Невероятные приключения Ивана Забелина 2

Внимательно слушая рассказчика, я от непомерного интереса даже забыл про чай с бутербродом, и теперь торопливо прихлебывая, приготовился слушать дальше. А Иван Сидорович тем временем  продолжил.

    –   Откуда родом, молодец? Куда едешь? – услышал я вопрос еще одного из старцев, стоявшего ближе ко мне. В домотканной рубахе, подпоясанной кушаком, портках из холста, да лаптях-онучах, он показался мне моложе других: этакий озорной дедушка с хитринкой в серых сметливых глазах и ловких движениях, хотя внешне мало чем отличался от остальных.
    –   С Первопрестольной я, отцы, – деловито начал я, все больше входя в роль, сообразно обстановке. – Вот, был прикомандирован главным управлением войск НКВД на полугодичные курсы красных командиров, а теперь возвращаюсь на границу в город Брест.
    –   На заставу, стало быть едешь!? Знамо! И в старину наши прадеды на пожаре* службу несли. Только почему Брест, когда правильно Брест - Литовским именовать.
   –  Это когда было, отцы! Брест-Литовск еще при царе горохе был, а нынче сороковой год.
   –  А разве не Николашка всем хозяйством заправляет? – тут же поинтересовался другой старик с округлой бородой, низкорослый и коренастый.
   –  Так,  царя Николая еще в семнадцатом скинули, а сейчас Советская власть всем заправляет.
   –  Эко! Власть Савецкая, говоришь... Только нам все едино, лишь бы хлебушка родился да солнышко светило. Спаси, Господи, – произнес старец и перекрестившись двумя перстами, поклонился в сторону леса.

   *Заставу у древних руссичей называли пожаром.

   –  Тут мне все стало ясно: старообрядцы, видимо, давно связь с Большой землей потеряли.
   –  А ты, как попал сюда, служивый? – полюбопытствовал самый древний и, как мне показалось, самый главный старец, пристально разглядывая знаки на моих петлицах. (Как выяснилось, звали его Афанасием и было ему за восемьдесят). – Кто подсказал тебе, как к нам сюды добраться? Может ты, сынок, к нам на челне добрался? Тут Чухонка петляет, хоть и не велика речка, а со своими премудростями, к тому же обмелела в нескольких местах.
    –  Да нет, отец, до Никольской я на машине добирался, а там руки в ноги, захотелось погулять по родным просторам, ну и заблудился немного. Может, вы дорогу мне укажете?
   
Старцы переглянулись, видно уже тогда у них свои расчеты на меня имелись.
    –  Э-э, сынок, до ближайшей вески тридцать верст с гаком будет.
    –  Сколько, сколько? –  не поверил я (мне все казалось, что это все во сне со мной происходит).
   –  Да-да, сынок, тут лошаденка справная нужна, да еще проводник добрый, а иначе заплутаешь. А может,  останешься жить с нами? - неожиданно спросил старец. 
   – Ты мужик молодой и, как видно с характером, да еще служивый. Нам такие, как ты, ой как потребны! Ты крещенный?
   –  Крестили в малолетстве, только сейчас, отцы, это ни к чему.
   –  Ой-ой! Как бы тебе потом худо не было, сынок. Примешь веру нашу старообрядческую, пройдешь через все испытания, а затем свадебку сыграем. Девка у нас навыдане, Варварой кличут. Ой, добрая девка, ну, что солнышко лесное! Ласковая, уступчивая!
   –  Да нет, отцы, мне в срок на заставу вернуться надо. У нас строго с этим! А невеста у меня имеется.
   –  Да ты не спеши, служивый, а твоему начальству мы грамотку отпишем, так мол, и так, – настаивали старцы.
   
«Ну и дела»! – подумал я, только спорить со старцами не стал, еще обидятся. И тут же решил спросить насчет харчей: ужас, как есть хотелось. Деньги у меня были, только возьмут ли наши, советские? Вот в чем вопрос.
   –  Харчей, мы тебе дадим, – словно зная наперед, – молвил дед Афанасий и тут же повелел другому старцу, деду Онуфрию, принести небольшой холщевый мешок с запасами. — Чем богаты, сынок, тому и рады. Вот, откушай хлебушка нашего, не побрезгуй. Тут еще рыбка вяленая, да яйца свежесвареные.
   –  Спасибо, отцы! – поблагодарил я, очередной раз, дивясь тому, что мои мысли легко прочитали, – и тут же полез за деньгами,   А этим, сынок, не балуй – у нас не принято добро на червонцы менять. Пускай при тебе останутся, ышо пригодятся.
    
