Первое знакомство с Колымской трассой
Вид с перевала 4-го км в сторону моря.
Автороман длиною в жизнь. Глава из неизданных мемуаров.
Шел 1961 год. Я тогда работал главным механиком рыбокомбината. Звучит громко, но начальником я был в основном над железом. Все мои подчиненные трудились на своих местах - слесари, токари, мотористы, электрики, шоферы - и в моем руководстве не нуждались. Моя миссия заключалась в том, чтобы все производственное железо крутилось и выполняло свои технологические функции. Во мне возникала потребность, когда что-то ломалось и останавливалось. Вот тут я становился действительно главным. А поскольку оно - железо - ломается постоянно, дня не проходило, чтобы я не перемазался в мазуте, разбирая и исследуя какой-нибудь забарахливший механизм.
Комбинат отдаленный, в самом углу залива Шелихова в Охотском море. Поскольку наземного сообщения нет, много времени проводил в Магадане, заказывая, выколачивая, выменивая и покупая запчасти, агрегаты, механизмы. Дел была масса. Самых разнообразных. Имел от директора комбината доверенность на право подписи платежных документов и чистые подписанные им и главбухом бланки платежек для банка с печатями. Было мне тогда 23, и шел второй год трудовой деятельности. Хотел бы я видеть, такую ситуацию сегодня. Вопросы решал большей частью самостоятельно, со связью было не очень. У нас были свои мощные береговые радиостанции и на всех морских судах, но сеансы, как правило, рано утром и поздно вечером. Не всегда было прохождение радиоволн. На Севере так бывает.
Набирал на складах подходящие типоразмеры подшипников, дефицитные запчасти, резервные агрегаты, вплоть до дизелей и автотракторной техники, если повезёт. Всё это надо упаковать для морской транспортировки, доставить в порт, погрузить на баржу или плашкоут. В общем, сплошная рутина и никакой романтики. А где взять машину для доставки? Держали в городе свой грузовик. Но на сей раз он оказался в капремонте в Спорном – это 440 км по Колымской трассе в сторону Якутии.
Колымская трасса по праву считается одной из наиболее сложных и опасных в стране. Нет, пожалуй, ни одного перевала без обелисков в память о тех, кто остался здесь навсегда. В качестве убедительного аргумента по откосам изуродованные останки техники. Я тогда об этом не имел понятия, и узнав, что машина готова, оформил в тресте на свое имя доверенность, взял в карман пару ключей с отверткой, и отправился получать её из ремонта. Туда прибыл к обеду, до вечера оформил документы, рабочие в цехе прикрепили деревянный кузов к раме, заправился на ближайшей АЗС, и прямо в ночь отправился в обратный путь.
Трасса работает беспрерывно и круглосуточно, если не закрыты перевалы. Был конец августа, на перевалах уже снег, местами гололёд. Машина после ремонта не обкатана, идёт тяжело, хотя и пустая – это же ЗИЛ-151. Заправляясь в очередной раз, обратил внимание, что горючее она жрёт непомерно много, примерно в 1,5 раза против нормы, которая и без того велика – 46 л на 100 км пути, и до города на имеющемся запасе на доехать. Что делать? Пошёл к мужикам-водителям советоваться. Оказалось, всё дело в ограничительной шайбе, которую завод ставит между карбюратором и коллектором на период обкатки. Она сильно увеличивает сопротивление и вызывает дикий перерасход горючего. Я, конечно, этого не знал, нас этому не научили. Пригодился взятый в путь инструмент. Полчаса работы, шайбу удалил – и двигаюсь далее с чувством большого облегчения. Можно осторожно глянуть по сторонам, осмотреться.
Дорога требует максимального внимания. Мосты узкие, не разъехаться. С одного из них меня чуть не столкнули под откос, причём, на самом выходе. Как потом выяснилось, на трассе действует железное местное правило: преимуществом проезда безоговорочно пользуется тот, кто идет со стороны моря. Логика проста: это груженый транспорт, да ещё с прицепными телегами, ему нужно сохранить скорость для преодоления перевала. А обратно идет почти сплошь порожняк. Опять не знал, и чуть не залетел! Таких уроков предстояло получить немало. Отмечу одно: взаимопомощь и поддержку водителей в пути. Если ты остановился вынужденно из-за поломки, ни один не проедет мимо. Остановятся, как бы ни спешили, помогут всем, чем могут, поделятся последним. В дальнейшем у меня было немало ситуаций, когда меня выручали или я выручал. Заметим, ни о каких денежных расчетах и речи не могло быть. Кому нужны эти бумажки в тайге?
Дело близилось к рассвету, когда я вышел на длинный ровный участок дороги через речную долину. До конца пути оставалось 70-80 км. Разошлась моя колымага: пятая передача, скорость под шестьдесят. Впереди вижу группу машин, вокруг люди. Когда до них оставалось метров 300, замахали руками. Я по тормозам – не тут-то было. Как ехала, так и едет. Хватило ума не давить намертво, а слегка подтормаживая постепенно снижать скорость, сохраняя управляемость. Конечно, я их проскочил, остановился метрах в 50 далее. Слез, вернулся: «Чего махали?» «Так гололёд же, куда ты так несёшься?» Действительно, даже стоять приходится осторожно, тем более идти или ехать. Поблагодарил – и дальше в путь.
Серым осенним утром добрался до города. Впервые Магадан открылся не с морского побережья – амфитеатром, а со стороны трассы, с перевала 4-6 километров - внизу. Стрела проспекта Ленина, дома по всей долине, вдали шпиль телевышки, за ним серая гладь Нагаевской бухты в обрамлении сопок. Корабли на рейде. Справа вдали журавли портовых кранов.
Сколько ещё таких картин мне предстояло увидеть! И никому не верьте, что к этому можно привыкнуть.
Ещё с автомобилем здесь: http://proza.ru/2024/06/15/1186
Свидетельство о публикации №220062700742
это как посмотреть)))
С пиететом
Татьяна Шушкевич 30.07.2024 17:30 Заявить о нарушении
Молоды были - всё ни по чём!
Спасибо за визит.
Георгий Иванченко 30.07.2024 18:32 Заявить о нарушении