Вспоминается детство далёкое

Моё детство в веснушках, курносое -
Годы счастья в моей судьбе.
Чем становлюсь я старше и мудрее,
Тем всё чаще вспоминаю о тебе!
Господи, как же дорога мне та, так далёкая и так милая пора моего беззаботного детства. Именно те годы, годы были для меня лучшими. Родилась я в1955 году. И, прожив уже довольно долгую и хлопотную жизнь, на сто процентов уверна, что именно пора моего Советского детства, была самая беззаботная и счастливая пора в моей жизни. А тогда я не понимала этого и была не согласна с родителями, когда они говорили в ответ на наши с братом капризы: «Вам-то что не так? Живи и радуйся. У вас сейчас самая беззаботная пора!» «Ага, беззаботная, - сетовали мы, - уроки выучи, грядки прополи, кролям травы нарви, воды для поливки огорода наноси. И ещё много чего: в магазин сходи, за малыми братьями и сёстрами пригляди. А они, в смысле родители, всё бездельниками нас считают – «пора беззаботная». Да разве это беззаботная? И лишь потом, осваиваясь постепенно во взрослой жизни, я стала понимать, что такое на самом деле заботы и какими они бывают необходимыми, обязательными, обременительными и неотвязными. 
Я даже тогда не понимала того, что все эти многочисленные задания по хозяйству и учёба в школе, были гораздо важнее для нас самих, чем для родителей. И я тысячу раз за свою жизнь говорила им спасибо за то, что приучили меня к труду и умению преодолевать трудности.
 Вот о том, как оно, это умение мне тогда прививалось и давалось я частенько вспоминаю. Во-первых, сразу скажу, что я была шустрым, не угомонным, свободолюбивым, настырным ребёнком. И запретить мне, что либо делать, было проблемно. И потому я доставляла родителям не мало неприятных хлопот. Мама, конечно, пыталась найти на меня управу при помощи своего метода воспитания, который назывался лозинка, которая всегда лежала у нас на шкафу. Мне этот метод не нравился, да и кому ж такое может понравится, тем паче, что к стопроцентному послушанию он всё равно не приводил.  Короче, при моей поворотливости, да, если ещё и хорошем настроении, все данные мне задания, выполнялись быстро и свободного времени у меня было достаточно чтобы, заниматься своими делами, да ещё и успеть что-нибудь нашкодить. Хотя я в ту пору была уверена в том, что все мои эти шкоды выходили у меня сами собой и я всё время пыталась убедить маму, что я тут не при чём, просто это я такая невезучая. Ну вот, например, такой случай. Я терпеть не могла мух, и сейчас не терплю, особенно, когда они назойливо жужжат у оконного стекла. Это мне, видимо, от бабушки передалось. Она всегда гонялась за ними со свёрнутым в руках фартуком, до тех пор пока не прихлопнет эту злосчастную муху на оконном стекле.  Ну вот и я, как бабушка, взяла её фартук и хотела им убить муху на стеле. Что в этом плохого?  Ведь ничего? Вот и я так думала: я же всё делала, как бабушка! Откуда же я могла знать, что в кармане фартука бабушка оставила маленький замочек от сундука.  Естественно, что муху я уничтожила…месте со стеклом. Ну вот ответьте семилетнему ребёнку, в чём тут его вина. Правильно. И я себя тогда виноватой не считала и обиделась за то, что меня несправедливо наказали.  Я всегда старалась подражать взрослым и мне вообще не приходила в голову мысль о том, что не всегда детям это может быть полезно. Расскажу такой случай. Было это жарким летом. К нам должны были приехать в гости из Питера мои тётки по отцу. Ну ясно, что мы к их приезду готовились: наводили чистоту в избе. Как же мне нравилось, когда в только что побеленной избе устилались свежескошенной травой земляные полы. И бабушка наряжала красный угол с иконами вышитыми рушниками и подзором. А потом перед образами зажигала лампадку и изба наполнялась чем-то непонятным и таинственным, что полностью захватывало мой детский дух. 
