-угорские племена, делившиеся на много мелких народов, такие как чудь, весь, меря, эсты, черемисы. На северо-западе соседями славян оказались литовские племена: литва, жмудь, латыши, ятвяги. На юго-западе соседями восточных славян были племена дулебов и белых хорватов. С юго-восточной стороны соседями славян стали кочевые племена хазар, торков, печенегов. С восточной стороны на реке Каме проживали волжские булгары, рядом племена мордвы, мещеры и мурома. (Д.С. Лихачев и Б.А. Романов. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1-2)

За 800 лет славянские племена в борьбе с многочисленными народами Европы и Азии и с могущественной Римской империей — Западной и Восточной, а затем с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и объединились. В этой многовековой борьбе складывалась военная организация славян, возникло и развивалось их военное искусство, которое оказывало влияние на состояние войск соседних народов и государств.

Особенности развития древнерусского государства, а именно наличие крупных городских центров с вечевым самоуправлением и мощных племенных союзов с местными княжескими династиями, а также отсутствие частной собственности на землю и подчинение киевскому князю на федеративных началах укрепило в первую очередь государственность и своеобразие военной организации Древней Руси  IX века.

В X веке нашей эры  произошло крещение Киевской Руси. Не все жители благосклонно приняли христианство, чем дальше от Киева, тем яростней  было их сопротивление. Это вызвало территориальное разделение Древнерусского государства на удельные княжества.  Княжеские междоусобицы разоряли народ, чем пользовались кочевые народы, совершая свои грабительские набеги на Русь. Разобщенность войск удельных князей расшатывала русскую государственность. Это усугублялось вторжением кочевых орд,  создавая кризисное положение внутри страны,  и носило характер всенародного бедствия.

В XI веке в южнорусские степи на смену торкам и печенегам пришли половецкие полчища.  150 лет шла изнурительная война с переменным успехом против половцев. Сломить силу половцев смог лишь Киевский князь Владимир  Всеволодович  Мономах (1053-1125 гг.). Он сумел объединить военные силы удельных княжеств и перейти к  наступлению вглубь половецких степей. В результате нескольких  походов против половцев часть орд от кочевала на Северный Кавказ и в Грузию. Границы Руси обрели покой, но не надолго.  После кончины  Владимира Мономаха в 1125 году, княжеские междоусобицы возобновились вновь и процесс обособления русских княжеств возобновился. Единое Древнерусское государство практически перестало существовать.

Но, его наследие в военном деле оказало огромное влияние на развитие военного искусства  и строительство вооруженных сил в последующие столетия. В  XII веке  определились три основных политических центра – это  на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество, на юго-западе — Галицко-Волынское княжество, на северо-западе — Новгородская феодальная республика. Затем выделились в самостоятельные княжества Черниговское, Рязанское, Смоленское, Полоцкое и другие княжества. В середине XII века насчитывалось 15  удельных княжеств, а в начале XIII века их было уже 50.

Несмотря на это, развитие  продолжалось: росли города, совершенствовалось ремесло, расширялись торговые центры.  Период феодальной раздробленности Руси был насыщен феодальными войнами  и княжескими усобицами.  Это привело  к разобщению вооруженных сил Руси.  Каждый  князь имел собственные вооруженные силы. На полях сражений, как правило, выступали вооруженные отряды отдельных  княжеств или составлялись временные союзы князей для отражения противника. В целом Русские земли могли  собрать более 100 тысяч воинов.

В период феодальной раздробленности  в  XII- XIII веках появляются местные особенности в военном деле, однако  русское военное искусство продолжало развиваться на единой основе, заложенной в предшествующее века.  Разобщение  вооруженных сил, политическое дробление страны, княжеские усобицы имели крайне  негативные  последствия, как для страны в целом, так и для всего народа. Они затрудняли борьбу с многочисленными внешними врагами и ослабляли военную мощь Руси.

                1.2 Организация войска.

К концу VIII века военные силы древних славян состояли из княжеских дружин и народного ополчения. Ополчение организационно подразделялось на рода, племена  и союз племен. В русской исторической науке  дружиной принято называть именно княжеский отряд воинов.

Дружинники жили отдельно от своей общины вместе с князем. Дружинники существовали за счёт добычи в военных походах и дарам, полученных от своих соплеменников и соседних племен. Правом распределения полученных средств обладал князь. Идеальным считался тот князь, который щедро одаривал своих воинов. Если дружинник по каким-либо причинам был не доволен своим князем, то он мог уйти, так как  дружинники на Руси имели право переходить на службу от одного князя к другому. Верность князю считалась одним из высших доблестей дружинника, поэтому такие переходы были весьма редким явлением.

 Позором для русского воина считалось  оставить поле сражения. А для князя  бросить свою дружину в опасности, было равносильно опозориться не только самому, но и опозорить весь свой род. Боевые подвиги и заслуги перед родом всегда награждались с самых древних времен. В Киевской Руси  знаком отличия были золотые  гривны, которые носились на шее на цепи.

Дружина набиралась из знатных юношей и доблестных воинов. Угощение князем дружинников на многочисленных пирах закрепляло личные связи, существовавшие с детства. Княжеские дружины имели иерархическое строение. Они  делились  на «старшую», «младшую» и «среднюю» - группу «мужей», которую нельзя  было отнести ни к первой, ни ко второй.

«Старшая» дружина состояла из воинов служивших отцу князя. Она переходила к младшим поколениям князей по наследству.  Чаще всего, учёные к этой группе воинов относят бояр, реже мужей, так С.В. Юшков полагает, что «из ее рядов выходят тысяцкие, посадники и прочие представители княжеской администрации». (С.В.Юшков. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. Москва. 1939 г. с 32) Б.Д. Греков считает, что  из «старшей» дружины  выделяются командиры «воев» для «средней» и «младшей»(Б.Д. Греков. Киевская Русь. Москва. 1953 г. с 344).

«Средний» слой дружины составляли гридьба или княжие мужи. Есть предположение, что «гридями» называли телохранителей князя, которые жили  рядом с ним, в гридницах. Эти дружинники почти все  были сверстниками  князя и  входили в основной боевой контингент его личных воинских сил.
 
Как утверждает  И.Н. Данилевский, они росли и воспитывались вместе с князем с 13-14 летнего возраста. Вместе с этими дружинниками князь обучался военному делу, ходил в свои первые походы.(И.Н. Данилевский. Древняя русь глазами современников и потомков. Москва 1998 г. с.109)

Например, в былине «Волх Всеславьевич» описывается следующее:

Стал себе Волх он дружину прибирать:
Дружину прибирал в три года,
Он набрал дружину себе семь тысячей;
Сам он, Волх, в пятнадцать лет,
И вся его дружина по пятнадцати лет.
(А. Азбелев. Волх Всеславьевич .  Челябинск. т.2 с. 217–221.)

Прочные узы связывали князя с «младшей» дружиной, куда входили младшие по возрасту дружинники. Они исполняли мелкие поручения князя и старшей дружины, могли быть  мечниками, оруженосцами и гонцами. «Мечники» входили в  личное окружение князя, выполняя разного рода административные функции. Они не несли службы по двору, могли занимать высокие административные посты. По мнению И. Я. Фроянова, их значительною долю могли составлять дети знати, боярства. (И.Я. Фроянов. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Москва. 1978 г с 47)

Численность войска Древнерусского государства, по летописным источникам была  значительной. Например, в походе киевского князя  Олега на Византию участвовала рать в 88 тысяч человек, в походе в Болгарию  князь Святослав имел 60 тысяч человек в войске. Под предводительством князя в качестве командного состава рати руссов служили воеводы  и тысяцкие. Рать имела определенную организацию, связанную с устройством русских городов.

Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и десятки. «Тысячей» командовал тысяцкий, который сначала избирался  вечем, впоследствии  его стал назначать князь. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. Города выставляли пехоту, которая в это время была главным родом войск и разделялась на лучников и копейщиков. Ядром войска являлись княжеские дружины.

Во время образования племенных союзов, в так называемый период военной демократии, во время походов славяне собирали войско и выбирали предводителя — князя. Первоначально он избирался на народном собрании — вече, а затем власть князя стала наследственной. При нем находились и советники — старейшины племен. Князю полагалась большая доля военной добычи и доходов с земли, что позволяло ему содержать при себе дружину — военных соратников, профессиональных воинов.

В X веке впервые применяется термин «полк» - как название отдельно действующего войска. В «Повести временных лет» за 1093 год полками называются войсковые отряды, приведенные на поле сражения удельными князьями. (Д.С. Лихачев и Б.А. Романов. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1-2:) Численный состав полка был у каждого свой, так как полк не являлся определенной всеобщей единицей организационного деления рати.

Назывались полки по названию территории, на которой  они были собраны, например Киевский полк, Новгородский полк, или по имени князя, командующего полком. В случае серьезной военной опасности созывалось ополчение свободных людей — крестьян и горожан по призыву народного веча. Каждая семья была обязана послать в него взрослых сыновей, за исключением младшего. Отказ считался позором для всего рода. Только благодаря поддержке народа были возможны грандиозные победы русского войска против захватчиков.

На заре своей истории древние славяне сражались в основном пешими.  В начале X века  древнерусское государство в войнах с Византией  конницы еще не знает. Феодализация общества и войска приводит к ее появлению в конце X века из-за непрерывных войн с кочевыми племенами - печенегами, торками, половцами. Выстоять против кочевников, не располагая конницей, было практически невозможно.

Русское конное войско в древности состояло из тяжеловооруженных всадников — копейщиков и легкой кавалерии — лучников. Копейщики — хорошо вооружённые воины в защитных доспехах, эта сила специально была создана  для  нападения и завязки решительного сражения. Таранное действие «копейного» удара «лоб в лоб» при сшибке с врагом нередко предопределяло исход битвы. В состав копейщиков входила «средняя» княжеская дружина.

У лучников боевое назначение было иным. Они несли службу охраны и выполняли следующие задачи: прощупывали силы противника, «вели разведку боем», заманивали его ложным бегством. В состав лучников, входила «молодь», то есть младшие по положению члены дружины.

                1.3 Военная тактика.

Военная тактика Древней Руси была основана на  военном искусстве древних русских воинов и богатырей. К IX веку сложилась своеобразная  стратегия, тактика и организация русских войск, которая в последующие столетия получила свое дальнейшее развитие. Основная стратегия русского воина отличалась от других своей решительностью и способностью воевать на территории противника. Отыскать и разбить главные силы врага  - было основной задачей всех русских войск, особенно во время отражения набегов кочевников. Повсеместно  применялся принцип  внезапности и захват стратегической инициативы.

Тактика древнерусских войск также имела свои особенности  в развитии военного искусства. Русские воины применяли разнообразные боевые приёмы, такие как обходы вражеского войска, засады, тактика колонн славянских племен, использование особенностей местности, согласованность действий между разными подразделениями рати.

Тактика колонн славянских племён представляла собой боевой порядок славян в виде глубокого построения рати в форме колонн. Они обладали огромной ударной силой, сплоченные родовыми и племенными узами.  Византийские стратеги  предписывали своим полководцам сохранять предельную осторожность при вторжении в земли славян. Советуя им, иметь сильную разведку,  выбирать для сражения достаточно ровную местность и усиленно охранять  места ночевок и стоянок.

Византийское войско начинало бой обстрелом стрелами позиций врага на дистанции, и не выдерживало рукопашного напора славянских колонн, которые стремились вплотную сблизиться с противником, чтобы поразить его копьями и стрелами, а затем добить врукопашную.  Славянские воины искусно сражались как на равнине, так и в лесах и горах.

Датский хронист Саксон Грамматик (1140—1208 гг.) сообщал, что основным боевым качеством славянского воина была решительность в схватке: «При рукопашнем бое славяне перебрасывали щит за спину... и с открытой грузью... с мечом в руке бросались на врага»  (И.Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков. Москва 1998 г. с.121)

Если враг вторгался крупным по численности войском, то славянские воины нападали на него мелкими отрядами, избегая крупных сражений. Они изматывали захватчиков, применяя ложные отступления, организовывали засады и ночные нападения. За это время собиралось в единый кулак основное войско, которое внезапно обрушивались на него колоннами, стремясь нанести ему полное поражение. Подобная тактика приводила  в ужас византийских воинов. Они боялись каждого ущелья и лесных массивов, везде видя  грозную опасность. Ведь славяне искусно маскировались на местности. Будучи застигнуты врасплох, они умели погружаться в воду и в течение долгого времени, дыша через полую камышинку, находиться на дне реки.

Византийский писатель VII в. Феофилакт Симокатта писал, что в походах славянские воины устраивали полевые укрепления — лагеря из повозок. Укрываясь за повозками, славяне наносили врагу большие потери стрельбой из луков, осуществляли неожиданные вылазки. Славянские воины перед боем давали клятву: стоять насмерть за отца и брата, за жизнь своих сородичей. Слово чести ценилось высоко и обязывало воинов соблюдать ратное побратимство, нарушившие его «выбивались из земли вон» — изгонялись с территории племени. Плен славяне считали позором. (И.Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков. Москва 1998 г. С 122-124)

Боевые навыки воинов нарабатывались в постоянных упражнениях в мирное время.  Устраивались показательные состязания опытных воинов во время праздников, приобщая к ратному делу отроков. Для них показывалась борьба вооружённого воина против безоружного,  который включал в себя элементы защиты от стрелы, меча и копья. Таким образом,  боевой опыт старших передавался молодому поколению, способствуя сохранению лучших ратных традиций воинов-славян.

В период становления Древнерусского государства видоизменяется  боевое построение, стратегия и тактика основных сил русского войска. Теперь, вместо колонн, войско руссов представляло собой монолитную «стену»  в рукопашной схватке, при этом выделялся резерв  для охраны тыла. В XI—XII веках наблюдается неравномерное распределение сил в боевом порядке, что позволяло вести бой на окружение противника, также происходит  разделение войска на три полка, в том числе засадный, что повышало маневренность войска. Ведь в отличие от западноевропейского военного искусства тактика русских войск  строилась на тесном взаимодействии всех родов войск.

В походах против кочевников использовали  другую тактику и стратегию. Во - первых русские князья построили в порубежье  сеть укрепленных городов-крепостей по рекам Десна, Ворскла, Сула, Стугна, Рось, что усилило оборону степных границ. Во – вторых использовалась сигнализация с помощью костров, когда сигналы передавались с особых наблюдательных пунктов. Обычно использовались курганы и возвышенности, расположенные на направлении вероятного вторжения противника. Сигнал от одного пункта передавался  к другому, пока не доходил до стольного города.

