Игры человескими жизнями 2. 0

Zoom - спектакль «Урожай».
Режиссер - Никита Бетехтин.
По пьесе Павла Пряжко.
В спектакле заняты:
Надежда Лумпова, Марина Васильева, Артём Быстров и Сергей Карабань.
Автор графических изображений – Елизавета Ермакова (ГИТИС)
Театр «Практика». «Практика сотворчества». 16.06.2020.https://praktikatheatre.ru/
Никита Бетехтин в спектакле «Урожай»  фокусирует наше внимание на истории источником для создания, которой служили картины реалий нашего времени и этот практически драматургический портрет с натуры создаётся через воплощение сюжета  пьесы Павла Пряжко.  В этой пьесе Пряжко создаёт нам картину четырёх людей, которые объединены на короткое время виртуальном игровом пространстве.
В этом несценическом театральном проекте Бетехтин воплощает эту историю в рамках Zoom- пространства и здесь он создаёт историю в формате дуальной реальности, в которой он визуализирует две плоскости развития её сюжета. Одна плоскость является проекцией их жизни в реалиях нашего времени, а другая показывает существование  персонажей спектакля в кибер-  пространстве сюжетной линии. Эти два пространства в спектакле воплощаются с максимальным приближением их к реалиям нашей карантинной жизни, в которых плоскость реального существования ограниченна и все они заключены в четырёх стенах их жилищ. В этих приближенных к нашему времени условностям создаётся виртуальное пространство компьютерной игры, которое является для них одним и немногочисленных возможностей отрешения от ежедневной рутины.
В этом пространстве сюжетная основа игры объединяет их в маленькую бригаду, собирающую урожай поздних сортов яблок и здесь этот нехитрый  игровой сценарий создаёт плоскость, объединяющую персонажей, в которой они могут абстрагироваться от унылых реалий жизни, сведенной к заточению в четырёх стенах. Сюжет и правила участия игры позволяют им на некоторое  время отвлечься и создают некую форму единства между ними. Спектакль фокусирует на этом эрзац- заменителе реального общения, который способствует формированию у них дружеских отношений и проявлению командного духа в рамках ролевой игры по сбору урожая и здесь их участие создаёт имитацию маленького сообщества в котором жизнь похожа на нормальную реальность, где все социальные отношения установлены и роли адекватно распределены.
Бетехтин в своём воплощении этой истории визуализирует сложные двунаправленные связи внутри этого сообщества, которые сплетают в спектакле реальный и виртуальный миры. В спектакле «Урожай» они образуют тонкие линии взаимосвязи, показывают нам проявления особой формы экзистенциального существования в формате самоизоляции. Эти узы в Zoom-спектакле Бетехтина визуализированы в различных формах и на различных уровнях дуальности существования персонажей. В сюжетной линии спектакля их реальная жизнь находит продолжение в виртуальной пространстве игры, где они открывают им возможности для самореализации и приемлемых путей  социализации и общения с людьми, живущими в сходных условиях.
В спектакле их виртуальное участие в уборке урожая яблок создаётся реальная плоскость для их эмоциональной и физической вовлеченности, где виртуальная работа в яблоневом саду воспринимается ими как реальная форма жизни и возможность для эмоционального раскрытия, того чего им не хватает в реальном мире. Эти ситуации в спектакле визуализируют интеграцию виртуальных компонентов в реальную жизнь и этот процесс иллюстрируется многомерно в различных событийных точках спектакля, в которых они создают эффект перехода реального мира в виртуальный. Этот переходный процесс в спектакле, происходит с полным нивелированием физических и временных границ между мирами и плоскостями их жизни.
Спектакль «Урожай» показывает зрителю различные стороны проявления дуальности и здесь это видение проецируется на парадигме жизни персонажей и в их системе ценностей и приоритетов. Персонажи спектакля строят свою жизнь в условиях виртуальной реальности и жизнь в этой плоскости первична для них и предоставляет им больше возможности в сравнении с пустотой жизни в четырёх стенах. В сюжетном раскрытии событий  в виртуальном пространстве они живут эмоционально насыщенной жизнью, которой им не хватает за пределами виртуального пространства игры.
В этой истории нашего времени спектакль «Урожай» создаёт разные формы контрастности этих миров, одна из них визуализирована в их поведенческом паттерне. Персонажи спектакля меняют поведенческий паттерн при переходе из одной реальности в другую. Они чувствую себя эмоционально-раскованно и комфортно на виртуальной плоскости сада, где они собирают остатки урожая яблок и здесь реальность обыкновенной жизни для них оттенена и вторична. В финале спектакля они подходят к точке окончания игры, когда они вынуждены вернутся к реалиям жизни в четырех стенах в формате вынужденной самоизоляции. В этой сюжетной точке спектакля происходит контрастная смена их поведенческого паттерна, так как реальность обыкновенной жизни лишает их возможности социализации и общения с друзьями по виртуальному пространству. Вынужденный переход в реалии их обыкновенной жизни пробуждает в них чувство дискомфорта и неуверенности в окружающем мире, здесь они чувствуют себя вне зоны комфорта и их жизнь лишена ощущения осмысленности существования.
Графическое воплощение виртуального и реального пространства спектакля демонстрирует другое проявления принципа контрастности воплощения. Здесь оно визуально воплощено с использованием обратного эффекта, при котором визуализация виртуальной реальности не копирует образы обыкновенной реальности. Интерактивное пространство игры в спектакле графически создано в стиле цифрового геометрического примитивизма, при котором яблоневый сад и образы участников игры созданы геометрическими силуэтами, в немногочисленной цветовой палитре, их образы силуэтны и в них не читаются черты их реальных прообразов.
В спектакле «Урожай» Бетехтин создаёт для нас историю людей, в образах которых мы легко узнаём себя. Они, так же как мы (в наше время вынужденной самоизоляции), должны жить свои жизни по сценарию, написанному за них. Финал этой истории реалистичен, так как он показывает нам плоды этой игры с человеческими жизнями 2.0.


Рецензии