Душеллект. Глава 20

“Semper fidelis? (1) И всё-таки странно, почему они решили направить именно меня? – в очередной раз за последние три часа возмутился Дейм. – Пусть бы Уолтер и летел. Навигацией его отдел занимается. Или сам Стив мог бы с учетом экстремальности ситуации оторваться от своих бесконечных совещаний. Весь проект-то на нем висит. А на мне что? Только искусственный интеллект. С этим у проблемного Клода вроде бы все в порядке. Он отлично справился с ролью пастора сайентологии. Теперь хоть по всей стране его запускай с проповедями. Можно даже в автономном режиме. Да, иногда случаются какие-то непонятные сбои. Но нам быстро удается с ними справиться”.

 Дейм откинулся на спинку кресла, снял очки и помассировал ладонями глаза. Устал смотреть на бесконечные волны, бушующие внизу.

Проснувшись сегодняшним солнечным утром дома в Уналашке, он и предположить не мог, что вечером уже будет лететь над Тихим океаном в морозную серость непонятной страны.

Ему вновь вспомнился тот истерический надрыв в голосе Стива.

- Послушай, Деймос, – почти кричал шеф, что случалось крайне редко. - У нас чрезвычайный случай.
- Что стряслось?
- Клод исчез.
- Что значит исчез?
- С ним нет никакой связи.
- И мы даже не знаем его местонахождение?
- Да, черт его дери, – Стив был в бешенстве. - Мы ничего не знаем.
- Где это произошло? Мы ведь испытываем биороботов класса “Клод” одновременно в нескольких странах по всему миру?
- В России.
- А в других  нормально?
- Да.
- Значит, все не так уж и плохо. Это точно не системный сбой. А с одним экземпляром мы как-нибудь справимся.
- Окей, – Стив постарался успокоиться. - Мне бы твою уверенность. Ладно, я задействовал все доступные методы для его обнаружения. Думаю, что тебе лучше самому лететь на Чукотку.

Хорошо, что шефу удалось взять себя в руки. Дейму не нравилось, когда кто-то в беседе называл его полным именем, да еще и повышал голос. Он при этом начинал куда-то уплывать, теряя нить разговора, и с нетерпением ждал только одного - чтобы все это поскорее закончилось. Неважно как, но поскорее.

Однако, он мог понять и Стива: десять лет круглосуточно корпеть над Клодом и потерять с ним всякую связь. Для людей, живущих лишь работой это даже больше, чем полное обнуление смысла своего существования. Laborare est orare.(2)

А еще через час Стив позвонил и уже более спокойным тоном сообщил:

- Нам повезло. Клода засекли в аэропорту Анадыря. Он летит в Эгвекинот. С ним та женщина, которая прицепилась к нему на корабле. Я приставил к ним двух наших агентов. Сказал им просто сопровождать и ничего не предпринимать без твоей команды. На месте разберешься со всем этим. Дальше решим, как быть.

Дейм вновь посмотрел в иллюминатор. Все та же непроглядная серость.

“Из-за этого эпизода с Клодом весь сегодняшний день пошел не по плану!”

Дейму вообще очень не нравилось, когда что-то нарушало рабочий график. За последние несколько лет он так привык к своему четырнадцатичасовому рабочему дню, что и представить себе не мог, как это можно жить по-иному. Он-то всегда только так и жил.

Или не всегда?

“Хорошо, что лететь так долго! Можно, наконец, спокойно подумать”.

Дейм решил вспомнить все.

Когда-то его звали вовсе не Деймос Содирэ, а Франк Лодирак.

Да, он всю жизнь бредил исключительно одной темой: созданием искусственного интеллекта. Но на подобные исследования требовались значительные финансовые ресурсы. В том университете, где учился, а позже и работал Франк, их было недостаточно. Поэтому темпы разработок его не устраивали. Хотелось чего-то значительно большего.

Удача настигла в лице таинственного спонсора, который сделал Франку щедрое, но вместе с тем и неожиданное предложение. За готовность абсолютно все оплатить, он требовал порвать с родственниками и друзьями, уйти из университета, очистить память от личной информации и отправиться надолго, возможно даже навсегда, жить в одно секретное место, куда именно не сообщалось, а там будет только работа и ничего, кроме работы.

После долгих раздумий Франк согласился.

Так он попал в удивительный, как позже выяснилось, Подземный Город, где и встретился со своим благодетелем. Им оказался магистр какого-то секретного ордена по имени Кзорг Дахаг. Про него ходили слухи, что он вовсе не человек и запросто может вытащить из любого душу и поместить ее в такой отстойник, где никто и никогда не найдет.(3)

Франка все это мало заботило. Главное, что теперь он мог полностью погрузиться в свое дело. Недостатка ни в чем больше не было.

Занимаясь своей узко-научной темой, Франк и не задавался вопросом, а зачем, собственно, магистру понадобились эти исследования. Когда же Кзорг открыто заявил, что планирует заменить часть людей на биороботов с искусственным интеллектом, то решение пришло мгновенно: он во что бы то ни стало должен сбежать отсюда.