В- третьих в защите рубежей принимали участие не только гарнизоны крепостей, но и подвижные отряды конницы. Получив известие о нападении, конники быстро выходили на борьбу с кочевниками. Походный порядок русского войска  состоял из  главных сил, сторожи и обозов. В сторожу выделялись наиболее опытные воины, на них возлагались разведка и охрана.  Успех всего похода зависел от хорошей разведки путей и  своевременного сбора сведений о противнике. Затем, создавался сильный передовой отряд, который наносил неожиданный удар по передовым частям противника. Захватив инициативу и сломив врага, отряд своими действиями обеспечивал моральный перевес в битве.

С начала XII века главными для русских ратников войнами становятся оборонительные битвы с кочевниками. В связи с этим на Руси доспехи не становятся такими тяжелыми и неподвижными, как это характерно для Западной Европы: бои с кочевыми всадниками требовали быстрого маневрирования и подвижности русского ратника, где главную роль на полях сражений играла конница. Однако впереди конницы зачастую выступала пехота, начинавшая сражение.

Для XII века характерны смешанные пехотные и конные бои, происходившие у стен и крепостей городов. Пехотинцев — «пешцев» — использовали при защите городских стен и ворот, прикрытии тылов конницы, для проведения необходимых транспортных и инженерных работ, для разведывательных и карательных вылазок. Вооружались пешцы разнообразными видами оружия — метательными, рубящими и ударными. Их одежда и вооружение в целом были более простыми и дешевыми, чем у дружинников, так как отряды пехотинцев в массе своей формировались из простонародья — смердов, ремесленников, а не из профессиональных воинов.

Начиналось  сражение обстрелом противника из луков. Пехота, даже спешенные рыцари, предпочитала сражаться в сомкнутых порядках, закрывшись щитами. В таком строю  можно было использовать только два вида оружия, - одноручное копье и маленький меч. Копье давало  лучшие возможности для обороны, а колющий меч, - для нападения.

В XII веке боевой порядок расчленялся по фронту и в глубину, став более сложным и гибким. Русская рать стала  строиться полчным рядом, который состоял из нескольких самостоятельных полков, объединенных общим управлением.  Полчный ряд стал основным боевым порядком русского войска, когда перед первой линией размещались воины, вооруженные метательным оружием. Для сражения обыкновенно выбиралась широкая, ровная местность, где между полками могла поддерживаться зрительная и звуковая связь.

После этого русское войско строилось в боевой порядок. Право  выстраивать  полки перед битвой принадлежало старшему князю. Управление войском осуществлялось устно и при помощи сигналов стягом, звуками рога, труб и бубна. Сражение начинали воины, вооруженные метательным оружием. Находясь перед передним полком, они с расстояния 150—200 шагов засыпали противника стрелами, а затем отходили в первую линию, то есть к передовому полку. Наряду с луками русские воины искусно применяли самострелы. Самострел представлял собой лук, который был прикреплен к деревянной ложе, снабженной приспособлением для выбрасывания стрел из особого желоба.

Русские дружины были знакомы с применением засад, заманиванием противника преднамеренным отходом с внезапным переходом затем в наступление. Многообразие боевых построений и тактических приемов свидетельствует о том, что русское военное искусство в этот период во многом превосходило военное искусство стран Западной Европы, где на полях сражений господствовал одиночный бой тяжеловооруженных рыцарей, а пехота играла роль живого препятствия, обреченного на истребление.

Необходимость противостоять конным отрядам степняков довольно быстро сделал конные дружины важной частью русского войска. Примерно с XI века основой войска на Южной Руси была конная дружина. Конные воины в основном были тяжеловооруженными дружинниками, которые имели несколько типов оружия - копье, меч, сабля, топор, булава, кистень и др. В то же время были и легковооруженные конники-лучники. Таким образом, был использован, как опыт Византии, с её тяжеловооруженными конниками – катафрактариями, так и применения степняками быстрых, легковооруженных всадников, способных к внезапным ударам.

                1.4  Приёмы боя.

О приёмах боя, ни историки, ни летописцы сообщить нам не могут, так как авторы пытались передать общий ход событий.  Лишь некоторые из них  могли подчеркнуть жестокость боя замечаниями, типа герой «взмахнул мечом», «отрубил ногу», «нанес удар», но как воин двигался, как именно нанёс удар, мы из текста не узнаем. Судя по сохранившимся данным, древний воин мог проявить свои приёмы боя в двух случаях: в строю и в индивидуальной схватке.

Индивидуальные поединки были обычным делом на Руси, потому что   существовала практика судебных поединков, когда отстаивая свою честь и достоинство можно было выступить самому, или выставить специально подготовленного бойца.  Назывался такой бой Божьим, и его справедливость признавалась на Руси вплоть до XVI столетия. Обычно такой поединок происходил, когда  правду обычным путем определить было нельзя. «Бой правды» существовал с древнейших времен и был наследием первобытной эпохи.

Также  практиковались индивидуальные поединки на поле сражений перед битвой.  Самый знаменитый подобный поединок – это бой Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы.  Это был классический бой тяжеловооруженных всадников  того времени. Они были вооружены длинными  копьями.  В поединке был применён основной приём тяжеловооруженных конных копейщиков – таранный удар.

В индивидуальных поединках оба воина имели  соотношение оружия  равное – щит и меч, или топор. Иногда, одна из сторон могла использовать копье. Обычно воин держал оружие в правой руке, щит в левой руке перед собой, то есть  существовала определённая стойка, или  боец стоял к врагу вполоборота на слегка согнутых ногах, прикрывая щитом большую часть тела  за исключением головы и ног ниже колена. Щит был диаметром до 90 сантиметров и прикрывал большую часть тела, но не закрывал всё. Чтобы воину не попасть под удар противника, надо было угадать направление удара  или опустить щит вниз. В тоже время воин старался не отводить щит слишком далеко вбок, чтобы не открыться для удара противника. В поединке один на один ноги были едва ли не самым уязвимым местом бойца. Надо отметить, что схватки меч на меч, без щитов в источниках не отмечены.

Для использования  холодного  оружия необходима  большая физическая сила, которую воины развивали с раннего детства. В древности люди постоянно были заняты физическим трудом. Нож, топор, лук, охотничье копье и кистень были повседневными предметами быта, защитой от зверя и лихого человека. Дети приучались к оружию с помощью детских луков, копий и мечей. Подражая взрослым, дети   старались развивать силу, выносливость, ловкость, в детских играх закладывалась смекалка, хитрость, нарабатывались боевые навыки в привычку. Помогали поддерживать высокую физическую готовность и такие элементы народной культуры, как праздничные пляски, кулачные бои.

Кулачные бои существовали до начала XX столетия, они развивали такие боевые навыки, как строевой бой. Именно бой  «стенка на стенку»  учил держать удар противника, не разрывать строй, вырабатывал чувство локтя, товарищества. Такой бой был основой  древнерусской  «стены», когда пехотинец, вооруженный мечом, топором, копьем и защищенный щитом стоял в едином строю и чувствовал локтем своего товарища. Строй должен  быть плотным, чтобы не дать возможность прорваться сквозь него  ни вражескому строю, ни вражеской коннице.  Поэтому в передних рядах ставили  воинов  вооруженных копьями, в том числе рогатинами. С помощью рогатин останавливали боевых коней, справлялись с ратниками в доспехах всех степеней защиты.

