Битвы

                Битвы.
               

                «…И вечный бой, покой нам только снится»
                А.Блок.


   Помнится, в раннем детстве, когда я еще слыхом не слыхал о великом поэте   Александре Блоке, в одной из книг попался мне на глаза эпиграф, сразу же  запомнившийся навсегда.
Действительно, что еще происходит в жизни, как не вечный бой? Причем место   сражения - душа человека.  Времени нет, есть вечность.

  И так же, как и в любой битве маневренной  войны, случаются здесь и   фронтальные удары, и фланговые охваты, и временные отходы на исходные позиции.
Причем иногда бывает так, что на одном из флангов человек отступает, чувствуя  неправоту.  В то же самое время на другой стороне поля боя он может пересилить  своего противника.

  Подобное длится всю жизнь-то перевес на одном фланге, то уступка на другом.
Если не отыщет душа в себе решающие силы, если не выскочит Боброк из дубравы,   не налетит нумидийская конница Ганнибала, не ударят казаки Платова - плохо  станет человеку.

  Всем русским известная битва на Куликовом поле совсем не означала полное   избавление от монголо-татарского ига, поскольку угнетение длилось после этого  славного подвига еще недобрую сотню лет, а если принять во внимание последующие  набеги оставшихся татарских ханств, то и все триста лет.

  Однако смертельная схватка на Дону, именуемая в старину «Мамаевым побоищем»,   показала силу русских не только ближним врагам и дальнему миру, но, прежде,  всего им самим.

   В земной, а возможно, и в последующей запредельной жизни человека тоже бывает  свое «Поле Куликово»,на котором он отваживается вступить в бой с силами зла.
После этого он может, а иногда и должен отступить, ибо у души не всегда хватает   сил удержать взятую высоту и все же человек помнит, что однажды решился,   восстал, воспрянул.  Порой только память о сшибке помогает двигаться дальше.

  Отлично сказал поэт Михаил Кульчицкий, погибший в 1943 году:«Не до ордена,  была бы Родина с ежедневными Бородино!»

  И все-таки жизнь народа, как и любой отдельной личности, не может состоять из   одних стычек и распрей.
После порою сокрушительного столкновения живому существу необходимо хоть   немного очухаться, «оклематься», «отудобеть».  Лишь тогда можно двигаться,  дышать, жить.

                Сергей Жуков.  1995.


Рецензии