Квартирный вопрос

         
           Ещё в прошлом веке Булгаков написал, что квартирный вопрос испортил москвичей. А в наш век, квартирный вопрос испортил не только москвичей, но и многих людей в России. И, что только не делают люди, чтобы завладеть чужой жилплощадью? Идут на подлог, подкуп, насилие, иногда лишают жизни человека, чтобы завладеть его квартирой. Потом её продать, и так обогащаться за счёт страдания и горя ближнего. Люди не думают о возмездии, бумеранге, который обязательно прилетит в ответ.

           История, которую я хочу рассказать, произошла в семье у моего знакомого человека, который рассказал мне её. Его я увидела в нашем подъезде, и подумала: откуда мне знакомо это лицо, а ведь где-то, раньше, в молодости, мы пересекались, это точно. Он стал показываться на глаза всё чаще, и даже стали с ним здороваться. Валерий Петрович, так звали его, был вдовец, и приходил к соседке по подъезду, тоже вдове. Она три года назад похоронила мужа. Обоим уже за шестьдесят, и мы порадовались, что они нашли друг друга. Вскоре он стал «своим человеком» для соседей, общительный и коммуникабельный, он был, как сейчас говорят «приходящим мужем». У соседки были больные ноги, и он выполнял все её поручения по хозяйству. Ходил в магазин, топил баню, а она в прошлом повар, вкусно готовила и кормила его. Длинные, зимние вечера, они коротали вместе, сидели перед телевизором, или играли в карты.

          Как-то летним вечером, он носил воду в баньку, чтобы её протопить. Жили мы в поселке городского типа, в двухэтажном доме. Переехали с мужем сюда жить подальше от городской суеты. Почти у каждого была банька, поставленная недалеко от дома. Я сидела на лавочке возле подъезда. «Устал малость, отдохну, посижу около вас, не возражаете?» - обратился он ко мне, поставив вёдра. Он присел рядом со мной, и мы разговорились. Я сказала ему: «Мне кажется, что я уже когда-то встречала вас, и очевидно, где-то в далёкой молодости, но вот вспомнить не могу». – «Давайте вспоминать вместе» - улыбнулся он. Мы начали перечислять места, где могли пересекаться. И, как только он назвал девичью фамилию своей жены, я всё вспомнила. Это она однажды знакомила меня с ним, со своим мужем. Мы были тогда двадцатилетние молодые люди. И трудно узнать сейчас в этом старике, того молодого и красивого парня, тем более я его видела один раз. – «Да, я знала вашу жену» - сказала я. От своих знакомых я слышала, что она умерла, и  спросила его: «А от чего она умерла?» - «Рак» - ответил он. – «И всё из-за квартиры. Будь она проклята!» И на глазах у него заблестели слёзы. Он замолчал. Я тоже сидела, молча, не зная, как продолжить разговор. Он махнул рукой. – «Ладно, уж, вам расскажу, что у нас случилось».

          Рая, так звали его жену, росла в зажиточной семье, по советским меркам. Семья состояла из пяти человек. Старшая сестра, брат и она самая младшая, любимица отца. Отец был директором не большого ликероводочного завода в посёлке городского типа. Там у них была двухкомнатная квартира, правда с частичными удобствами. Не было канализации и вода на улице, в колонке. Поскольку семья большая, им на расширение дали двухкомнатную квартиру в городе. Где они и жили. А в соседнем доме жила я. Учились мы в одной школе. Дружить мы не дружили, но знали друг друга хорошо. Семья переселилась в город, а сельскую квартиру, отец оставил Рае, своей любимице. Вот тогда у брата и сестры, возникла неприязнь к ней. Почему не сыну или старшей сестре, а Рае? Но отец никого не обидел. В те времена, государство продавало людям кооперативные квартиры. Так отец купил старшей дочери и сыну, по кооперативной однокомнатной квартире, как только они обзавелись семьями. Редко кто мог в то время, вот так, запросто, за наличные купить кооперативную квартиру. Семьи у детей разрастались, и в дальнейшем у них однокомнатные квартиры поменялись на двухкомнатные. И всё у них было хорошо. По праздникам собирались у отца с матерью, семьями. Застолья были богатыми, да и спиртное было изысканное, ведь как - никак положение директора завода, обязывало. Было много друзей, и просто знакомых.

           Но времена менялись, да и сам отец старел. И его с почётом отправили на пенсию. Куда-то стали исчезать друзья и знакомых становилось всё меньше и меньше. Теперь пришлось ходить пешком, не было личного шофёра с персональной машиной. Наступило перестроечное время. На заводе всё поменялось, его «прихватизировали». И старый директор завода, который считал завод своим родным, стал там чужим человеком. Он сильно переживал, и слёг с сердечным приступом в больницу. Больше всего отец переживал за Раю, которую не смог переселить в город, и обеспечить её нормальной жилплощадью. Теперь по праздникам они собирались только своей семьёй. И как-то раз, когда было очередное застолье, он озвучил им свою волю. – «Вот, когда мы с матерью уйдём в мир иной, нашу квартиру, завещаю Рае. Пусть она с семьёй переселится в неё из своего посёлка и живёт в ней». – Все молча, встретили эту новость.