Чтобы иметь возможность для маневренного боя со щитом, строй пехоты ставили не слишком плотным.  Но это допускалось лишь в боях, где  пехота сталкивалась с пехотой или с небольшими  отрядами.  Главное, чтобы строй  не  был слишком растянут, так как слишком большой проем между ратниками не позволял поддерживать соседа и тех, кто в другом ряду. Кроме того, решительный и опытный противник мог вклиниться в слишком большой проем, разрушить боевой порядок, что было чревато деморализацией и бегством.  В строевом бою не было место для рыцарских поединков один на один, били того противника который ближе.

Битвы начинались с применения метательного оружия, то есть производился обстрел стрелами противника. Луки могли сыграть  решающую роль в схватке, если концентрация лучников на одной стороне была значительной, то другая сторона могла понести большие потери ещё до начала рукопашной. Спасение в такой ситуации было одно: быстро прикрыться щитами и как можно раньше начать атаку противника, стремительным броском сокращая расстояние с врагом. Эффективно воевать с конными отрядами лучников было вообще невозможно, не имея таких же своих отрядов. Необходимо отметить, что лучников могли применять не только на начальной стадии боя, но и  в ходе сражения. Например, лучники из задних рядов могли постоянно обстреливать противника в ходе всей битвы.

По мере сближения боевых порядков в ход шли дротики и метательные копья. Технически бросок легкого копья выглядел следующим образом. Боец удерживал копьё примерно в области центра тяжести и посылал её в цель. Копьё направляли не прямо вперед, а немного вверх, чтобы задать оптимальную траекторию полета, которая обеспечивала наибольшую дальность полета. Копья  метались воином с расстояния 10-30 метров.

В бою применялось  психологическое оружие - боевой клич. Боевой клич имел огромное значение, как для язычников, так и для христиан - это было обращение к высшим силам, к богам. Клич был наследием древнейшей эпохи. Воин седой древности шёл в бой с именем своего бога-покровителя. Ведь  воина могли убить в любой миг,  поэтому его  последняя мысль была очень важна, чтобы попасть в мир богов. Клич был неким словом-ключом, который вводил воинов в особое психологическое состояние, направленное на победу.  Также клич оказывал негативное воздействие на противника, так как он  был средством укрепления боевого духа воинов, способствовал единению войска, где все бойцы ощущали себя одним целым. А единение войска было залогом победы над врагом.

В ближнем бою главный удар принимает на себя первый ряд. В него старались ставить тяжеловооруженных воинов  в кольчугах или  пластинчатых доспехах с копьями и щитами в руках. Воины прикрывались щитами и наносили удары копьями, мечами и щитами. Оружием старались поразить того, кто откроется. Старались удерживать в поле зрения сразу несколько противников и следить за соседями справа и слева, чтобы прийти им на помощь в случае необходимости.

В технике работы в ближнем бою топор и меч использовались схожим образом. Но режущая поверхность меча выше, его вес больше, чем у топора, поэтому мечу необходима большая амплитуда удара. Топор меньше и требовал от воина мощи, быстроты и точности удара. Из-за малого  веса топора воин мог  быстро, менять направление удара, широко применять обманные движения. И всё же  ударная сила топора такова, что даже будучи затупленным, он может пробить броню и нанести тяжелые ранения  противнику.

Копье не требовало много места для маневра и позволяло наносить быстрые и точные удары в любую открытую часть тела врага. Поэтому  второй ряд, который действовал под прикрытием первого ряда, тоже был  вооружен копьями. Обычно копье использовали только для колющих ударов. Воины-копейщики  работали не по одному, а по нескольким противникам, нанося удар по тому, кто открылся. Особенно опасны были колющие удары в лицо. Во втором ряду,  кроме копья,  с успехом  применяли   широколезвийные топоры на длинной рукояти.  Оно подходило для нанесения  рубящих ударов, в том числе и для колющего удара в лицо неприятелю, используя край лезвия.

Сначала XI века южнорусские дружины были преимущественно конными. Однако восстановить конный бой по историческому материалу практически невозможно. По былинам известно, что боевой конь сам по себе был оружием и участвовали в схватках.

Он спустил коня да богатырского
 Да поехал ли по той по силушке татарскоей,
 Стал он силушку конем топтать,
 Стал конем топтать, копьем колоть,
 Стал он бить ту силушку великую,
 А он силу бьет – будто траву косит.
(А. Азбелев. Илья Муромец.  Челябинск. т.2 с. 228.)

Историки могут только с относительной степенью вероятности предполагать, как сражались конные дружинники на Руси. Широко применяли таранные копейные удары. При этом, судя по рассказам источников, копье часто ломалось. Затем пускали в ход сабли, мечи, топоры, булавы, кистени и пр. вооружение. Видимо, некоторую роль играла унаследованная со времен скифо-сарматской эпохи тактика применения отрядов конных лучников.

                2. Основные виды оружия древнерусского воина IX-XIII веков.

За последние 200 лет руские археологи собрали много вещественных доказательств о  военном превосходстве славянских народов, населявших современную территорию России. В своей статье «Вооружение Руси в IX-XIII вв» А.Н. Кирпичников приводит археологическую статистику находок «... в 1300 погребениях, а также более чем в 100 поселениях IX-XIII  вв найдено, по нашим подсчётам, целыми и в обломках несколько тысяч стрел, почти 800 наконечников копий, около 600 боевых топоров, 183 меча, 150 сабель, свыше 100 булав, почти 130 кистеней; из защитного снаряжения – 37 шлемов, 110 кольчуг и 26 пластинчатых доспеха, остатки 23 щитов».(А.Н.Кирпичников Вооружение Руси в IX-XIII вв. Сборник «Вопросы истории». М. «Правда» 1970г с 42) Эти находки позволили восстановить представление о вооружении древнего русского воина и изучить его возникновение, эволюцию, распространение и боевое использование.

В результате эволюции оружия к ХХ веку было выделено два его основных вида: оружие, служащее для нападения и оборонительное вооружение; холодное и огнестрельное; боевое и охотничье. В древности каждый мужчина, способный держать оружие в руках, становился воином, когда его поселение подвергалось нападению и разорению.

Основываясь на археологических исследованиях русских и советских учёных, можно определить основные виды оружия  древнерусского воина IX-XIII  веков для нападения: меч — прямой клинок длиной до 90 см ; копьё длиной 1,5—2 м с железным наконечником; боевой топор, сабля, нож, булава, палица, шестопер, кистень, чекан; лук и стрелы с железными ромбовидными наконечниками; арбалет.

До  XIV века древнерусские воины использовали только холодное оружие, которое изготавливалось из дерева, бронзы, свинца, железа, стали и булата. Оружейники очень ценились и почитались в обществе, среди них были и кузнецы, и плотники, и кожаных дел мастера. Например, чтобы изготовить хороший лук необходимо: дерево, береста, жилы животного. А для изготовления стрелы необходим стальной наконечник, дерево и перо птицы.

                2.1 Мечи и сабли.

В "Повести временных лет" приводится интересная история, когда хазары потребовали дани с полян. Поляне послали вместо дани мечи. Когда хазарские старейшины увидели это оружие, то решили, что лучше они сами станут  данниками этих людей, так как мечи их острые с обеих сторон, а хазарские сабли имеют лишь одно лезвие. (Д.С. Лихачев и Б.А. Романов. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1-2: )

Меч имеет довольно простое строение: длинный клинок с рукоятью. Он приспособлен для нанесения колющих и рубящих ударов, а также для парирования ударов противника.  Клинок – это основная поражающая часть меча. Клинком могут быть нанесены удары трёх видов: рубящие, режущие и колющие. Рукоятка или по-русски «хват» делалась из дерева, реже из металла. Сверху хват покрывался кожей животных.