Взял я ломоть хлеба и тут же, нисколько не смущаясь присутствием старцев, с жадностью начал жевать. А деды стоят и, как ни в чем не бывало, смотрят, как я управляюсь.
   –  Добро, сынок! Крынка с молоком в бочонке с холодной водой стоит. Ты не спеши, поешь, как следует и прогуляйся: места у нас знатные, тут всякому сердцу раздолье!
И действительно все здесь завораживало: и этот косогор с видом на змеившуюся в низине Чухонку, и эти обширные луга с разнотравьем, и темно-еловый, застывший, словно часовой, лес под голубеющим августовским небом...
   
А потом я спустился в низину, туда, где Чухонка делала крутой изгиб, и пошел вдоль реки, пока не уперся в кряжистый дуб. На дереве я увидел множество ленточек, а чуть в стороне на небольшой возвышенности,  обнаружил сложенные в кучки камни. А еще тут были лабиринты, выложенные кругами из более мелких камней, имевшие, видимо, какое-то сакральное значение для старообрядцев. Все увиденное мной было в диковинку. Какой либо тревоги или беспокойства я не испытывал, лишь одно любопытство было да еще заметно возросшую за это время любовь к пращурам нашим. Это я сразу почувствовал, как только попал сюда.
   
Не помню, сколько времени я находился тут, только когда солнышко перевалило за полдень, и свет стал чисто янтарным, все вокруг показалось мне таким родным и близким, словно бы я домой навсегда вернулся.

   
Назад, в село, я возвращался через старицу реки, когда неожиданно встретил молодицу. Росточка небольшого, но с ладной фигуркой, волосы светлые, аккуратно зачесаны и большей частью упрятаны под платок. Лицо округлое с небольшими ямочками на щеках. Сама девица облачена в длинное льняное платье.
Я остановился, уж больно неожиданной была наша встреча. С минуту или более мы смотрели друг на друга, точнее смотрел я, девушка же тотчас опустила глаза... Нет, ее нельзя было назвать красивой, но и дурнушкой она не была. Одета просто, в ушах сережки, а на ногах плетеные онучи, но было притяжение какое-то, словами этого не объяснишь.
   -  Здравствуй, Варвара! – бодро сказал я и сделал шаг навстречу.
   -  Здравствуйте! – ответила девица.
   
Немного смущенная моим неожиданным появлением, девушка подняла глаза, и взоры наши встретились... Так, в полном молчании мы простояли несколько минут.
Глаза ее поразили меня необычайно: были они пронзительной синевы, в тоже время необычайно кроткие и ясные, как у лесной лани, и как мне показалось – очень большие. Я ее тогда про себя большеглазкой назвал.
   –  Ты что здесь делаешь, Варвара? Не боишься бродить одна? - поинтересовался я.
   –  Я не одна, а со Степкой! – молвила девушка, и тут же, окликнув кого-то, подняла руку.
    
Через мгновение с характерным шелестом откуда-то сверху свалился небольшой соколок, сев прямо на руку девушке. Варвара извлекла из нагрудного кармана прикормку, и соколок тут же склевал ее. Затем, покрутив своей хищной головкой взад-вперед, вспорхнул с руки и был таков. Но видимо недалеко улетел, так как всякий раз по команде возвращался к своей хозяйке.
   –  Вот так диво! – изумился я. – А друзья у тебя еще есть?
   –  Олешек, он тут неподалеку прячется, –  и  Варвара указала на лужайку, где пасся годовалый олененок. – А еще у меня  Марфутка есть.
   -  Марфутка! Это кто же еще? Подружка что ли?
   -  Собака.
   -  А, вот в чем дело! – засмеялся я. Ну, давай я тебя провожу, Варвара.
    
Девушка вновь одарила меня необычайно синими и ясными глаза, отчего мне стало и радостно и светло. Казалось, тихое ровное мерцание исходят из этой завораживающей глубины. «Да в этом бездонном омуте утонуть можно!» – невольно подумал я и спохватился: не хватало еще  влюбиться в эту лесную красавицу.
Проводив девушку, мы расстались. На ночлег я разместился у деда Тихона. Но прежде мне пришлось немного повозиться с печкой, пока разогревался ужин. Довольно вкусными и сытными были щи и каша.
      
   
На следующее утро я спросил у Тихона работу и тот, словно бы зная все наперед, сказал что делать. Меня уже не удивило это «ясновидение», видимо тут все старообрядцы легко мысли читают, окончательно решил я и тут же, засучив рукава, принялся за работу.
Пока носил воду и колол дрова, из головы не выходила Варвара. Ну как же так, думал я, такая девица и живет в глуши. О чем думают эти старцы?
    
