Волчья шуба и человек с ружьём

                Из жизни сельского киномеханика.
   В этой деревне, через которую в этот раз возвращался на квартиру, после одного из киносеансов из соседней деревни, жил один охотник. Сколько волков ему легло на плечи неизвестно, но по его рассказам много их набил в округе и шубу из волчьих шкур сумел пошить.               
   
   Шубу жена не пожелала шить из волчьих шкур, слишком заметная была в сельской жизни, её устраивал полушубок с овечьих шкур, да ещё пошитый в знаменитом на всю Беларусь Полесском Мотоле. Поговаривали, что даже из Москвы были заказчики. Может байка или нет, но говорил, что волки не раз пытались ему мстить, даже на подворье, когда его не было дома, собаку загрызли. А вот когда шёл он по деревне, в этой шубе, все собаки лаяли так, что и за две версты можно было услышать их злобный лай.               
   
  Зимы, в те далёкие года моей юности и морозные, и снежные были. Знаменитые волчьи угодья на Бронной Горе (местное) были рядом, да и Ружанская пуща         
 ( Брестская область, Беларусь) недалеко. А для волка, за ночь, пробежать пятьдесят километров ничего не составляет. А может волки в отместку и могли устраивать свои засады, поджидая этого «волчьего счастливчика».             

   Мысль об этой шубе, ведь она была изготовлена из волчьих шкур и волках не давала покоя, когда приходилось перемещаться ночью, в зимнее время, по лесной дороге и особенно тревожило то обстоятельство, что как-то не хотелось стать жертвой волчьей разборки.               

   «Человек с ружьём» таким было название одного из художественных кинофильмов. Не знал, что судьба мне преподнесёт мне такую же роль. Правда, не в боевых условиях, но в мирной жизни.  При работе сельским киномехаником пришлось побывать в этой роли. Стрелять в людей мне не приходилось, но охотничье ружьё поносить пришлось. После службы в Советской Армии устроился работать электриком в одну из мелиоративных организаций, недалеко от дома родителей.

   Удостоверение электрослесаря получил, обучаясь в горнопромышленном училище в городе Новошахтинске. Вышел на работу. День работаю. Поручили прокладывать электролинию в гаражном помещении для комбайнов. Для этого нужно было в кирпичной стене зубилом пробивать борозду. Работал на высоте, на лестнице. Бьёшь по зубилу молотком, а ноги дрожат, лестница вроде прочная, но высота. Пробьёшь с полметра и снова передвигаешься. Так работать нельзя. Элементарно. Нарушались правила работ на высоте.

   Подошёл к бригадиру и спрашиваю, почему мне не дают помощника, хотя бы лестницу придерживать. Ответ его был неожиданным. Он сказал, что мне помогать никто не будет. Из-за меня увольняют человека, у него нет удостоверения электрослесаря, есть только трое детей. Решение было принято сразу. Пошёл в отдел кадров, забрал трудовую книжку, благо в ней ещё записи о приёме на работу не было, и ушёл. Пошёл устраиваться в районную киносеть на работу по прежней специальности- киномехаником.

  Предложили работу в киносети на одной киноустановке с двумя стационарами. Правда, на другой стороне района. Далековато от дома. Пришлось устраиваться на квартиру. Походил по нескольким домам. Помог устроиться на квартиру мой помощник. Завёл к одним хозяевам, муж с женой, имели небольшую комнату, которую сдавали приезжим. Сын их жил в Украине, работал на шахте, а моё признание, что я тоже работал в шахте, помогло устроиться на квартиру. Это был конец октября. Устроился на квартиру, освоился, приобрел друзей. Молодые быстро сходятся.

   Наступила зима. Снежная. Ходить нужно было от одной киноустановки к другой через лес, километров за пять. По лесу километра два. Представьте себе ночь, темно. В морозном небе, кажется, дрожат звёзды. На поле большие снежные сугробы.  По краям дороги высокие валы из снега. Идёшь как по туннелю, снег хрустит под ногами как крахмал. Слышно далеко. Вот впереди появляется тёмная полоса леса, а когда подходишь к лесу, становиться сразу темнее. Стараешься идти медленно, присматриваясь к каждому кусту и прислушиваясь к звукам ночного леса.

