Самый аварийный рейс

         


 1959 год. Сухогруз «Чулым» Черноморского пароходства следует в Средиземное море
 с генеральными грузами. При прохождении пролива Босфор неожиданно отказывает
 рулевая установка, пароход принял резко вправо и носом буквально вылез на берег,
 где был размещен небольшой ресторанчик. Посетители в панике выскочили из-за
 столиков и отбежали на безопасное расстояние.

   Время было светлое, и ресторан находился прямо у воды. Капитан Дегермеджи
  схватился за сердце и произнес: я же просил администрацию ЧМП поставить судно
  на ремонт, это они виноваты. На берегу началась паника, собралась большая толпа
  любопытных, ведь не так часто суда вылазят прямо на берег, да еще врезаются в
  береговой ресторанчик. Капитан немедленно вызвал стар меха и то, что он ему
  сказал невозможно перевести на другой язык.

  Стар мех только развел руками: я же подал три рапорта, что рулевая не работает
  и нам нужен срочный ремонт. Да, раньше так работали: на первом месте план и тем
  более в конце года все суда буквально выталкиваются с порта для хороших
  показателей, даже судно могло простоять на рейде, и оно считалось в работе,
  т.е. после нового года его могли поставить опять к причалу, но оно выполнило
  свое задание-план.

  В пароходство сообщили, что п/х «Чулым» в районе крепости Босфора сел на мель.
  Ответ был короткий — сами пытайтесь сняться с мели. Установили постоянную
  радиосвязь с пароходством. Через каждые 20 минут докладывали обстановку, что
  экипаж пытается всеми способами сняться с мели.

  Пока экипаж готовил спасательные средства,
  к борту судна подошли два турецких буксира спасателей. Они откровенно потирали
  руки, махали нам и на неплохом русском языке сказали: что сегодня их день, и
  они на нас заработают, как только мы подпишем бумаги о спасении.

   Наш капитан показал им кукиш, но не вынимая руки из кармана, а спасателям
   заявил, что в течении суток будем сами пытаться сняться с мели. Пароходство
  также подтвердило: ничего не подписывать, пока не будет указание от начальника
  пароходства.

  Пока шли переговоры, старпом с командой спустили две спасательные
  шлюпки, между ними сверху положили толстую деревянную балку, на нее привязали
  запасной якорь с помощью судового крана.

  Эта операция заняла около трех часов под дождем. В работе участвовали все члены
  экипажа. Когда все было готово, прикрепили трос от лебедки к запасному якорю на
  двух шлюпках и стали выгребать свой катамаран на середину пролива Босфора.
 
  Когда отошли метров на 60, боцман разрубил балку, соединяющую две шлюпки и
  державшую якорь, после чего якорь опустился на дно пролива.

    Попытались с помощью лебедки сдвинуть нос судна, но якорь не смог зацепиться
   за грунт пролива.
   Пришлось всю процедуру повторить. Опять закрепили балку. Якорь, трос, опять
   пришлось выгребать подальше от судна.

   Уже стемнело. Включили все прожекторы,
   которые были на судне и снова сбросили якорь, убрав балку. Работали буквально
   на ощупь. Время уже перевалило за полночь. Все были уставшие — мокрые от
   дождя.

   Самое интересное, что турецкие спасатели тоже не спали — они отошли от нашего
  судна на 50 метров вперед и через каждый час кричали нам по мегафону: зачем вы
  мучаетесь, дайте гудок, и мы Вас в течение часа снимем с мели, на что им
  капитан Дегерменджи вежливо отвечал: спасибо, но мы сами справимся, выключал
  микрофон и добавлял: дудки, мы сами постараемся сняться с мели.


  Вторую попытку уже повторили на рассвете. Стали подрабатывать машиной и
  лебедкой одновременно и чудо — т/х «Чулым» вздрогнул и медленно стал носом
  отрываться от злополучного турецкого берега, через десять минут мы уже отошли
  на чистую воду и бросили якорь в проливе Босфора.

  На мостике все ликовали, а среди турецких спасателей началась паника, они
  подошли к нам вплотную и тот же голос на русском языке возмущенно кричал:

—  Идиоты. Зачем вы целую ночь мучились, когда мы Вас легко могли снять? Вы
  лишили нас хорошего заработка.

  В пароходство немедленно сообщили, что экипаж самостоятельно снялся с мели и
  после согласования всех вопросов с властями Турции может продолжать свой рейс.
  Капитан дал команду старшему механику тщательно проверить рулевую и во
  избежание новых неприятностей посадить в рулевую одного механика для контроля
  за рулевым устройством судна.

