Реальный гуманизм и перспективы социальной борьбы

Ерошенко Т.И. Ерошенко И.П.
Реальный гуманизм и перспективы социальной борьбы
      Считается некоторыми людьми, что размышления о социально справедливом и, гуманном, миролюбивом обществе бессмысленны и бесполезны. Законом существования современного общества является социальная борьба. Но борьба борьбе - рознь. 
     Под социальной борьбой в узком смысле мы понимаем такую деятельность, которая направлена на ограничение свободы субъектов социальных (социально-антропологических) отношений вплоть до лишения их жизни и естественное сопротивление последних этому.
   Хотя формально под это определение подходят и маловероятные действия маловероятных пришельцев-инопланетян, основной международной формой её (социальной борьбы) являются межгосударственные и международные  конфликты (войны), а её основным внутренним  выражением выступают так называемые гражданские (конфликты) войны.
   Она пронизывает и все виды, все формы социумов. Проникает и внутрь личности. Борьба с самим собой. Это тоже она.  Личность – не только микрокосм, но и микросоциум.     Под социальной борьбой в широком смысле мы подразумеваем любую социально-антропологическую деятельность, вырастающую из жизнедеятельности социальных организмов. Жизнь – это борьба.
     Мы не видим на сегодня бесспорных и убедительных способов её (социальной борьбы) устранения из жизни общества. Конечно, наличие социальной борьба не может гарантировать стабильной и спокойной жизни ни обществу, ни человеку. Но вне социальной борьбы существование ни общества, ни человека вообще невозможно.  «Ага! - воскликнут социал-дарвинисты всех мастей: наша взяла!».      
     Однако «образ и подобие Божие» (или Homo Sapiens) - не итог, а смысл антропогенеза как процесса борьбы, которая не только меняет физический облик человека, но и видоизменяет формы её (борьбы). Смысл антропогенеза (может в том), чтобы вытеснить из социальной борьбы её наиболее жестокие формы, ведущие к саморазрушению, а не к совершенствованию Homo Sapiens.
     Живое борется за сохранения «себя живого» среди бездны «неживого» и из этой борьбы вырастает борьба «живого и человеческого (социально-антропологического)» за сохранение себя среди космических бездн. Рай не в безмятежном покое и бездеятельности, а в овладении искусством преодоления появляющихся проблем.
    В простом обществе классовая борьба не носила классового характера. Все силы простого общества были направлены на обеспечение условий выживания среди первозданной природы, которая естественно воспринималась как живая и с ней искали способы сотрудничества, её пытались задобрить, умилостивить, но всё равно это была форма борьбы.   
     В условиях сложного общества люди научилось пользоваться природой в деле самосовершенствования себя, правда, в том числе и природой, заключённой в самом человеческом организме, который, увы, пришлось, опустить до уровня прирученного домашнего животного. Такова, в сущности, суть рабства. В древнеегипетской цивилизации рабов «много   значительно» называли также «живые мёртвые». Но рабы в большинстве своём не желают оставаться безропотными скотами.
    Возникает классовая борьба. Начинается история борьбы с отчуждением во всех его формах, которая актуальна и в настоящее время. В условиях капиталистического общества природа де факто перестаёт восприниматься сквозь уровень дифференцированного научного знания как живая и целостная система.  Практика пользования природой указывает на то, что в ней (природе) позволяют видеть только «склад», из которого всё берут и берут, не пополняя, но захламляя его. 
     И вот, наконец, начала складываться идеология обвиняющая богатых не только в той или иной форме ограбления бедных, но и в деятельности по уничтожению планеты, самой жизни на планете и эту идеологию пытаются своими выводами подтвердить учёные   (статья на эту тему опубликована в журнале Nature от 19 июня 2020).
     Нужно учиться использовать законы природы не для того, чтобы её разрушать, а для того, чтобы  жить в согласии с ней во всех её проявлениях, в том числе, и  в феномене человека.   Как мы уже отмечали ранее, в настоящее время наука и социальная, и природная должны работать на воссоединение, они должны научиться синергийному взаимодействию. Это очень трудно, но без этого нельзя. Это почти невозможно. Но у человечества есть проблески такого опыта. Намечается тенденция вытеснения из средств социальной борьбы летальных средств, замена их нелетальными. Среди нелетальных наиболее перспективны знания. Не информация, информация использовалось всегда и используется до сих пор как летальное оружие, если она ложная: ведь «словом можно убить» и убивают. Из средств воздействия на природу наиболее перспективными становятся технологии, совпадающие с естественными процессами (природоподобные технологии).


Рецензии