О девочке Але. Пелеринка
- Пелеринку хочешь? – переспросила мама, присев перед дочкой на корточки. – А ты пойди постучись во-он в ту дверь. Там сидит старенькая бабушка. Ты скажи: «Здравствуйте! Свяжите мне, пожалуйста, пелеринку, как у Туси! ». И она тебе свяжет.
Алечка пошла по длинному коридору к самой дальней двери в углу его. Постучалась. «Кто там?» - спросил мягкий голос. Девочка приоткрыла дверь. В небольшой комнате на стуле с высокой спинкой сидела седая женщина с каким-то шитьём в руках.
-Здравствуйте! – сказала ей Аля. – А свяжите мне, пожалуйста, пелеринку!
-Пелеринку?
-Да! Как у Туси!
-А пойди-ка сюда, деточка!
Старая женщина взяла сантиметр и обмерила шейку, грудь и плечи девочки.
-Я сегодня же начну вязать тебе пелеринку, - пообещала она, - а ты заходи, смотри, как она будет постепенно готовиться…
И начались для Алечки такие дни, когда – каждый день, - она стучалась и заходила в дальнюю комнатку, и спрашивала у бабушки, сколько той осталось вязать пелеринки. И бабушка показывала расставленными руками с поднятыми указательными пальцами – «ещё вот столько!». С каждым днём расстояние между пальцами уменьшалось, а кружевная ткань пелеринки увеличивалась.
Пришёл день, когда бабушка показала совсем небольшое расстояние, а назавтра пелеринка была уже готова! Её – белую и кружевную – опустили на Алечкины плечи, - как будто посвятили в лебединую стаю… Это было в День Рождения Алечки – шестого мая одна тысяча девятьсот семнадцатого года. Ей исполнилось пять лет.
В этот день её повезли фотографироваться. Привезли в большую неуютную комнату, по которой были расставлены в беспорядке какие-то камни, деревянные мостики, тумбы с искусственными цветами, а на заднике были нарисованы забор и деревенька за забором… Кто-то из мужчин поднял Алю и поставил на самый большой, неровный, камень, так что левая её ножка оказалась на каменной «прожилке». Каменная прожилка ощущалась сквозь подошву сандалии, но переставить ногу было некуда. Рядом , прямо перед ней, стоял ещё один камень, более гладкий и правильный, отдалённо похожий на тот клавесин, за которым сидела её молоденькая прабабушка на портрете в гостиной над пианино. Але стало очень неуютно среди этих камней, от которых шёл тоскливый неживой холод. Все взрослые были далеко, в стороне, где фотограф уже залез под чёрный платок, накрывший фотоаппарат до самой треноги. От тоски Алечка постаралась утешиться, вспомнив последний урок с Машей и представив себе, что под её руками вместо камня – клавиатура фортепиано. Она помнила наизусть ту пьеску, что ей задала тётя, и повторила её теперь на каменной глади так, как будто под её пальчиками были самые настоящие «отзывчивые» клавиши.
- Она играет! – восхищённо заметил кто-то из мужчин, - кажется, дедушка. Аля обернулась на этот возглас, правильно, как прабабушка на картине, снимая левую руку. В этот момент её озарила вспышка.
Продолжение: http://proza.ru/2020/06/27/852
Фото:
1.Александра Калошина. (Алечка). Москва. 1917?
2.С.И.Никольская с дочерью Маргаритой (Тусей). Москва.1915.
Свидетельство о публикации №220062700729