Кулачные бои на Орловщине

Кулачные бои на Орловщине.

___
Со школьных лет знакома нам поэма Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лучший опричник царя Кирибеевич не пил при нем вина сладского заморского, закручинился. Иван Васильевич спрашивает своего слугу: «Да об чем бы тебе молодцу кручиниться? Не истерся ли твой парчевый кафтан? Не измялась ли шапка соболиная? Не казна ли у тебя поистратилась? Иль зазубрилась сабля закаленая? Или конь захромал худо кованый? Или с ног тебя сбил на кулачном бою, на Москве-реке, сын купеческий?».
Оказалось, что полюбил Кирибеевич купеческую дочь Алену Дмитриевну. Да вот незадача: красавица в церкви божией перевенчана, с молодым купцом по закону христианскому! Ослепленный любовью Кирибеевич решил добиться у купеческой дочери ответного чувства с помощью силы. Муж ее, молодой купец Калашников, выслушав слова жены: «Ты не дай меня, свою верную жену, Злым охульникам в поругание!» — собирает братьев и говорит им: «Уж как завтра будет кулачный бой на Москва-реке при самом царе, и я выду тогда на опричника, буду на смерть биться, до последних сил...». Когда Калашников ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча и тот упал замертво, то царь приказал за убийство опричника «вольной волею» казнить купца...

