Потрясенная временем Продолжение главы 3

Все персонажи, имена, названия мест и события являются вымышленными. Любое совпадение с реальносуществовашими или существующими людьми, названиями мест и событиями являются случайными.

Глава 3, часть 2.
Я присела обратно к девушке.
"Как тебя зовут?" - спросила я.
"Аглая"
Христан, Аглая... Такое ощущение, что и не перемещалась во времени вовсе — сейчас тоже стараются «позаковыристей» назвать. Я помню одна семья ребенка вообще пыталась записать как БОЧ ВФ 260602...
"А Вас?"
"Кейт" - раз уж соблюдаю легенду, то нужно продолжать это делать. Между прочим, работа под прикрытием - куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Это требует невероятной концентрации. Помню в свое время где-то в какой-то книге прочитала воспоминания кажется, Диникина, но не суть. Меня, тогда начинающего опера, но уже умевшего "внедриться" в разные группы людей, сильно насмешила история: он ехал с кем-то в поезде и, чтобы не попасться "красным" проверяющим, изображал из себя поляка (по-польски, видимо, говорил очень хорошо). А при проверке документов  на вопрос "какой губернии будете?" автоматически ответил "Саратовской" и потом долго пытался "выкрутиться", объясняя, как поляк оказался Саратовской губернии. А еще генерал... Другой случай у нас рассказывали как легенду - одного нашего разведчика немцы "раскусили", потому что он хлеб разрезал на весу ножом к себе...
На первый взгляд - мелочи, но для тех, в чью среду ты внедряешься, они сильно бросаются в глаза. И могут стоить тебе многого. В моем случае, к примеру, сомневаюсь, что солдаты знают, как должен выглядеть посол поэтому, чтобы я не сказала или не сделала, они это будут воспринимать как должное, "списывая" все "непонятки" на мою должность и заграничное, как они думают, происхождение. Этот психологический механизм давно известен и часто встречается на практике. Благодаря склонности мозга все систематизировать, объяснять и упрощать многим национальностям "приписываются" определенные черты - "все они там пьяньчужки и бандиты" говорят про русских, к примеру. Или знаменитая фраза "это потому, что я черный?" - когда какой-то представитель афроамериканцев считает, что его не берут на работу не потому, что им нужны программисты, а он - дворник, а потому, что у него такой цвет кожи. Также используя этот принцип многие специально "косят под дурочка" - так жить проще и претензий к тебе меньше.
Человеческому мозгу, чтобы приспособиться к меняющемуся миру и понять, какие действие он должен предпринять, необходимо все объяснить для себя. И не всегда эти взаимосвязи очевидны для других наблюдателей. Ведь именно благодаря такой склонности человеческого мозга появились народные приметы и большая часть суеверий. Вот шел себе человек, споткнулся и ногу сломал. Лежал он потом, думал над своей судьбой и вспомнил, что ему черная кошка дорогу переходила. Его эта мысль зацепила и он начал "искать ей подтверждение", а кто ищет - тот всегда найдет. И в следующий раз, случись что после того, как черная кошка дорогу перебежала, человек уже с уверенностью будет приписывать свои неудачи именно ей (кошке). А если она перебежала и ничего не случилась - так это просто человека Бог охраняет и еще 100500 отговорок - не переделывать же в конце-концов свою теорию, даже если она не работает в 999 случаях из 1000? Точно так же возникают и стереотипы - это тоже форма упрощения информации. И т.н. "первое впечатление" также сюда относится - мало ли, в какой конкретный период времени Вы человека застали? Может, у него умер кто или его подставили, или провоцировали весь день, вот он и вел себя "неадекватно" или "агрессивно", а потом окажется, что он милейшей души человек. Но нет - уже ведь было "первое впечатление" и многие будут продолжать упорно, как бараны, искать подтверждение и видеть именно те человеческие действия, которые подпадают под их "мнение".
Ведь люди - существа крайне упертые, ведь думать - значит мозги напрягать и энергию тратить, а то и того хуже - признать, что до этого ты жил неправильно, а значит нужно перестраивать ВСЁ - свои привычки, окружение и т.д. Поэтому большинство споров оканчивается ничем и поэтому на одно и то же явление и событие существует масса точек зрения и лишь немногие пытаются все их сопоставить и проанализировать.