И снова, ближе к вечеру, я встретился с Варварой. Мы ходили с ней к реке и наблюдали за всем, что происходило. Видели летящую в небе стаю лебедей и охотившегося за перепелами коршуна. А потом, перед самым закатом, приметили стаю серых журавлей. Было видно, как опытные птицы учили молодняк к предстоящему перелету в заморские земли. Затем журавли сели за рекой в низине и устроили там целый переполох с журавлиными плясками. Это было настолько забавно, что мы с неподдельным интересом, не отрывая глаз, следили за происходящим. Старые опытные журавли, как и положено, наставляли молодых: неистово курлыча, махая крыльями и подпрыгивая, кивая при этом головой. Журавлиный гвалт был слышен на километры и, должно быть, потревожил всех в округе. 
   
В этот момент я посмотрел на Варвару и прочел в ее глазах невыразимую тоску, поразившись быстрой перемене ее настроения.
   –  О чем думаешь, Варя?
   –  Так, о разном, – совсем по-взрослому молвила девушка, очередной раз, распахнув свои пронзительной  синевы очи.
   –  И все-же?
   –  Думаю о том, что впереди зима...
   –  Скажи мне, ты не жалеешь, что живешь здесь одна вдали от всех? –  поинтересовался я.
   –  Нет, мне здесь спокойно. Скоро приедет тетка и заберет меня с собой в Ягодную.
   –  Это далеко?
   –  Верст двадцать с гаком.
   –  Я рассмеялся.
   –  Ты почему смеешься? –  с едва заметной обидой поинтересовалась девушка.  –  Я что-то смешное сказала?
   –   Нет, но у вас тут все говорят «с гаком», вот мне и стало смешно.
   –   А ты, Иван, женат? – неожиданно поинтересовалась Варя.
   –   Нет,  хотя подруга  имеется, только мы еще ничего не решили, хотим чувства наши проверить. А ты почему спрашиваешь?
      
Девушка немного смутилась, затем произнесла:
   –   Я подумал, что ты скоро уедешь, и все будет, как прежде.
   –  Уеду Варвара, по предписанию мне уже скоро нужно явиться в расположение своей части.
Девушка замолчала, и это молчание начало угнетать меня так, словно я чем-то обидел ее.
   –  Скажи, вот тебе пятнадцать, и ты наверняка думаешь о  замужестве. Наверное, у тебя жених есть?
   –  Есть. Его Игнатием кличут.
   –  Это хорошо. Он, наверное, молод и силен, как все здешние старцы?
   –  Нет, он старше меня на восемнадцать лет.
   –  Вот это да! – Удивился я и присвистнул, но видя, какое впечатление произвела на девушку моя реакция, поправился: – Ну, бывает. Наверное, твой Игнатий человек хороший.
    
Девушка подняла  на меня свои большие, словно блюдца, глаза и молвила:
   –  Не хочу я выходить за него, не люб он мне.
   –  Вот те раз! Говоришь, суженый есть, а замуж за него идти не хочешь.
   –  Не хочу...
Какое-то время мы сидели молча, созерцая тихое августовское небо и окрестности. Мы вновь попытались завести разговор, но он не клеился и тогда я проводил Варю домой. 

Прошло еще несколько дней. За это время я помог старцам уложить сено в скирды, поправить изгородь и крышу в хлеву, где скотина стояла. Благо всему этому меня научил мой дядя, Егор Трофимыч, когда на лето,  к нему с сестрой приезжал...
Все это время мы, не сговариваясь, встречались с Варварой и, как заговоренные, взявшись за руки, шли к реке. Варя плела венки из луговых цветов, примеряла их на меня, улыбалась с потаенной улыбкой и даже шутила, сравнивала меня с Лелем, потом снова принималась за работу. Мне было хорошо и спокойно с этой милой и простой девочкой. Думаю и она испытывала нечто схожее. Надо отдать должное старцам: все это время они знали про наши свидания и ни разу не вмешались, видимо на это были особые причины.
    