   Хотя и лесной был житель, наша деревня, где жили мои родители, окружена лесом, но всегда ночью в лесу, особенно зимой и ночью, чувствуешь себя не очень уютно. Где ухнет филин или может, отзовётся сова. Порой слышен треск деревьев от мороза. Да и лес как-то глухо шумит, живёт своей жизнью. Разбери, попробуй, что там, когда за каждым кустом кажется, сидит зверь. Волк, а может и кабаны. Кабаны, может и не будут ожидать за кустом, это после, когда стал охотиться, познал немного их повадки. А вот волки, эти твари могли быть запросто лежать в засаде. Ведь деревня близко и собаки могли перемещаться по дороге. Собака для волка любимое лакомство. Собаки и волки любили друг друга лютой ненавистью. Хитрый зверь. 

   Вот и стал носить взятое у моего друга ружьё, когда приходилось идти показывать кино в другой деревне. Друг работал водителем в колхозе, возил председателя местного колхоза. Было у него ружьё- двустволка. Старенькая - «Зауэр три кольца». Ствол был стёрт до такой степени, что воронения на нём уже не было. Несмотря на небольшие свищи в стволе, имела очень хороший бой.  И ещё одной особенностью этого ружья было, что она имела на прикладе накладку. Очень удобно было при стрельбе, само ложилась к плечу и щеке.

     Конечно, его не носил, приложив приклад к плечу, но проходя по открытой местности или по лесу, держал в руках, с зарядами в стволах.  Существует такой синдром оружия. Если оно в руках, кажется существует какая-то опасность. Так и крутишь головой из стороны в сторону, как лётчик при боевом вылете, ожидая опасности.  Вот и на этот раз, благополучно прошёл по лесу, уже перемещаюсь по селу. Слава Богу, неожиданных встреч с дикими зверями не было, а уже шёл по деревне Огородники. Волки бегали по пущам, а кабаны лежали в своих зимних лёжках. Никого не встретил, и ружьё применять не пришлось.

  На улицах деревни как всегда нет света. Электричество пришло в деревню всего пару лет, а уличные фонари ещё не вешали. Освещение было из окон домов, хозяева которых ещё не спали. На снегу, возле домов, были яркие пятна от света из окон. У кого ярче, у кого послабее, у некоторых домов света не было. Хозяева спали или их дома не было. В таком искусственном освещении улицы, мне навстречу шел кто -то, которого узнал уже при встрече. Шёл он, спотыкаясь, от одного забора к другому. Был сильно пьян.

  У этого встречного была одна особенность. Идёт возле забора, когда сильно выпьет, а выпивал он часто, забор заканчивается, и он сначала постоит, прицелится, а затем этот промежуток пробегает так быстро, как может. И так шёл от одного забора к другому. В некоторых местах и столбы оказывали ему поддержку. Постоит возле столба, и бегом к другому столбу или к забору.

   Подойдя ко мне, почему- то начал воспитывать и упрекать, что ем их хлеб работая киномехаником.  А меня он за это и воспитывает, и упрекает. С сыном его мы дружили. Он тоже пришёл в этом году с армии. Я даже сначала и опешил от его напористости. Этот встречный человек работал бригадиром в колхозной бригаде и где- то его хорошо угостили. Ему было мало, и он шёл, куда -то за добавкой, и встретил меня. Его воспитательные речи мне надоели, и мне приходилось делать попытки от него уйти.  Но он взялся за борт моего пальто и, дыша перегаром, удерживал меня, а может и держался за меня.

   Не выдержал его таких притязаний, снял ружьё с плеча и выстрелил в воздух. Когда зрение вернулось ко мне после вспышки выстрела, бригадира и след простыл. Только где -то вдали под быстрыми шагами скрипел снег. А в нескольких домах, рядом, погас свет. Хозяева решили посмотреть, кто там «бабахает», или не захотели быть свидетелями, как им казалось, серьёзного происшествия со стрельбой. Я ничего не видел, не слышал, спал, моя хата с краю, ничего не знаю.

   А с бригадиром после этой встречи мы виделись, и в хате у него побывать пришлось не один раз.  Он вёл себя так, как ничего не произошло. Может и не помнил. После этого страхи перед волками исчезли и больше с ружьём не ходил.  Вернул его хозяину.


Рецензии