"А почему Вы говорите по-русски?" - искренно спросила девушка и этим вопросом загнала меня в угол. Из которого сама меня и спасла комментарием «Вы из тех, кто считает, что нужно быть поближе с народом?» - ведь ее мозг тоже пытался все происходящее для себя объяснить. И мне оставалось лишь поддакивать ну или поправлять ее, не отбиваясь, однако, от своей версии. Таким поведением оппонентов пользуются, кстати, не только разведчики - мошенники тоже. Поэтому нас всегда учили, что в вопросах не должно быть "наводящей информации", т.е. нужно спрашивать не "Вы от Ивана Анатольевича?" а "Вы от кого?".
«В данной ситуации – да. Видишь ли, Аглая, Иногда, для достижения своей цели, нужно немного подыграть толпе» - я решила продолжать ту линию, которую выбрала с шумевшей женщиной, учитывая, что, судя по одежде, они с Аглаей одного круга.
«Так Вы на самом деле не хотите помочь этим людям? Вы обманываете?» - в ее голосе звучало разочарование и чуть ли не обида. В чем помочь я уточнять не стала – чтобы не наговорить глупостей, усугубив ситуацию. Но вообще – ты о чем, девочка?! Тебя буквально несколько минут назад пытались изнасиловать (а именно к этому шло, не вмешайся я), а спасшему тебя человеку ты предъявляешь претензии в аморальности? «Вот это поворот», как говорится в известном мэме! И ханжество, если уж на то пошло – почему-то желающая «помочь людям» не едет в вагоне третьего класса, где, я так понимаю, и находится основная масса простых людей, а ехала в первом классе! Со всеми удобствами! Лично мое мнение: хочешь помочь людям – делай это сам и за свой счет, а не строй из себя «высокоморального человека». В наше время, кстати, тоже таких полно – корчат из себя «коммунистов», а своими денежками делиться не хотят, да и «работы за идею» за ними не наблюдается – другие должны, а они нет.
Таких мне в жизни встречается чуть ли не каждый второй, поэтому опыт общения с ними накоплен богатейший. Здесь работает, в основном, два подхода. Первый - «гни свою линию». Не соглашаться с оппонентом и давить на своем, иногда «ссылаясь» на что-то — какое-то постановление, распоряжения, статистику. Даже не важно, существует она или нет — на мозг неподготовленный ваша уверенность, настойчивость и «ссылки» производят ошеломляющий эффект. Но это работает, обычно, с «простыми» людьми. Люди «непростые» часто сами пользуются таким методом, поэтому с ними нужно по-другому — используем майевтику (метод, придуманный Сократом).  Когда мы даем человеку высказаться и «наводящими вопросами» загоняем его в угол, показывая нелогичность ситуации. А есть третий способ — просто промолчать. Используется, когда вы либо точно уверены, что оппонента не переубедить (а это в основном) либо когда возможный трындец перекрывает собой возможные ништячки. В моем случае, если предположить, что мы имеем дело со снобкой из высшего общества, считающей, что она знает как лучше и что делать, а также учитывая тот факт, что разговор под влиянием эмоций (ее) может вывести в самые неожиданные места и привести к моему раскрытию, я предпочту смирится и «не будить лиха». Просто прикинусь «дурочкой» и быстро переиграю предыдущую свою фразу.
«Извини, Аглая, - просто еще не все русские слова могу использовать в их точном значении. Я имела в виду, что народ нужно подготовить к тем позитивным переменам, которые его ждут».
Выражение лица девушки сразу изменилось на более радостное.
«Да, я тоже так считаю! Нужно, чтобы и простые люди стали жить лучше!» И тут Остапа понесло, как говорится.
«И нужно покончить с эксплуатацией женщин! Их нужно освободить от брака!»
Я аж чуть не поперхнулась — смелое заявление.
«В каком смысле «освободить»?» - чуть ли не на автомате спросила я.
Аглая, уже заметно раззадорившись, с горящими щеками и глазами, и широкой жестикуляцией — такой что даже нескольких солдат задела за шинели — пояснила:
«Женщина не должна быть прислугой в доме! Она должна также работать, также развиваться, как и мужчины! Недопустимо, что женщинам не дают паспортов. Да, вы скажите» - посмотрела она на меня горячим взглядом — что есть случаи, когда вступают в фиктивные браки и отправляются учится или путешествовать. Но ведь это — единицы сознательных мужчин, которые дают такую свободу единицам сознательных женщин! Ведь не все же «Что делать?» Чернашевского читали! А как же основная масса, на всю жизнь прикованная к нелюбимому, за которого выдана насильно?!»