И вот наступила пора прощания. Еще накануне старцы устроили мне экзамены, долго распрашивали, какого я рода и звания, каким оружием владею и что думаю о Варваре. Я отвечал предельно кратко, по-военному и, кажется, мои ответы понравились старцам.
Чуть позже я вновь встретился с Варей. Впервые я увидел ее такой задумчивой: бледное личико сосредоточено и в тоже время, девушка была чем-то расстроена. Я пытался вызвать ее на откровение, но она уклонялась от ответа. Неожиданно девушка подошла вплотную и пронзительно посмотрела на меня. Я оцепенел: очи ее, словно бесценные роднички, светились потаенным блеском и были необыкновенно хороши, излучая тихий небесный свет.      
    –  Иван, пообещай, что не будешь смеяться?
    –  О чем ты, Варенька? –  вопрошал я, и в знак доверия взял девушку за руку.
    –  Ваня, ты очень-очень нравишься мне. Правда...
Я пристально посмотрел в глаза девушке и увидел в них нечто сокровенное. Нет, я не мог, так сразу, признаться ей в своих чувствах, ибо понимал, что не волен в своих решениях.
    –  Но ты совсем меня не знаешь, милая! И потом, я скоро уеду. Уеду навсегда и мы вряд ли с тобой увидимся. 
    –  А ты не спеши уезжать, поживи у нас еще немного, попривыкни.
    –  Ты говоришь совсем, как ваши старцы.
    –  А что в этом плохого? – с вызовом произнесла Варвара и в ее глазах заблестели слезы.
      
Я не знал, что сказать девушке, ибо сам испытывал нечто похожее. В тоже время мне не нравилось, что на меня давят. Как и всякий мужчина, я ценил своей свободой. «Они все тут, что-ли сговорились? Окончательно решили меня в староверы записать да еще женить на местной красавице», –  подумал я и вспомнил разговор со старцами. – А может все это сон, и стоит мне уехать отсюда или... проснуться, как все станет на свои места».
    –  Варвара, понимаешь, милая,  как бы это сказать тебе, – осторожно начал я, – и для убедительности еще крепче сжал ее маленькую пухлую руку. –  Ты мне нравишься, но оставаться здесь не могу, не имею права. Я  офицер погранвойск и давал присягу.
   –  Я гадала, – словно бы не слыша сказанного, – произнесла девушка.  –  И видела нас вдвоем, нам было хорошо.  А потом ты обернулся в голубя и  поднялся высоко-высоко в небо.
   –  И что все это значит?
   –  Мы будем вместе какое-то время, а потом, ты уедешь на свою заставу и мы долго, очень долго не будем видеться.
   –  Глупенькая, разве можно все знать наперед?
   –  Можно.
    
Я замолчал. Мне не хотелось вводить девушку в искушение, тем более, что я уже все решил и должен в самое ближайшее время покинуть эту забытую богом и людьми деревушку.
И все-таки я задержался еще на один день, а потом, ближе к вечеру начал собираться в дорогу. Старцы и этот раз не перечили мне, словно понимая, что меня не переубедить. Один из старцев, кажется, это был дед Макарий, о чем-то долго говорил с Варварой и когда он ушел, девушка была сильно смущена.
    
Накануне, перед самым отъездом, ко мне заглянула Варвара и мы снова пошли к реке, чтобы полюбоваться закатом. Пролетавшая над водой стая лебедей, огласила окрестности трубным кличем и мы, не сговариваясь, повернулись друг к дружке. Я почувствовал в своем теле необыкновенную дрожь, но по сравнению со мной еще больше волнение испытывала Варвара. Девушка смотрела на меня испытывающе и я не мог устоять. Все это время мы были близки, но не настолько, чтобы потерять контроль над собой. Этот раз все было по-другому и я, не сдержавшись, поцеловал Варю в в широко раскрытые губы. Это был сладчайший поцелуй. Потом, подхватив девушку на руки, я  унес ее к стогу сена...
 
Ближе к утру нас разбудили старцы. Меня тут же скрутили, навешав тумаков, и повели со связанными руками к месту, где обычно собирались на Вече. Разгневанные старики все время о чем-то спорили и не злобно ругались, я не корил их: сам виноват, что допустил такое, и если виноват  –  понесу заслуженное наказание.
В обед меня навестил старец Макарий, он устроил мне настоящую взбучку, когда высказал все, что было у него на душе:
    –  Срам то, какой! Такого еще люди не видывали! Она же еще дитя неразумное, доверилась тебе, как ты мог!?
Я  молчал. Мне нечего было сказать в свое оправдание. Так я пробыл под замком в амбаре целый день. Потом пришел Дед Афанасий и твердо сказал:
    –  Ты останешься здесь, так решили на Вече, а потом ты обручишься с Варварой.
    –  Но я не могу оставаться здесь! – с гневом воскликнул я. – Да, я виноват, и признаю себя виновным. За это время я сблизился с Варварой и, кажется, полюбил ее. Даю слово, что вернусь позже,  и  женюсь на девушке.
      
Афанасий посмотрел на меня пристально, а затем сказал.
    –  Ты останешься здесь и будешь делать то, что мы скажем.
    –  Но у меня совсем нет времени! Послезавтра я должен явиться к месту службы. Иначе трибунал, суд!
    –  Я все сказал. Жди. – отрезал Афанасий.

