Русский Север Константина Коровина
Неяркая северная природа здесь, как сцена для действия, для чувств и эмоций, для передачи характеров... Что –то театральное , постановочное чувствуется в этой картине...
Приблизительно в это время Константин Коровин знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым – знаменитым российским меценатом, а картина в чём то отражает впечатления от спектакля "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова, ставившегося в эти годы в Русской частной опере.
"Северная идиллия" во многом предваряет цикл картин , посвящённых Русскому Северу и его людям, про которых художник скажет так : "Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей..."
Пройдёт некоторое время и художник получит от С. И. Мамонтова предложение от которого не сможет отказаться. Вот как вспоминает об этом сам Константин Алексеевич:
"В столовой, как сейчас помню, сидели Поленов, Васнецов, Серов, профессор Прахов. Столовая была большая, в романском стиле. Громадный каменный камин, по бокам висели щиты из кожи и красные древки, пики киргизов, а по стенам - отличные панно, картины В.М.Васнецова "Ковер-самолет" и "Витязи".
- Мы собрались судить вас, - сказал Савва Иванович, смеясь... мы вас приговорили в Сибирь, в ссылку. Вот что: в Нижнем будет Всероссийская выставка, мы решили предложить вам сделать проект павильона отдела «Крайний Север», и вы должны поехать на Мурман. .. Покуда Архангельская дорога еще строится, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе «Ломоносов» по Ледовитому океану»...
В 1894 г. живописец побывает в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и на Новой Земле, с заездом в Швецию и Норвегию.
Хочется привести небольшой фрагмент из записок самого Константина Коровина. Это случилось в самом начале пути из Вологды в Архангельск, в это время там шло строительство железной дороги:
"А в пять часов утра уже начиналась порубка. Свалив деревья, рабочие оттаскивали их в сторону с просеки. И внезапно один из порубщиков увидал вдали высокого, странного оборотня, который тоже таскал старательно и усердно деревья на опушке чащи. Это был огромный медведь. Он пришел к порубкам, посмотрел, что делают люди, и стал делать то же: таскал, рыча, деревья. Хотел помочь, думал - нужно.
Медведь выходил на порубки каждый день. Когда рабочие кончали работу, уходил и он. Но только работа начиналась - он уже на опушке.
Злая пуля уложила занятного бедного зверя. Когда его тушу везли в Вологду на дрезине, я не пошел смотреть, не мог."
В этом отрывке раскрывается характер Константина Алексеевича, как человека искренне любящего природу, человека чуткого, сострадательного и ранимого...
А посмотрите, насколько скромным и деликатным предстаёт художник в этом отрывке из своих воспоминаний о поездке:
"Женщины северных крестьян были строгие: они вели хозяйство и блюли дом и никогда не брали в рот хмельного. В доме была чистота, дома большие, пол в горнице устлан цветными циновками. Крестьяне не спали на полу, и кухня была отдельно. Курить в доме тоже было нельзя, и я со своими красками, кистями, холстами для живописи как-то нарушил чистоту и порядок дома"...
Русский Север... На первый взгляд, северная природа не богата красками. Но это не так. Нужно увидеть искрящиеся оттенки снега и синевы старого дерева в срубах деревенских домов ; сгущающиеся краски северных сумерек, обволакивающие холодом; цвета и контрасты торжественной музыки северного сияния; мириады оттенков бегущих волн северных морей и уловить ритм этого движения, передав его в полотнах... И здесь Константин Алексеевич показал себя непревзойдённым Мастером Света, потрясающим колористом, которому подвластна самая широкая цветовая палитра...
Очарованный Заполярьем, Константин Алексеевич напишет почти три десятка картин, набросков и этюдов, объединенных темой Русского Севера : "Архангельский порт на Двине", "Архангельск" ,"Мурманский берег", "Зима в Лапландии", "Рыбная пристань в Архангельске", "Ручей св. Трифона в Печенге", "Север", "Ловля рыбы на Мурманском море" все – 1894 г., " Гаммерфест. Северное сияние "1894-1895 г. и другие.
В 1896 г. заполярный цикл, созданный К.А. Коровиным, будет представлен на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, украсив павильон "Север". Это будут "окна" в мир Русского Севера. В. Д. Поленов так напишет о работах своего любимого ученика:"...северный павильон с Константиновыми фресками( здесь - работами) чуть не самый живой и талантливый на выставке..."
Некоторое время экспозиция будет украшать Ярославский вокзал Москвы, а затем переедет в Третьяковскую галерею, где хранится и ныне.
Фото. Авторский коллаж из работ К.А. Коровина.
Слева направо : "Мурманский берег", "Архангельский порт на Двине",
"Село на севере России", "Ловля рыбы на Мурманском море",
все - 1894 г.
Свидетельство о публикации №220062801235
Светлана Гамаюнова 14.09.2022 12:44 Заявить о нарушении
/
Всех благ и вдохновений!
С теплом,
Наталья Николаевна Максимова 15.09.2022 07:41 Заявить о нарушении