Ну, так вот, управившись с уборкой в избе, домочадцы принялись за приготовление праздничных блюд. Мы с братом тоже отираемся рядом со взрослыми, вносим, так сказать, свою лепту в общесемейное дело.  В сенях стояла фляга, как я тогда думала, с квасом, который летом заводили часто и помногу для утоления жажды. И вот я смотрю, то папа, то бабушка всё черпают да пьют из этой фляги. А я тоже замаялась от жары да и притомилась будучи на побегушках. Подошла к фляге, зачерпнула кошвиком и решила испить кваску, загодя скривившись, предвкушая его кислый вкус. Однако же, к моему удивлению, квас оказался сладким и резким, как лимонад. После третьего моего причастия к фляге у меня стала кружиться голова, во всём теле появилось какое-то блаженство и навалилась дрёма.
Я вышла в сад и улеглась на фуфайки и плюшки, которые бабушки вынесла для просушки. Укрывшись, не помню каким-то хлабуном, сладко уснула.
До приезда гостей никто не обратил внимания, на то, что я перестала путаться под ногами, не до меня было. А вот когда гости приехали, то спросили, где это я и почему не встречаю тетушек. Мама ответила, что я всю дорогу тут крутилась, а теперь, видать, унеслась до подружек, али ушла бродить по лугу. Но время проходило и я за гостинцами не являлась. Да и смеркаться начинало. Тут уже все начали беспокоиться. Прибежал с улицы брат и сказал, что меня там нет. А где я? Пока взрослые решали, где меня искать, бабушка пошла заносить одёжки обратно в избу. И тут пропажа была обнаружена.  Меня разбудили, конечно, не сразу и спросили, что со мной и как я себя чувствую. Я ответила, что всё хорошо, что хочу спать и чтобы оставили меня в покое. А когда меня решили удивить подарками тётушки, то я их послала к чёрту и заснула. Это мне рассказывали на второй день, а тогда я так больше «не вышла на контакт». Вот как оно иной раз получается, что и без вины бываешь виноватым. Мало того, что сама опрохвостилась, так я же своим поведением ещё батину и бабкину схоронку выдала. Откуда ж я знала, что это какая-то там вкусная бражка, а не квас. Кстати, мама тоже думала, что во фляге стоит квас, а не пила его потому что не любила. И всё удивлялась, где батя берёт выпивку. Частенько заруленый ходит.
Каким хотите современным изобретением меня удивляйте, но я всё равно буду стоять на своём, что раньше детство у нас проходило куда интереснее, чем у теперешних деток. Что  у  них? Телевизоры, телефоны, компьютеры. На мой взгляд, так это только мешает детишкам иметь по-настоящему счастливое детство. Ну, разве могут они похвастаться тем, что ходили на болотце за селом стирать вещи? А мы девчонки летом, как взрослые стирались в болотце.  Занимались заготовкой трав для чая, земляники, ежевики, грибов, диких груш. Был ещё в моём детстве интересный случай, о котором я с удовольствием вспоминаю.  Было это году в 1962 -м. Зима выдалась снежная и долгая. И когда снег сошёл, то в избах и сараях на низинах подходила вода. Но так как мы жили не у реки, а на верхних улицах, то у нас вода была только в погребах. В нашем было воды почти под третий порог входной двери.  И всё, что было в погребе, сверху на воде плавало: огурцы, помидоры, какие-то банки. Так мы с братом плавали там по очереди на корыте и всё это собирали. Да ещё с важным видом: взрослые попросили. Надо же с чем-то картошку есть! Сколько ж было нам, детворе, радости от этого половодья. Мы же не понимали, что пропадает картошка, капуста, морковь. Нам главное поплавать на корыте! Да ещё и в погребе! Согласитесь, не каждому такое выпадает. Благо, что вода, как пришла, так и ушла – быстро, и овощи не все испортились.
Я могу говорить о своём детстве бесконечно, наполняясь при этом новыми живительными силами. Разве можно сравнить его с безликим детством теперешних детей. Может, мой рассказ и на вас, дорогие читатели, так же подействует или наполнит вас радостью, хотя бы на несколько минут.


Рецензии