Я переживал неимоверно и прежде всего за Варвару: бедная девочка, что теперь будет?
Рано утром ко мне наведалась Варя. Она была бледна, как никогда.
    –  Ты должен уехать отсюда немедленно, – решительно произнесла девушка.
    –  Как? Чем я буду добираться?
    –  Пойдешь к реке, там за мостком привязана лодка. На ней до селения часа два ходу. Ты сильный, сам управишься.
    –  Но старцы говорили, здесь верст тридцать с гаком.
    –  Старцы всегда так говорят. –  Затем девушка  освободила от веревки мои затекшие руки. –  Возьми в дорогу это, –  и Варвара сунула мне в руку холщевый мешок с едой.
    –  Я пообещал, что обязательно вернусь и крепко прижал девушку к груди. Она плакала...
    –  Тебе пора. Старцы не хотят, чтобы ты уезжал. Наш род вымирает. Остались только старики, а то все стареющие бабы. – При этом девушка перекрестила меня. А потом мы крепко обнялись.
      
Рассказчик замолчал, в глазах у него стояли слезы. Через минуту он  продолжил:
    –  Уже после войны я посетил эти глухие места. Я встретил только старого облезлого пса и двух бродячих кошек. Мне удалось добраться до памятной деревушки. Там я встретил старожилов, но они не стали со мной общаться, пока не приехал староста. Он мне и поведал все:
     «Варвара долго болела, все время ждала весточку от тебя. – А ведь я писал ей регулярно. Видимо, письма мои где-то затерялись... – Когда девушке стало еще хуже, к ней приехала знахарка. Она долго качала головой, а потом изрекла: Жить ей осталось немного. Прощайтесь»...
   
Я видел, как по щекам рассказчика покатились тягчайшие слезы. Этот немолодой, убеленный сединами человек, так и не смог смириться с утратой своей самой страстной, самой верной и настоящей любви.

               
               
                Ноябрь 2016 г.  Январь 2017 г.


Рецензии
Александр, привет!
Твой рассказ о невероятных приключениях Забелина прочитал с большим интересом (извини за банальность этого затасканного читателями выражения). Богатый, красивый язык, отличное владение словом, метафоричность, яркое, наглядное описание персонажей, что я отмечал и в других твоих произведениях. Сюжет рассказа необычный. А заложенная в нём интрига держит читателя в напряжении и в волнении за судьбы главного героя рассказа Забелина и прекрасной юной девушки, в жизнь которой он так неожиданно ворвался. Она не могла его не полюбить и он был очарован ею. Их любовь не будет счастливой,- решил я, когда прочитал о том, чем закончилось их последняя встреча. Так и случилось...

Вся история - это твоя фантазия или от кого-то слышал нечто подобное? Читаешь и думаешь: какие только выкрутасы не преподносит жизнь, нарочно не придумаешь. Хотя, как говорят, в жизни бывает всякое.

Рассказ без хеппи-энда, и всё же, чем бы могла закончится вся эта история, если бы не война?..

А ведь Забелин преступил закон. Он совратил несовершеннолетнюю девушку. Но думать об этом не хочется, не хочется этим утверждением портить такой красивый рассказ...

Будь здоров и до новых встреч!

Вадим Прохоркин   12.12.2021 19:52     Заявить о нарушении
Приветствую, Вадим!
Спасибо за щедрую оценку. В равной мере, наверное, виноваты родители, которые привили мне интерес к литературе. Хотя, если честно, я не любил лит-ру и особенно русский язык, отдавая предпочтение географии, истории, биологии: их я знал назубок. Откуда взял материал? Непростой вопрос. Я много путешествую, объехал пол страны. Встречался с людьми, разговаривал на разные темы: они как правило рассказывали о многом, а я уже развивал тему, доводил ее до соответствия. Иногда, чтобы написать рассказ достаточно одного звука, слова, запаха. Потом происходит волшебство - строчки ложатся в нужном направлении и получается рассказ, который невольно захватывает и автора... Что касается неравного брака, так, на Руси у староообрядцев это не считалось предосудительным. Насколько я знаю, женитьба для девушки в 12-13 и для парня в 14-15 была нормой. Даже у Пушкина это в "Евгении Онегине" описано. Невесте Алексадра Невского было, к примеру, 13. Кроме того, церковь разрешала подобные браки, но решали, как правило, родители. Можно было поговорить на эту тему подробнее, но оставим на будущее. Еже раз моя сердечная благодность за труд, за рецензию. Все доброго и пока!..

Александр Грунский   13.12.2021 13:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.