Когда в 1972 году после окончания Орловского госпединститута мы с женою выбрали для работы Кромской район, то многие отсоветывали: «Не боитесь ли ехать к цуканам, к кулачникам на расправу?!» Кроме того, добавляли, что и по ночам там еще стреляют и дома жгут друг у друга каждую неделю. И поэтому дома строят совсем рядом. Шесть лет мы жили и работали в селе Гнилец, ныне Троснянского района, и должны сказать, что не слышали выстрелов, не видели пожаров. Местные говорили, что после войны в селе находили снаряды, автоматы, но потом все это сдавалось. Никто из учащихся ни разу не обмолвился о кулачках.; Хотя как учитель много раз читал им поэму М. Лермонтова.
Поэтому твердо усвоил одно: все эти байки о воинственности местного населения остались где-то далеко в прошлом. Естественно, случались драки, но они происходили не только в Кромском районе.
Через десять лет вновь попал в Кромской район, но уже в должности собкора. То ли зацикленность на весенне-осенне-полевые работы, фермы, навоз и т. п., то ли по другим причинам, но только летом 1995 года услышал о том, что последние кулачные бои в районе проходили всего 15—20 лет назад! Конечно, не сразу поверил этому, поскольку знал, что легенды «обманывают» людей. Поэтому много раз проверял услышанное. Учителя Кутафинской средней школы, жители села Кутафино и деревни Колки уверяли, что совсем недавно кулачные бои происходили на лугу, как ехать на деревню Красная Роща. Ученик 6-го класса А. Шевляков так написал на вопрос «Что я знаю о кулачках?» «Кулачки начинались с праздника Троицы и продолжались каждое воскресенье до нового праздника. На кулачки приходили из окрестных деревень Кромского района Кутафино, Красная Роща, приезжали люди из Орла и Кром, из сел Чувардино, Крупышино Дмитровского района. Сначала начинали драться ребята, потом старше, а в самом конце дрались старики. Дрались и на мосту. Если один человек падал с моста в реку, то другой спрыгивал, и кулачки продолжались в воде.
Взрослые добавляют следующее. Начинались кулачные бои как бы исподволь, как только появлялись первые проталины. То одна группа, то другая приходили на луг и «нехотя чесали» свои кулаки на теле других. Шутки, смех, прибаутки. С каждым разом, по субботам и воскресеньям, таких групп становилось все больше и больше. Дружеские потасовки длились не одну-три минуты, а больше. И, наконец, в июне, когда были закончены полевые работы и появлялись более-менее свободные дни до покоса, кулачные бои становились самыми жаркими. Существовали определенные правила. Действительно, начинали бой самые малые, потом — старше. Если кто-то падал, то его не били. Не били и тех, кто поднимал руку вверх. В момент боя зорко следили за теми, кто нарушал правила. После кулачек шел разбор поединка, причем делали это совместно сразу две враждующий стороны. Строго наказывались те, кто бил исподтишка, ниже пояса. Нельзя было махать кулаками из стороны в сторону. За удар в висок и был казнен купец Калашников, за то, что нарушил правило. Например, житель Кром А. И. Батов вспоминает, что обе «стенки» во время кулачного боя в селе Муханово Троснянского района погнались за ним, поскольку он позволил себе ударить противника в бок.
Жил в селе Кутафино богатырь Тимофей Тимофеевич. Как только начинались бои, то его закрывали в подвал. Однажды это сделать не смогли. Богатырь вышел на луг, ударил противника, да так, что тот сразу же, как
опричник молодой, застонал слегка,
закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег...
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
Если купца Калашникова казнили, то Тимофея Тимофеевича даже не судили. Не за что: кулачный боя был неподсуден. Внук богатыря, А. Н. Щекин, зав. отделом кадров управления сельского хозяйства Кромского района тоже атлетического сложения, в свою очередь уточняет:
— Тимофей Тимофеевич был очень набожным человеком и поэтому никогда участия в кулачных боях не принимал. Но однажды все же не вытерпел... А кулак у него действительно был в два моих! Больше об убийствах на кулачках мне не приходилось слышать. Конечно, ссадины, кровь были. Матери волновались, как бы чего не случилось с их детьми!
Учитель Нижне-Федотовской школы Н. И. Гостенков так описывал кулачные бои, происходившие в их крае. «В самом центре леса Ивановское урочище, на перекрестке нескольких дорог находится большая поляна, которая получила название Балкон... Первые бои весной в лесу проходили на Вознесенье после обеда (до обеда крестьяне шли с иконами в поле и просили Всевышнего послать хороший урожай), а затем продолжались на Троицу и заканчивались на Загвины. Помещик выставлял бочонок казенки (водки). Это-был приз победившей стороне в кулачном бою»...
Учительница Шаховской школы Е. Н. Дербасова рассказала, что в деревне Голубица кулачки проводились в последние дни Масленицы. Играли гармонисты, лошади были разукрашены лентами. Кулачки проводились на горе Гордюшке(!). Е. Н. Дербасова точно указывает время, когда прошел последний кулачный бой: 1967 год.
Начальник производства Кромского комбикормового завода А. Н. Кузнеченков недавно сказал, что в их селе Торохово кулачные бои проходили всего пять лет назад! Что же помешало сохраниться кулачкам и до сего дня?! Прежде всего уход в большом количестве сельских жителей в города, рождение в крестьянских семьях одного-двух детей, а не семь—десять, как раньше. Наступление милиции, разорение последних церквей и ликвидация обычаев старины, пьянство, приведшее к тому, что кулачные бои превращались в простое мордобитие.
Кстати, в числе «страшных» поклонников кулачных боев был в 60—70-е годы известный председатель сосковского колхоза «Луч революции» А. Н. Артюхов. Он просто до слез переживал, если его ребята бежали с поля боя. Тут же покупал на свои деньги ящик водки (так утверждают свидетели), подбадривал битых, и те вновь шли на кутафинский луг. (Колхозы имени Карла Маркса Кромского и «Луч революции» Сосковского района — соседи). Бывало, что в день кулачки проходили в три этапа, пока не наступала ночь. Говоря словами Е. Н. Дербасовой, можно заметить: жаль, что нет теперь прошлого веселья, общения, которого так не хватает сейчас! (1996)
_____________________________________
В.К.Петухов, А.И.Абакумов, В.И.Агошков: "Кромы - ровесник Москвы" с.45-47, 1997г.
Автор - В.И. Агошков.


Рецензии