А русские мечи имели обоюдоострый, широкий, прямой, клинок. У которого между клинком и рукоятью находилась крестовина, защищавшая руку от встречного удара. Меч древние ратники носили в кожаных ножнах на поясе, и для русского воина он был священен. Чаще мечи передавались по наследству от отца к сыну, на мече клялись, как позже на кресте. Мечи очень дорого стоили и не каждый мог иметь такое оружие. Поэтому к IX веку он становится символом княжеской власти. Меч в руке князя одновременно был фамильной драгоценностью, символом войны, правосудия, чести, и конечно славы.

Первые мечи появились в бронзовую эпоху, примерно в 3-2 тысячелетии до нашей эры. Эти мечи делали из одного куска бронзы, а рукоятку с клинком соединяли с помощью клёпки или болта. Бронзовые мечи археологи находят среди останков скандинавских завоевателей и погребений греческих воинов. Железные мечи стали делать лишь в первом тысячелетии до нашей эры.

В последующее века конструкция мечей оставалась неизменной, менялась лишь форма клинка, его размеры, крепление между клинком и рукояткой. Многие мечи получили эфесы и гарды для защиты руки воина. Для улучшения балансировки меча на конце рукояти прикреплялось тяжелое навершие, как противовес клинку. Формы наверший делались разнообразными в форме дисков, треугольников, колеса, рыбьего хвоста, гриба и груши.

К IX веку на смену железным мечам пришли стальные и булатные. Эти мечи сохранили форму, но по качеству они намного превосходили своих предшественников. Булат делался из чистой углеродистой стали, обладавшей большой прочностью и упругостью. О таких мечах слагались легенды, в   русских былинах и сказках их называли мечами-кладенцами. Герою - богатырю приходилось прилагать немало усилий, чтобы получить меч-кладенец.

После боевых столкновений с кочевыми племенами русские воины быстро освоили саблю. В отличие от меча сабля имеет кривой клинок, заостренный с одной стороны. Эта форма клинка позволяла пешему воину наносить скользящий удар, оставляющий более длинные и глубокие раны. А у конного воина увеличивалась площадь поражения врага, за счёт кривизны клинка и более высокого положения в седле. К XV веку сабля окончательно вытеснила на Руси меч.

                2.2 Виды копья.

Копьё было надежным оружием древних воинов, как пеших, так и конных. Известно, что в 1240 г. великий полководец Древней Руси Александр Невский в поединке ранил копьем предводителя шведского войска Биргера в Невской битве. (Л.Н.Гумилёв. От Руси до России. Арт-Москва. 2008 г. с 114) Копьё – это древнейшее оружие человечества. В эпоху каменного века, оно представляло  собой заострённую палку. Затем в верхний расщеп древка стали вставлять острые камни, кремневые или бронзовые наконечники, которые к древку крепились кожаными  ремешками.

С распространением железа, копьё было модернизировано. Железный наконечник получил втулку, с помощью которой он насаживался на древко и крепился поперечными гвоздями. Чтобы наконечник нельзя было срубить во время боя, на втулку крепили лангеты – это длинные полоски железа, которые гвоздями крепились к древку. Для предотвращения застревания копья в теле противника, его наконечник стали делать с крыльцами или шаровидным утолщением в виде яблока.

Копья сначала, были универсальными, - годными, как для метания, так и для рукопашного боя. Затем,  стало ясно, что для метания требуется одно копье, а для ближнего боя, - другое. Копьё должно быть хорошо сбалансировано. Для метательного копья его центр тяжести должен быть смещен к наконечнику, для улучшения полётных данных. Для рукопашного боя требовалось легкое копье с центром тяжести, максимально смещенным к тупому концу, для этой цели делали постепенное утолщение древка по мере удаления от наконечника.

Копьем специального назначения была сулица - боевой багор. Сулицей можно  было колоть, но главная ее особенность заключалась в наличии крюка для сталкивания  всадника с лошади. Состоятельные воины отправлялись на битву с целой командой помощников, в числе которых непременно присутствовал и проворный парень с таким оружием. Популярна сулица была и у городских ополчений, воюющих с рыцарской кавалерией. Сулицы применялись на тот случай,  если попадется неуязвимый для стрел противник. Но сулица была своего рода специальным оружием, - ею вооружалась небольшая часть войска.

Разновидностью копья можно считать рогатину. Делали её из дерева. Она имела длинный, плоский, обоюдоострый наконечник – рожон. С тех пор бытует выражение "лезть на рожон", то есть действовать рискованно, не думая о последствиях.
2.3 Боевые топоры и ножи.

Боевые топоры были известны со времен каменного века. Их делали из меди, бронзы и железа по всему миру. Топор считался  оружием бедняков, только называли его в те времена секирой. Крестьянин или ремесленник, если случалось нападение врага, вооружался домашним плотницким топором и шёл в бой. Настоящая же боевая секира имела лезвие в виде полумесяца, а на  обухе имелся крюк для сталкивания всадников с седла. Из чистой стали делали хозяйственный топор, а вот боевые топоры с широким лезвием надо было сваривать из разных сортов железа для прочности.

В сравнении с другим оружием преимуществом боевого топора была большая эффективность рубящего удара, так как сам топор был тяжел и центр его тяжести находился высоко. Топором удобно было разрубать шлемы и разносить вражеские щиты в щепки. Сделать топор было намного легче и дешевле, чем рубящий меч. К недостатками боевого топора можно отнести плохой баланс и асимметрично расположенного центра тяжести. Так же было необходимо воину иметь огромную мышечную массу, что бы размахивать топором без устали, а ведь на это уходило много сил. Очень неудобно было топором отражать удары. Топор хорош лишь в стремительном нападении. Не смотря на эти недостатки, большинство рыцарей, вплоть до XIII  века вооружалось топорами.

На Руси долгое время топоры были почти исключительно оружием ополченцев. Русские мастера улучшали балансировку топора, уравновесив лезвие, делая его двусторонним. Но в этом случае оружие еще более утяжелялось и для его облегчения приходилось укорачивать лезвия, - а топоры с коротким лезвием имели привычку застревать в щитах, что было не желательно. Тем не менее, секиры были популярны у многих народов. Киевский князь Святослав имел в своём войске отряд воинов-секироносцев богатырского телосложения, которые разгромили хазарское войско в один день, не сходя с места.

Одно время  русские воины использовали клевцы – это оригинальный вид боевого топора, у которого лезвие заменялось подобием клюва, поэтому клевец можно ещё назвать боевой киркой. Такой топор делали легким и длинным, он пробивал любые доспехи, так как удар приходился на очень малую площадь. Клевцом было неудобно отражать удары, и он часто застревал в щитах. С появлением огнестрельного оружия, воины сняли тяжёлые доспехи,  следовательно и клевцы стали не нужны.

Дополняли вооружение древнерусских воинов ножи, которые до сих пор используются в современных армиях всего мира. Нож древнейшее изобретение человека, которое используется в первую очередь для хозяйственных нужд. Его небольшие размеры сделали нож весьма популярным оружием среди разведчиков и диверсантов. Боевые ножи бывают:  поясные – носили за поясом; засапожные – затыкали за голенище сапога; подсаадачные – входили в комплект с луком и стрелами. В поединках ножи использовали, как оружие рукопашного боя.

