Размышления на тему восприятия современного искусс
В группе разыгралось совершенно не шуточное обсуждение данной работы, причём столько негатива, столько черноты душевной я давно уже нигде и никогда не видел. Всех практически охватило революционное безумие большевистского террора, с которым не раз за многострадальную историю нашей с вами страны выкорчёвывалось на корню всякое инакомыслие, и те редкие комментарии в защиту произведения искусства, те призывы прежде всего попробовать подумать, проанализировать происходящее, буквально тонули в бешенном, бурлящем потоке общественного, весьма низменного всепоглощающего сознания.
Почему? Почему что-то мы воспринимаем хорошо, легко и непринуждённо, а что-то вызывает в нас раздражение, внутренний протест, дискомфорт? Почему иногда в стакане даже самой чистой воды, вдруг, откуда-то появляется непонятный, неприятный осадок? Почему нам, порой, бывает так сложно воспринимать то, что мы, наш разум, не в состоянии осознать, перевести из языка зрительных образов в литературный, язык описательный?
Наш с вами мозг работает на понятном, сложившимся языке образов и многие весьма одарённые учёные прошлого и настоящего, так или иначе, очень аккуратно подводят своих слушателей к пониманию того, что мозг практически любого человека обладает изначально огромнейшим потенциалом, в том числе и потенциалом к накоплению, хранению и передачи информации и далеко не игра в Го, или же шахматы определяет мощь и силу интеллекта, его скрытые, подчас, уникальнейшие способности и возможности.
Каждый человек, имея определённые генетические предрасположенности, своего рода предустановки организма, весьма успешно и активно начинает поглощать и перерабатывать огромнейшие объёмы информации практически с самого первого дня своего даже не рождения, а зачатия. И конечно весьма большое значение для последующего развития личности имеет факт того, насколько духовно были развиты к моменту зачатия ребёнка его родители, насколько они сами работали над собой, впитывая и перерабатывая увиденное, услышанное, прочитанное, то, к чему они смогли прикоснуться, или же попробовать.
Формирование вкуса, как я заметил, подчас совершенно, на первый взгляд, не зависит от того сколь долго и как тщательно человек изучал в высшем учебном заведении историю искусства, или литературы. Порой человек проучившийся десятки лет, вкуса, как такового, так и не имеет, да он ориентируется в фамилиях, прекрасно знает направления и понимает, что должно быть хорошо, а что априори совершенно неважнецкий продукт. Так же бывает, и я с таким явлением встречался не раз, когда человек, казалось бы, совершенно «от сохи», воспринимает совершенство этого мира естественно, как если бы он этим совершенством дышал, или же его пил.
Так почему же это происходит? Помимо языка, на котором все мы люди разговариваем, который описывает, рождает, создаёт, трансформирует образы и их хитросплетения в нашем с вами сознании, существуют ещё и другие языки. Даже в одном и том же языке могут быть устаревшие слова обозначающие вещи нам порой совсем не понятные, а то, что не понятно, очень часто перекладывается в нашей с вами голове нашим сознанием в коробочку под названием «фигня всякая». Но если мы что-то не понимаем, например, какое бы то ни было искусство, или же одно из его направлений, то это вовсе не означает что оно, это направление в искусстве априори плохо, или же данное произведение бездарно, просто у нас с вами нет ключа, языка чтобы наш с вами мозг был в состоянии декодировать информацию с языка, который нам с вами предлагает художник, на язык более доступный нашему пониманию.
Искусство, любое, всегда, так или иначе, трансформирует сознание человека, оно создаёт определённые вибрации, благодаря которым изменяется работа нашего с вами мозга, мы либо становимся агрессивными, либо весёлыми и беззаботными, либо умиротворёнными. Если часами ходить по любому из крупнейших музеев мира, где выставляются подлинники произведений, то у подавляющего большинства людей голова пойдёт кругом, в конце жутко захочется есть и на природу. И происходит это не только от перенасыщения нашего с вами организма информацией, но еще и по тому, что разные произведения разных авторов имеют разные вибрации, это как, допустим, в одной комнате одновременно включить Queen, Егора Летова, Vivaldi, Высоцкого, Johann Sebastian Bach и Rammstein, при этом всё на полную громкость, и чтобы эти вибрации хоть как-то да упорядочить, живопись стараются показывать близкими по тематике произведений авторами, но даже один автор в состоянии нанести такой удар по сознанию зрителя, что тот никогда уже этого забыть не сможет.
Грамотно настроенную санацию живописных, скульптурных и архитектурных произведений очень хорошо и весьма успешно на протяжении многих тысяч лет используют для своих целей практически все основные мировые религии и философские школы.
Очень часто, обычно с умными мальчиками и девочками в общеобразовательной школе происходят, казалось бы, непонятные, на первый взгляд вещи, одноклассники не всегда их воспринимают адекватно, а часто и вовсе весьма агрессивно настроены по отношению к более развитым в интеллектуальном плане детям, как если бы активный пользователь Facebook вдруг оказался в обществе состоящем из одних пользователей Одноклассников, вибрация совершенно другого уровня, и тут всегда будет срабатывать закон камертона, либо пользователь Facebook сделает вид что он принимает законы восприятия мира пользователями Одноклассников, либо постепенно все, или хотя бы какая-то часть Одноклассников станут воспринимать мир глазами пользователя Facebook, точно также происходит восприятие живописи, архитектуры, музыки, моды и всего того, что так или иначе связанно с творческими процессами.
Опять-таки, весьма важным для восприятия искусства, в том числе современного, является накопленная предшествующими поколениями генетическая память организма. И сбрасывать со счетов накопленный тысячелетиями опыт наших предков по крайней мере не разумно.
Можно привести ещё один, на мой взгляд весьма наглядный пример, аналогию того как реагирует наш мозг на практически любые факторы внешнего воздействия: каждый из нас хотя бы раз в своей жизни находясь в тёмной комнате вдруг резко выходил на свет, хорошие ли это были ощущения? Наши глаза уже настолько привыкли к темноте, что вполне себе различали тысячу и один оттенок серого и тут вдруг, на тебе, пожалуйста, яркий свет! Какая будет естественная, первая реакция нашего с вами организма? Да, прикрыть глаза, закрыть их рукой, вернуться снова в комнату к более привычным, понятным для нас условиям существования. Вот так и наш с вами мозг взрывается от яркого света живописного языка весьма многих художников! Хочется обратно к милым пушистым котикам, да понятным иллюстрациям из детских книжиц.
Так как же воспринимать произведения искусства, как воспринимать живопись, которая порой выглядит весьма странно, непонятно для зрителя. Как воспринимать художника, который говорит на незнакомом для нас с вами языке?
Ответ: - И я так могу! Или же: - Да мой сын в детском саду… Я думаю никого не устраивает. Прежде всего, имеет смысл включить в себе любознательность ребёнка, открывающего для себя новый мир, новую бесконечную вселенную, анализировать, думать проводить исторические и культурные параллели, а для этого всего необходимо как можно больше пытаться увидеть.
Как не устаёт нам с вами бесконечно повторять Татьяна Владимировна Черниговская наш с вами мозг есть точно такая же мышца что и gluteus maximus и с ним надо точно также заниматься, его просто необходимо качать и качать каждый день!
Хорошего всем дня и замечательнейшего настроения!
Свидетельство о публикации №220062801142