Однако Франку пришлось ждать еще несколько лет, пока не представился подходящий случай.

Подземный Город был атакован какими-то смельчаками. Всеобщий переполох, паника, столпотворение, неразбериха. Все это помогло Франку сбежать. При этом он не забыл захватить свои драгоценные разработки и кучу заработанных денег.

Целых пять лет он скитался по разным странам, боясь мести магистра. Регулярно менял не только место жительства, но даже внешность и документы.

В какой-то момент он всё-таки осмелился остановиться и надолго стал Деймосом Содирэ.

Чтобы быть всегда начеку он приучил себя жить в таком режиме: пять часов бодрствования сменялись двумя часами сна. И так круглосуточно. Кроме того, Дейм стал законченным социопатом и любителем латыни.

Несмотря на все неудобства, связанные с подобным образом жизни, у него было главное: то, что теперь редко у кого есть, – время. 

Дейм мог круглосуточно работать над своими проектами.

Одержимый всё новыми идеями, он носился с ними, как сумасшедший. Поэтому неудивительно, что в какой-то момент ему удалось сделать несколько выдающихся открытий, требовавших воплощения в жизнь.

Пришлось срочно начать поиски подходящей работы.

Вот тогда-то Дейм и познакомился со Стивом, который предложил нечто похожее на один из его собственных проектов. И хорошо, что лаборатория находилась у черта на куличках, точнее в славном городке Уналашка, штат Аляска. 

Со Стивом у них с первого дня сложились хорошие отношения. Вместе они регулярно добивались отличных результатов.

Вне работы Дейм старался ни с кем не знакомиться и не встречаться.

Но вскоре им серьезно увлеклась эксперт юридического отдела Хильда Уотброк. Она буквально не давала ему прохода. Ее скандинавские корни, как нельзя, кстати, соответствовали его замкнутости.

Поженились они как-то молниеносно. Деймос так до конца и не понял, как это случилось.

Отличительной особенностью молодой жены было полнейшее отвращение к своему прошлому. Она никогда и ничего не рассказывала и уходила в другую комнату, когда он пытался что-то спрашивать.  А позже и вовсе так поставила их семейную жизнь, что все бывшее до нее как будто и не существовало. Муж не возражал.

На работе был полный порядок. Дейм по-прежнему проявлял себя с самой лучшей стороны. Никто, кроме него, не торчал в конторе так много: с 7.30 и до 21.30.

Но примерно месяц назад произошел забавный случай.

Всё началось с того момента, когда Дейм, как обычно, подходил к своему дому, а соседский мальчишка случайно попал в него мячом. Извинившись, он попросил вернуть мяч. Ну, Дейм и ударил по мячу ногой, как смог. Мальчишка рассмеялся от такой неумелости взрослого дядьки, а через минуту предложил поиграть вместе. Дейм согласился, внезапно осознав простую вещь: он ни разу в жизни не пинал мяч, обыкновенный футбольный мяч.

Ему так понравилось, что они стали встречаться по субботам.

Общение с мальчиком привело к тому, что Дейм начал задумываться о своем детстве. Ему теперь стало нестерпимо жаль, что он тогда так легкомысленно согласился с требованием магистра очистить свою память от личной информации.

И как теперь хоть что-то разыскать? Дейм не привык жить с подобными вопросами в голове. Не давая спать по ночам, они полностью выключали его из привычного рабочего ритма

А недавнее открытие и вовсе поставило его в тупик.

Пару дней назад Дейма посетила удивительная мысль: почему я всегда обедаю в офисе, ведь до дома каких-то тридцать минут на машине?

Он так разволновался, что уехал с работы, никого не предупредив.

Войдя домой, он  увидел спину жены. Она как раз что-то готовила на кухне.

- Хильда, как сегодня наш Деймос? –  почти кричала на громкой связи ее телефонная трубка.
- С утра снова задавал странные вопросы.
- Какие именно?
- Почему у нас нет друзей? Когда пойдем к кому-нибудь в гости? Если не хочешь детей, так давай хотя бы собаку заведем.
- Да, непонятно. Пять лет вел себя нормально, а тут начал. Как думаешь, почему?
- Не знаю. Но меня настораживает именно регулярность неадекватности его поведения.
- Да. Он у нас такой уже целый месяц. Вполне возможно, какой-то системный сбой.

В этот момент жена развернулась. Дейму захотелось срочно покинуть дом.

“Что это было? – думал он, возвращаясь на работу. – Она все эти годы следила за мной и докладывала кому-то о каждом моем шаге? Тогда кто она на самом деле? И почему прозвучала фраза “системный сбой”? Quo vadis? ”(4)

- Внимание! Просьба всем занять свои места и пристегнуть ремни, -  мелодичный голос стюардессы вернул Дейма в реальность. – Наш самолет начинает снижение.


[1] латынь: “всегда верен”. Здесь в смысле: “всегда готов”.

[2] латынь: “Труд есть молитва”.

[3] Примечание автора: подробнее в моей книге “Синхронизация”.

[4] латынь: куда идёшь? Здесь в смысле: и куда теперь идти?


Рецензии