 В "Повести временных лет" имеется описание битвы между русским войском и касожским в 1022 г.  По древнему обычаю касожский князь, богатырь Редедя, вызвал на поединок своего противника – тмутараканского князя Мстислава. Мстислав оказался сильнее, поверг он наземь Редедю и зарезал его ножом. (Д.С. Лихачев и Б.А. Романов. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1-2: )

                2.4 Палица, шестопер, кистень и чекан.

Палица, шестопер, кистень и чекан - это оружие является прямыми производными от дубины пещерного человека. Однако, это оружие продолжало активно использоваться в рукопашном  бое практически всеми народами вплоть до конца XVIII века. 
В самом простом варианте, палица представляла собой просто дубину из твердого и тяжелого дерева с наплывом на конце. Этот наплыв получался, если  в ствол молодого дуба  вколачивали осколки камня. Через несколько лет дуб срубали, шлифовали ручку, получая  готовую палицу. Те из воинов кто был побогаче, мог  для веса наплыв еще и оковывать мягким железом.

Палица была  легче топора, имела более удобно расположенный  по оси оружия центр тяжести, с любой стороны она била одинаково. Преимущество палицы над мечом проявлялось  в бою против чешуйчатых панцирей. Мечом такую броню было не разрубить, но от удара палицы она защищала плохо. Если вспомнить былины, то там богатыри отливали себе палицу из стали, булата и обычному человеку она была не под силу. В былине «Волх Всеславьевич» у главного героя палица свинцовая в триста пуд:

«Пеленай меня, матушка, в крепки латы булатные,
А на буйну голову клади злат шелом,
 По праву руку палицу,
 А и тяжку палицу свинцовую,
 А весом та палица в триста пуд».
(А. Азбелев. Волх Всеславьевич .  Челябинск. т.2 с. 217–221.)

Палица, к навершию которой приваривались шесть рубящих кромок, называлась шестопером, но преимущество это давало не большое, - шестопер был не слишком популярен. В последующие века у запорожских и донских казаков шестопёр вручался походному атаману, как символ его военной власти над войском. Во время походов атаман шестопёром показывал направление движение войска.

Другой разновидностью палицы был боевой молот – чекан. Не смотря на то, что при его изготовлении отчасти утрачивались преимущества в аэродинамике и симметрии, зато расширялись возможности для проламывания шлемов и сплошных броневых элементов вооружения. Выгоды боевого чекана, в сравнении с топором, оказывались только в меньшем весе и большей длине, так что он так же не был особенно популярен и был распространён лишь короткое время.

Своеобразным оружием являлся кистень. Его конструкция была проста, железная гиря крепилась к длинной деревянной рукоятке на цепочке. Кистень оказывался очень эффективным оружием, легким и компактным при переноске и обладающим сокрушительной силой удара. Чаще всего его использовали, когда враг закрывался щитом. Один взмах кистенём и враг повержен, поскольку за счёт цепи перелетал за щит и ударял врага по макушке гирей. В изготовлении был дорог, так как для цепочки годился далеко не всякий металл. Ведь нагрузки на нее были большие. К тому же  крепления цепи к рукоятке мог сделать далеко не всякий мастер. Недостатком кистеня было то, что он тоже не годился для отражения ударов. Кроме того, кистенем, как, впрочем, и палицей, не возможно было пользоваться в строю, его использовали только в поединках и в разведке при внезапных нападениях.

                2.5 Лук и арбалет.

Величайшем изобретением древности является комплекс ручного оружия, состоящего из лука и стрел. Лук принадлежит к числу наиболее распространенных видов холодного оружия по всему миру. В своём простейшем исполнении лук представляет собой палку, согнутую в дугу, концы которой стянуты тетивой из сухожилий животных.

Изготовление качественного боевого лука требовало большого мастерства. Его склеивали послойно из твердого дерева, роговых пластин и сухожилий животных. Затем чтобы лук не отсыревал, его оклеивали берестой иногда тонкой кожей, а потом покрывали сверху лаком. Такой лук при небольших размерах обладал удивительной упругостью и без натянутой тетивы выгибался в обратную сторону. Тетива делалась из скрученной шелковой нити или воловьих жил.

Хорошие стрелы долго изготавливали, сушили. Сначала четырехгранную деревянную заготовку длиной около 1 м расщепляли на четыре части , потом склеивали наружными сторонами внутрь. Такое древко не сгибалось и не коробилось. На один его конец надевали металлическое острие - наконечник. Часто по форме он бывал плоским и листовидным, но еще скифами был изобретен более совершенный граненый наконечник, ставший стандартом сначала в Азии, а затем и в Европе. Стальной, каленый наконечник мог пробить металлические доспехи. Чаще его делали с шипами, затруднявшими извлечение стрелы из раны. К другому концу древка  приматывали нитью разрезанное вдоль перо, чтобы обеспечить стреле устойчивое положение в полете.

Хранили луки в особых кожаных футлярах – налучах,  а стрелы – в колчанах. Вместе и то и другое называли саадачным прибором. Стрелок носил налуч  с луком на левом боку, а колчан со стрелами – на правом для удобства при стрельбе. Перевозились  луки в боеготовом состоянии, но, при длительном хранении, тетива снималась. Боекомплект лучника в походе обычно составлял от 20 до 100  стрел.

Издавна был известен на Руси самострел, или арбалет. Уже у римлян лук начал вытесняться арбалетом. В отличие от лука он имел специальный механизм для натягивания тетивы, что значительно увеличивало силу выстрела. Часто стрелы арбалета делались цельнометаллическими. При осаде Москвы татарами в 1382 г. стрелой, пущенной из самострела, был убит знатный татарский мурза, любимец хана Тохтамыша.(Л.Н.Гумилёв. От Руси до России. Арт-Москва. 2008 г. с 147)

   Арбалет имел превосходные боевые качества, он значительно превосходил лук в дальности и точности стрельбы, а главное, в пробивной силе. Но имел и  недостатки, в частности высокую стоимость и сложность заряжения. Высокая стоимость ограничивала его распространение, только состоятельные воины могли позволить себе такое оружие. Кроме того, хоть пробивная сила арбалетных стрел была велика, железных доспехов легкий арбалет не пробивал, а лишь бронзовые с 50 метров.

Кочевникам, предпочитавшим сражаться конными, арбалет был менее удобен, чем лук, так как для очередной зарядки арбалетчику необходимо вставить ногу в упорную скобу и навалившись всем телом привести его в боевую готовность. Арбалетчик не мог участвовать в рукопашном бою, его требовалось постоянно прикрывать. Лишь в XIII веке, когда арбалет подвергся серьезному усовершенствованию, - вместо рук или рычага, тетива стала натягиваться воротом, тогда он получил широкое распространение.

                3. Оборонительное  вооружение русского воина  IX-XIII  веков .

Оборонительное вооружение древнерусского воина IX-XIII  веков состояло из доспехов и щитов. В своей работе «Древнерусское оружие» А.Н. Кирпичников пишет - «Первые упоминания о доспехах славянских воинов относится к началу 7 века нашей эры. Распространение доспеха начинается с момента организации войска и государства. Доспехи становятся важнейшим атрибутом военной культуры, показателем ремесленного мастерства и даже жизнестойкости народа».(Археология СССР. Выпуск Е1-36 . Ленинград.1971г с7.)