           Шальные годы перестройки шагали по стране, а отец никак не мог этого понять, принять или смириться с эти. И после очередного посещения «родного завода», где ему откровенно заявили, чтобы он там больше не появлялся ни с какими просьбами, у него случился очередной инфаркт. Прожил он после этого недолго и вскоре умер. После смерти мужа, мать решила сделать ремонт квартиры. Но сын и старшая дочь заявили: "Кому квартира достанется, тот и ремонт пусть делает."- Мы   делали ремонт этой квартиры. Истратили все свои сбережения на это. Приходилось постоянно ездить из поселка в город.  Автобусное сообщение было редким, выручала только электричка.  В общем, хлопот было много.

            Старший сын Михаил, решил заняться бизнесом. На пару с приятелем они создали фирму по ремонту и отделке квартир. Но где взять деньги на первоначальный капитал? Конечно, у матери, у которой были какие-то сбережения. Поскольку сын был у неё любимцем, да и он видимо смог убедить её, что потом он вернёт деньги ей. Она отдала свои сбережения сыну. Но всё пошло не так, как он запланировал и фирма обанкротилась. Узнав, что её деньги превратились в ни что, у тёщи случился инсульт, её частично парализовало. Нам не говорили, из-за чего это произошло. Только год спустя мы узнали об этом. За ней теперь нужен был постоянный уход. И опять всё легло на наши с Раей плечи. Сын и старшая дочь заявили: "Вы наследники квартиры, вот и ухаживайте за матерью."- Она прожила два года. Эти годы для нас были очень тяжёлыми.

          После смерти тёщи, оказалось, что квартира на нас не была оформлена, хотя тёща не раз говорила, что квартира наша. У нотариуса брат с сестрой от своей доли не отказались. И теперь эту квартиру, нужно было делить на троих. Никакие увещевания и доводы, не убедили их отказаться от долей. Рая, узнав об этом, слегла, и три ночи ревела так, что вся подушка была мокрая от слёз. Вот тогда из-за перенесённого стресса, она и заболела раком. Михаил заявил, что ему сейчас необходимы эти деньги, чтобы снова начать свой бизнес. Как только раскручусь, я вам их верну, заверил он. Сестре тоже нужны были деньги. Она планировала купить своему непутёвому сыну квартиру и отделить его. Потому, что к тому времени он привёл домой девицу, которая была в положении. Пришлось квартиру продать и поделить на троих. Взяв денежную долю сестры, я пошёл их отдавать. Прежде чем отдавать, я ещё раз спросил: «Не передумала ли она?» - «Нет» - резко ответила она. В банке, я специально снял деньги мелкими купюрами. Она написала мне расписку. И я все эти деньги разбросал по всей квартире. Видимо я вошёл в «раж». Я ходил по всей квартире, кухне, ванной и где только можно, разбрасывая эти деньги. Я не только разбрасывал деньги, но и проклинал их, как только умел. – «Отольются вам Раины слёзы» - сказал я ей напоследок, и вышел, хлопнув дверью. То же самое я проделал и с Михаилом. На этом наши родственные связи закончились. Рая серьёзно заболела. Спохватились мы, когда было уже поздно. Пошли метастазы. Все деньги от продажи квартиры ушли на лечение, к кому только мы не обращались, куда только не ездили, улучшения не было. После этих событий, она прожила только год. Вот  так эта проклятая квартира отняла у меня жену!

            Но и родственникам она не принесла ничего хорошего. Бизнес Михаила прогорел в очередной раз, вдобавок его так избили из-за этого бизнеса, что он остался инвалидом. Да и у старшей сестры дела складывались не лучшим образом. Сын так и не женился на этой девице. Начались скандалы, он начал пить по чёрному. И мать добилась, чтобы его забрали в армию. Через год он вернулся оттуда с отбитыми почками. В то время в армии была страшная дедовщина. Но пить он не перестал, вскоре попал в реанимацию. Врачи вынесли вердикт, если пить не перестанешь, то ты не жилец. Это его напугало, и вроде бы он приостановился. Со старой пассией, у которой от него ребёнок, он расстался, и завёл себе новую подружку. С новой девушкой решили пожениться. И сестра отдала ему деньги, чтобы они купили себе жильё. Но тут объявилась старая девушка, и стала требовать деньги на алименты, и не давала ему проходу, шантажировала его. Он сорвался, и снова запил по чёрному. Вскоре попал в больницу, и его уже не удалось спасти. Деньги сестре, конечно, никто не вернул. – «Какие деньги? Не видела я никаких денег?» - заявила несостоявшаяся невестка. И ничего сестра не могла доказать, что отдавала им деньги на покупку квартиры. Расписки ведь нет! Так прахом и пропали все деньги от продажи этой проклятой квартиры!

            Он замолчал, потом вздохнув, сказал: «Вот, что делает с людьми алчность и жадность!» - А я подумала, что стало с, когда то, благополучной и дружной семьёй! А может это была только видимость, что семья такая хорошая и дружная? А жизнь расставила всё по своим местам.
- «Ну ладно, я пойду» - сказал Валерий Петрович. Взяв  свои вёдра, он медленно пошёл в дом. А я ещё долго сидела у подъезда, и мне было жалко этого старого одинокого человека.
               


                25 июня 2020 года.


Рецензии