Русский Север Константина Коровина

В собрании Третьяковской галереи  находится сказочная картина Константина Коровина "Северная идиллия". Три девушки в ярких  киноварно-красных  народных  костюмах с затаённой печалью слушают пастушка, играющего на свирели, а четвертая сидит возле него, задумчиво покусывая сорванную травинку. Картина умиротворяет,  растворяешься в этом спокойствии и гармонии.
Неяркая северная природа  здесь,  как сцена для  действия,  для чувств и эмоций, для передачи характеров... Что –то театральное , постановочное  чувствуется в этой картине...
  Приблизительно в это время Константин  Коровин  знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым – знаменитым российским меценатом, а  картина в чём то отражает впечатления от спектакля "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова, ставившегося в эти годы в Русской частной опере.
   "Северная идиллия"  во многом предваряет  цикл картин , посвящённых Русскому Северу и его людям, про которых художник скажет так : "Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей..."
  Пройдёт некоторое время и  художник  получит  от С. И. Мамонтова предложение от которого не сможет отказаться.  Вот как вспоминает об этом  сам Константин Алексеевич:
"В столовой, как сейчас помню, сидели Поленов, Васнецов, Серов, профессор Прахов. Столовая была большая, в романском стиле. Громадный каменный камин, по бокам висели щиты из кожи и красные древки, пики киргизов, а по стенам - отличные панно, картины В.М.Васнецова "Ковер-самолет" и "Витязи".
- Мы собрались судить вас, - сказал Савва Иванович, смеясь... мы вас приговорили в Сибирь, в ссылку. Вот что: в Нижнем будет Всероссийская выставка, мы решили предложить вам сделать проект павильона отдела «Крайний Север», и вы должны поехать на Мурман. .. Покуда Архангельская дорога еще строится, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе «Ломоносов» по Ледовитому океану»...
  В 1894 г. живописец побывает  в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и на Новой Земле, с заездом  в Швецию и Норвегию.
  Хочется привести небольшой фрагмент из записок  самого Константина Коровина.  Это случилось в самом начале пути из Вологды в Архангельск,  в это время там шло строительство железной дороги:
"А в пять часов утра уже начиналась порубка. Свалив деревья, рабочие оттаскивали их в сторону с просеки. И внезапно один из порубщиков увидал вдали высокого, странного оборотня, который тоже таскал старательно и усердно деревья на опушке чащи. Это был огромный медведь. Он пришел к порубкам, посмотрел, что делают люди, и стал делать то же: таскал, рыча, деревья. Хотел помочь, думал - нужно.
Медведь выходил на порубки каждый день. Когда рабочие кончали работу, уходил и он. Но только работа начиналась - он уже на опушке.
Злая пуля уложила занятного бедного зверя. Когда его тушу везли в Вологду на дрезине, я не пошел смотреть, не мог."
  В этом отрывке раскрывается характер Константина Алексеевича, как  человека искренне  любящего природу, человека чуткого, сострадательного и ранимого...
  А посмотрите, насколько скромным и деликатным предстаёт художник в этом  отрывке из своих  воспоминаний  о поездке:
"Женщины северных крестьян были строгие: они вели хозяйство и блюли дом и никогда не брали в рот хмельного. В доме была чистота, дома большие, пол в горнице устлан цветными циновками. Крестьяне не спали на полу, и кухня была отдельно. Курить в доме тоже было нельзя, и я со своими красками, кистями, холстами для живописи как-то нарушил чистоту и порядок дома"...
  Русский Север... На первый  взгляд, северная природа не богата красками. Но это не так. Нужно увидеть искрящиеся оттенки снега и синевы старого дерева в срубах  деревенских домов ; сгущающиеся краски северных сумерек, обволакивающие холодом;  цвета и контрасты торжественной музыки  северного сияния;  мириады оттенков бегущих волн  северных морей и уловить ритм этого движения, передав его в полотнах...  И здесь Константин Алексеевич  показал себя непревзойдённым Мастером Света,  потрясающим  колористом, которому  подвластна самая широкая цветовая палитра...
Очарованный Заполярьем, Константин  Алексеевич  напишет  почти три десятка картин, набросков и этюдов, объединенных  темой Русского Севера : "Архангельский порт на Двине", "Архангельск" ,"Мурманский берег", "Зима в Лапландии", "Рыбная пристань в Архангельске", "Ручей св. Трифона в Печенге", "Север", "Ловля рыбы на Мурманском море" все – 1894 г., " Гаммерфест. Северное сияние "1894-1895 г. и другие.
  В 1896 г. заполярный цикл, созданный К.А. Коровиным,  будет представлен на  Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, украсив павильон "Север". Это будут "окна" в мир Русского  Севера. В. Д. Поленов так   напишет о работах  своего любимого ученика:"...северный павильон с Константиновыми фресками( здесь - работами) чуть не самый живой и талантливый на выставке..."
  Некоторое время  экспозиция будет украшать Ярославский вокзал Москвы, а затем переедет в Третьяковскую галерею, где хранится и ныне.
   
 

                Фото. Авторский  коллаж из работ К.А. Коровина.               
              Слева направо : "Мурманский берег",  "Архангельский порт на Двине",
                "Село на севере России",  "Ловля рыбы на Мурманском море",
                все -  1894 г.


Рецензии
Прочитала с удовольствием ваш небольшой рассказ о Коровине. Так уж получилось, что сейчас смотрю передачи о Третьяковке. Увлеклась русской живописью. ПОэтому ваш цикл о Малявине и сейчас о некоторых других художниках, мне чрезвычайно интересны. Иллюстрация к рассказу хороша. Особенно понравились картины "Мурманский берег" и "Ловля рыбы на Мурманском море".

Светлана Гамаюнова   14.09.2022 12:44     Заявить о нарушении
Признательна, Светлана!
/
Всех благ и вдохновений!
С теплом,

Наталья Николаевна Максимова   15.09.2022 07:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.