В комплект доспехов входило несколько видов защиты тела воина – это кольчуги, панцири, шлемы, бармицы, зерцало, наручи, поножи. Кстати, все эти названия появились гораздо позже лишь в XV веке, а в древности их называли «брони» или «броня» (И.И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка, т. 1 Спб., 1893 г с. 266)

                3.1 Брони кольчужные  - кольчуга.

Брони кольчужные или кольчатая броня – это на современный лад кольчуги. Она имела вид рубашки, длиной до бедер, и была сделана из металлических колец, которые были попеременно склепаны и сварены между собой. Сначала способом протяжки  изготавливали проволоку, потом  проволоку окручивали  вокруг круглого  штифта— оправку, чтобы получилась длинная спираль.

Новую кольчугу делали индивидуально для конкретного человека или подгонялись старые, убирая или добавляя кольца. Поэтому приблизительно уходило около 600 метров железной проволоки-спирали  на одну кольчугу. Эту спираль разрубали по одной стороне, в результате получались круглые разомкнутые кольца одинакового диаметра. Половину их сваривали.   Концы оставшихся колец  расплющивались и на этом месте пробивались отверстия для заклепок или штифтов, которые изготавливались отдельно.

Затем,  кольчатую броню собирали, так чтобы каждое кольцо соединялось с четырьмя соседними: целое сцеплялось с четырьмя разъемными, а разъемное — с четырьмя целыми. Заклепка имела в диаметре около 1 мм, и крепили её уже на вплетенном в кольчугу кольце. Иногда в кольчугу вплетали ряд-другой медных колец для красоты. Вес одной кольчуги равнялся примерно 6-7 кг. После сборки кольчугу чистили и шлифовали до блеска.

В такой броне воин мог легко двигаться, она великолепно защищала от стрел и ножей, но пробивалась копьём и секирой. Несмотря на недостатки, кольчуга была очень популярна и широко распространена по всей Европе. О них великий ученый Востока аль-Бируни писал в XI веке: «Кольчуги предназначены для посрамления оружия [врага] в бою, они защищают от того, чем действуют противники, и от ударов, отрубающих голову».(Ал-Бируни. Минералогия. Москва.1963, с 231)

С конца XII века вид и качество кольчуги изменяется. Кольчуги стали делать с длинными рукавами, длиной до колен, с кольчужными чулками— «нагавицами». Теперь кольчуги стали изготавливаться из плоских колец разного размера . Эти кольца делались из круглой железной проволоки, а затем сплющивались при помощи специального железного штампа. Наиболее крупные кольца располагались  на спине и груди, а  более мелкие кольца покрывали  бока, плечи, рукава и подол кольчуги.
Правая сторона  кольчуги плелась из толстых, массивных колец.

Когда кольчугу застегивали, она прикрывала левую сторону, сплетенную из более тонких колец. В результате район сердца ратника покрывала двойная сетка колец.  Ворот был квадратным,  с неглубоким вырезом. Кольца проковывали в виде небольших шайб, остальные были клёпанные. Всего на кольчугу требовалось около 25 тысяч колец.

Кольчуги носили все, кто мог её себе купить. Она стоила довольно дорого. Судя по археологическим данным, кольчугу носили все и ратники, и конники. Вот что пишет в своей работе «Древнерусское оружие» А.Н. Кирпичников  - «На территории Древней Руси в ста археологических комплексах найдено около 112 кольчуг 9-13 веков. Насколько мне известно, ни одна из европейских стран не обладает столь значительными материалами». (Археология СССР. Выпуск Е1-36 . Ленинград.1971г с7.)

                3.2 Пластинчатые брони.

    Кроме кольчуг  на Руси была принята  защитная одежда из пластин, так называемые  «дощатые» брони, так как пластинки были похожи на выпуклые дощечки. Они существовали на Руси с IX по XV век, делались из прямоугольных выпуклых металлических пластинок с отверстиями по краям. Через эти отверстия все пластины соединялись ремешками. Пластины связывались только друг с другом.  В среднем, длина каждой пластины составляла 8—10 см, а ширина — 1,5—3,5 см. На доспех их уходило более 500.

Все пластины надвигались друг на друга, что усиливало защитные свойства брони. Он  имел вид рубахи длиной до бёдер, с расширяющимся книзу подолом, иногда — с рукавами, одевался на кольчугу или толстую стёганную куртку. По данным археологии, в IX—XIII веках на 4 кольчуги приходился 1 пластинчатый, при этом  в Новгороде, Пскове, Минске  пластинчатые доспехи были более распространены. А позднее они даже вытесняют кольчуги.В течение X I V века термин  «брони дощатые», постепенно заменяется словом «доспех».

С XI века появились  также чешуйчатые брони, представляющие собой пластины размером 6 на 4—6 см, толщиной от 0,5 до 2 мм, укреплённые  к кожаной или матерчатой основе с одной стороны и закреплялись в центре. Имеется одна особенность креплений чешуйчатой брони, у пехотинцев чешуйки крепились по верхнему ряду, а у конников наоборот по нижнему. Такое крепление чешуек защищало пехотинцев от удара конника, а конников от пехотинца, который мог с нижней точки поддеть копьём броню.

Большая часть чешуйчатых броней, найденных археологами в Новгороде, Смоленске и других местах, относятся к XIII—XIV векам. С XV века появляется  термин ,«панцирь»,  заимствованный из греческого языка,  - для обозначения дощатой брони.  Все детали панциря изготовлялись ремесленниками-кузнецами. При раскопках древнерусских городов археологи нашли детали доспехов и кузнечные инструменты, при помощи которых изготавливались как доспехи, так и прочие необходимые в быту металлические вещи. (Археология СССР. Выпуск Е1-36 . Ленинград.1971г с15.)
Для защиты рук и ног с конца XII — начала XIII века используются створчатые наручи, поножи и наколенники, которые в первую очередь стали использоваться конниками. В конце XIII века появляются зерцала— это круглые бляхи, одеваемые поверх доспехов и усиливающие защиту тела.

                3.3 Шлемы.

По данным археологии, шлемы в употребление входят с X века. Поначалу это были конические шлемы  пришедшие в Европу из Азии. Данный тип не получил на Руси широкого распространения и был вытеснен сфероконическими шлемами, которые появились примерно тогда же. Это были шлемы черниговского типа, склёпанные из четырёх частей железа, и, зачастую, богато украшенные. Бытовали и более простые шлемы — без дополнительных защитных частей для лица — стягивались внизу обручем, который иногда орнаментировался. На нем проделывались отверстия для бармицы, то есть кольчужного «ожерелья» для защиты шеи. Встречались и другие виды сфероконических шлемов.

С XII века на Руси появляются высокие шеломы со шпилем и наносником, и вскоре становятся наиболее распространённым типом шлема, сохраняя первенство несколько веков. Это связано с тем, что сфероконическая форма лучше всего подходит для защиты от ударов сверху, что важно в районах конно-сабельного боя. «Нос» — это железная полоса, проходившая через отверстие, которое делалось в козырьке или полке шлема. «Нос» опускался и поднимался с помощью «щурупца».

Во второй половине XII века появляются шлемы с полумаской. Она делалась по большей части неподвижной, но иногда и она прикреплялась с помощью шарниров и могла подниматься. Такие шлемы богато украшались и были принадлежностью знатных воинов. А вот использование личин у древнерусских воинов не зафиксировано. Бытовали западные шлемы полусферической формы, но они были редки. (Археология СССР. Выпуск Е1-36 . Ленинград.1971г с22-32.)