  С пароходства пришел ответ, что разборки аварии будут сделаны после прихода
  судна в Одессу.

  И тут только, когда рассвело, все увидели, что у нашего капитана появилась
  седина. Да, непросто быть капитаном на таких старых судах.
  Согласно морских правил, если судно снялось с мели раньше суток, то это не
  считалось аварией, поэтому все решили, что в данном случае победителей не
  судят.

   Но впереди еще целый рейс с неисправной рулевой. К полудню оформили все
   формальности с властями и продолжили путь в сторону Италии.

  Удачно прошли Босфор и на выходе из Дарданнел встретили шестой американский
  флот, который шел нам навстречу и состоял из шести боевых кораблей.

  И опять, как по закону пакости, рулевую заклинило и нас понесло вправо, прямо в
  центр военных кораблей США. Капитан дал полный назад, но по инерции судно
  понесло на ближайший эсминец.

 В эскадре шестого флота началась паника — завыли сирены. Спасло американцев то,
 что они были на ходу и смогли резко добавить скорости и уйти. пх «Чулым», как по
 заказу, сделал круг возле флота США и продолжил прямое движение. Ошарашенные
 такой наглостью два эсминца догнали нас, пристроились по бокам, навели на нас
  пулеметы и стали кричать, чтобы мы остановились, на что бледный капитан только
  и произнес:

— Ну все это пи -ц. Со сопровождающих эсминцев неслась брань на английском языке.
  Капитан по мегафону объяснил, что неисправно рулевое устройство и что он очень
  извиняется, но остановиться не может, так как руль опять может заклинить и
  просит боевые суда по-хорошему отойти подальше от нас.


  По-моему, это еще хуже завело капитанов эсминцев, они уже стали матюкаться на
  русском языке, на что стар- пом показал им кулак и те все поняли. Сделав еще
  круг возле нашего парохода, быстро удалились в сторону своей эскадры.

  Капитан вытер мокрый лоб и сказал, что это его последний рейс и тут же передал
  в машинное отделение лично старшему механику, что им обоим нужно собирать
  чемоданы по приходу в Одессу и пусть он не вылазит из машинного отделения со
  своими механиками, пока не наладит рулевую.

  После такого внушения рулевая продержалась до Одессы, но когда казалось, что
  все беды позади и рейс уже заканчивался, прошли Одесский маяк, подошли плавно к
  причалу и вместо команды капитана  — малый назад машина выдала малый вперед и
  семь метров деревянного причала нос судна буквально снес с поверхности настила.
  Судно быстро привязали к причалу в полной тишине.

  В это время к судну подъехала какая-то крытая машина, из которой вышли военные.
  Капитан побледнел и сказал: «Ну все, это за мной приехали, и покинул мостик».
  Но все сложилось гораздо лучше — это приехали наши пограничники делать досмотр
  судна.

  За аварийный рейс капитану и стар меху влепили по выговору, а за удачное
  снятие с мели объявили благодарность и так все компенсировалось, а поскольку
  ВМС США не прислали жалоб, то эту тему вообще замяли. Пароход «Чулым» поставили
  на завод и рулевую отремонтировали.


  А капитану начальник пароходства обещал выдать диплом за самый аварийный рейс
  за двенадцать дней плавания. После этого рейса наш капитан стал просто седым.
  Он еще долго работал в ЧМП, но таких рейсов больше не было.

  Свою фамилию он получил от названия Ялтинской горы Дегермеджи. Сам он и все его
  предки родились
в Ялте и считались старожилами Крыма.

  А эту красивую гору вы можете увидеть, если посетите Крым, городок Алушта.
  Возле этих скал снимали фильм «Кавказская пленница». В эти места делает авто
  туры с Одессы фирма «Олия-тур», где туристы проходят по местам съемок фильма.
  Великолепные скалы — особенно впечатляют с близкого расстояния.

     Да, пх "Чулым" за двенадцатидневный рейс совершил четыре аварии:

     Сел на мель в БОСФОРЕ.
     Горел в порту Сплит.
     Сломал причал нр1 в Одессе.   
     Атаковал 6-й флот США.
    
     Рекорд пока не побит ни одним судном.

     Одесса,А.А.К.


Рецензии
Уважаемый Анатолий! С интересом и улыбкой читал Ваш рассказ. Конечно, случай уникальный, но чисто русский. Только они попадают в такие бестолковые и смешные ситуации. Мне припомнился наш эпизод в Дарданеллах. Так же турки предлагали помощь, но русская смекалка нашла другое решение. Мой рссказ "Дарданеллы".

Вячеслав Несмеянов 2   13.07.2020 23:37     Заявить о нарушении