Разновидностью защитного головного убора была «шапка бумажная». Она делалась на вате из сукна, шелковых или бумажных тканей, иногда усиливалась кольчужной сетью и простегивалась. Все защитные головные уборы надевались воинами на шапки или толстые подкладки.

                3.4 Шиты.

В археологических находках нет ни одного целого щита, зато имеется более 300 изображений в миниатюрах, которые иллюстрируют Радзивиловскую летопись и Сильвертовский список, в сказаниях о святых Борисе и Глебе. (Археология СССР. Выпуск Е1-36 . Ленинград.1971г с 33.)Крупногабаритные щиты были защитным вооружением ещё древних славян, однако их конструкция неизвестна. У славян щиты появились раньше шлемов и кольчуг. Описывают эти щиты древние  авторы примерно так, прекрасные, большие и прочные.

В X веке описание щита было уже более подробно. Итак, щиты  были  круглые плоские деревянные, обтянутые кожей  с железной окантовкой по краю и  умбоном. Умбон – это выпуклая металлическая бляха, которая крепилась в центре щита для парирования удара и защиты кисти держащей руки. Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием — каймой. Тыльная сторона щита имела подкладку, на руке щит удерживался привязками — «столбцами». В профиль такой щит овален или воронковиден, что усиливало его защитные свойства. Судя по миниатюрам, по высоте щиты достигали половины человеческого роста.

 С начала XI века распространяются миндалевидные щиты, удобные как для пеших воинов, так и для для всадников. Миндалевидный щит - изобретение западноевропейских оружейников, получил широкое распространение в связи с выдвижением кавалерии, как главного вида войск. Древнейшие русские изображения миндалевидных щитов относятся к эпохе киевского князя Ярослава Мудрого. Этот щит прикрывал бойца в первую очередь от копейного тарана и защищал воина от подбородка до колен.  Миндалевидный щит одевался на руку через несколько ремней от кисти до локтя, у некоторых имелся ремень через шею, который позволял закидывать щит на спину.   А с середины XIII века они начинают превращаться в треугольные с перегибом вдоль длинной оси, то есть двускатный щит, плотно прижимавшийся к телу воина. Чуть позже в обиход входят сложнофигурные щиты-тарчи, прикрывавшие грудь всадника во время копьевых таранов.

Щит относился к снаряжению профессионального воина вместе с копьём и мечом. Щиты имели знаки, эмблемы или гербы. По эти изображениям можно было определить полк, рать и княжество под знамёнами которого выступает владелец щита. Щиты также окрашивали в разные цвета, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение. Значение щита подчёркивается ещё и тем, что воины-язычники клянутся на нём в верности своему князю или роду. (Археология СССР. Выпуск Е1-36 . Ленинград.1971г с 34.)

Согласно легендам, берсерки в боевом неистовстве грызли свои щиты.
В средние века сильные воины предпочитали не оковывать свой щит железом сверху. Топор в дереве  мог застрять, поэтому он должен был быть очень прочным и тяжелым. Очень часто у берсерков  иного оружия не имелось. Берсерк мог сражаться с одним только щитом, нанося удары его краями или просто повергая врагов наземь. Такой стиль боя был известен еще в Риме.

Подводя итог, необходимо отметить, что в настоящее время  сложился миф, о том что настоящие рыцари существовали только  на Западе. А у нас русских воинов  представляют  этакими простодушными, сильномогучими богатырями-«валенками», которые больше брали не умением, а «силушкой», или вообще, как в поговорке - дуракам везёт.

Эти представления сложились ещё в XVIII столетии, когда   русскую историю писали историки-немцы в интересах Запада. Внесла свою лепту в искажении истории и церковь, которая прививала мысль о том, что русские-славяне всегда были «богобоязненным», смирным, чуть ли не робким народом. Каким образом «мирные» и «богобоязненные» славяне-русичи отстояли себя в условиях постоянной войны на северо-западных, западных, южных и восточных рубежах, плюс распри внутренних войн, а затем ещё и занять огромную территорию, больше которой не занимал ни один народ, при таком взгляде остаётся загадкой.

При  изучении данной темы стало понятно, что  никаких «миролюбивых увальней» никогда не было.  Всё становится на свои места, когда изучаешь тексты былин, летописей, да страницы войн, которые вели русские. Судя же по археологическим находкам вооружения древних русичей, становится понятно, что военные навыки и тактика, воспитание древних воинов и мастерство русских оружейников было на несколько порядков выше, чем у окружающих их народов.  Иначе русских бы просто уже не было, или они доживали свой век в составе чужого государства.

С   IX по XIII век прослеживается изменение, как в вооружении русского воина, так и в тактических приёмах боя. Это связано с тем, что русское воинство складывалось в постоянной борьбе, как с европейскими рыцарями, так и с восточными воинами. Немаловажную роль в ратном деле играет и  качество вооружения воина. Русские оружейники до сих пор славятся во всём мире своим мастерством.

Хочу отметить, что образование централизованного Древнерусского государства позволило объединить массу разноплеменного народа в единый русский народ, который смог выстоять в борьбе за своё существование и не просто выстоять, а создать целую империю простирающуюся от Балтийского моря до Тихого океана.

Надо сразу отметить, что в военном аспекте русский народ непобедим. Даже последние краткие вспышки его военной активности  по-прежнему вызывают в мире истерику и панические настроения. И это притом, что сейчас русский народ усыплён «сказками» о  торжестве пацифизма и гуманизма.

Русские воины во все времена умели весьма жестко отстаивать право народа на жизнь, ставя на место любого врага. С глубокой древности они  отличалась особой психологией,  которую можно назвать  культом «боевой злости».  При защите своей Родины у русских воинов возникает чувство презрения к смерти, отчаянной дерзости и храбрости, агрессивного пренебрежениями силами противника.

Прекрасный пример русского воина и русского духа дают и подвиги великого Святослава. Перед решительным сражением с византийцами, которые значительно превосходили его дружины в числе, Святослав сказал: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые срама не имут. Ежели побежим, срам нам будет. Не побежим, но станем крепко, я же пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь». И ответили дружинники: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».

                Список литературы:

1. Археология СССР. Выпуск Е1-36 . Ленинград.1971г

2. Ал-Бируни. Минералогия. Москва.1963 г.

3. А. Азбелев. Волх Всеславьевич .  Челябинск. т.2

4. Д.С. Лихачев и Б.А. Романов. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1-2:
 
5. Л.Н.Гумилёв. От Руси до России. Арт-Москва. 2008 г.

6. А.А.Горский  Древнерусская дружина. М., 1953.

7. Б.Д Греков. Киевская Русь. М., 1953.

8. И.Н. Данилевский Древняя Русь (IX-XII вв.) глазами современников и потомков. М., 1998.

9. А.Н.Кирпичников Вооружение Руси в IX-XIII вв. Сборник «Вопросы истории». М. «Правда» 1970г

10. Б.А.Рыбаков  Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982.

11. И.И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка, т. 1 Спб., 1893 г

12. П.П.Толочко  Князь в Древней Руси: Власть, собственность, идеология. Киев, 1992

13. И.Я.Фроянов  Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

14. С.В. Юшков Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.; Л., 1939.


Рецензии