«А почему нельзя развестись? Не нравится — не живи с ним» - высказала я свою позицию и получила шквал эмоций.
«Вы что! Церковь же не дает развода! А если и дает — это же единицы из миллионов!!»
«А при чем здесь церковь?» - продолжила недоумевать я.
Девушка, в полном удивлении и недоумении выпалила что-то по французски. Видимо, что на этом языке ей было общаться удобнее, чем на русском. Потом, во-время спохватившись, вернулась к «общепонятному» (т. е. единственно для меня доступному) языку.
«Как при чем? А кто же сочетает браком? Мне казалось, что и в Америке так?» - в голосе девушки под конец фразы уже слышалась неуверенность.
«Погодите-ка» - встрял уже известный мне усатый солдат. «Что значит, что «и в Америке так?»  Разве Вы не помощница американского посла?!»
Вот сволочь усатая! И что теперь делать??! Думай Катя! Твоя шкура от этого зависит!!! А в глазах Аглаи мелькнул страх и отчаяние. Спасло то, что в таких ситуациях она впадает в ступор, а не начинает тараторить без умолку.
«Так я помощницу из местных взяла — мне ее порекомендовали, вот сейчас везу ее начальству показать» - спокойным тоном, не показывая никакого волнения, нашлась я. Вроде, солдат этот ответ удовлетворил. А за этим усачем нужно присматривать. Какой-то он подозрительный. И, в отличие от остальных, вслушивается в детали и пытается «за язык» поймать. Вполне возможно, что из чекистов. Или как там их сейчас называют.
Аглая посмотрела на меня с восхищением и благодарностью — второй раз я спасла ее. Хотя в этот раз думала исключительно о своей - после лицемерия о «помощи людям» мое сердце от нее немного «отлегло».
И, чтобы не дать усатому развить тему с допросом я вернулась к предыдущему разговору.
«Нет! У нас, в Америке, браки регистрирует государство, и развестись можно, если друг друга не устраивают партнеры» - сказала я. Честно говоря, фиг его знает, как там в это время в Америке! Но, раз человек не в курсе (тем более этого не знает солдатня), а мне нужно поддерживать свой имидж, я буду рассказывать, как у нас сейчас.
К тому времени нас с интересом слушала парочка солдат. Наверное, можно было даже сказать, что начался формироваться такой себе «кружок слушателей». Очередной раз убеждаюсь, что люди — существа очень странные. Те, кто еще недавно хотел эту девочку изнасиловать сейчас ее внимательно слушает.
«Вот и мы этого хотим!» - к Аглае вернулось воодушевление. - «И чтобы равны были в трудовых правах! Чтобы зарплату платили такую же, как и мужчинам! И чтобы все профессии женщины выбрать могли!»
Один солдатик таки встрял в беседу:
«А детей куды девать? За хозяйством хто глядеть будеть, ежели муж на службе?»
«А детей должно воспитывать государство! Специально обученные люди! Вот как меня учили!» - с жаром ответила она.
«Ну так Вас учили в пансионе» - встряла я.
«Ну так всех будут! Все дети — и рабочие, и крестьянские — должны иметь доступ к хорошему образованию! Я вот еду в такую школу учителем!».
На этой фразе усатый опять оживился — глазки блеснули и рот уже открываться начал. Все-таки как много значит случай в нашей жизни — как я выворачиваюсь и стараюсь легенду создать, а хватает всего одной мелкой необдуманной фразы другого человека и все — всей легенде может наступить конец. А еще говорят, что все в нашей жизни зависит от нас...
И я встряла в разговор, чтобы усатый не успел.
«Да, Аглая, школу мы для тебя уже при посольстве подготовили — так что не волнуйся» - на этих словах я положила ей руку на ее ладонь и сжала. Девочка посмотрела на меня недоумевающе, но потом, видимо, опомнилась и вспомнила про нашу легенду.
Я же, дабы сбить толпу с толку, продолжила, уже глядя на солдатскую массу:
«Мы за то, чтобы все дети в России были просвещенные и все были равными без деления на классы!». Кстати, ирония судьбы — я как и большинство моих соотечественников к американским фондам и помощи отношусь, мягко говоря не очень. А сейчас вынуждена ими прикрыватся, чтобы выжить и вернутся домой.
Аглая же, судя по всему, оказалась все-таки не снобкой, а просто наивной. Ее учили хорошие учителя, но так ведь и в пансионах не миллионы обучаются. А где взять хороших учителей и воспитателей не на тысячи избранных, а на десятки миллионов детей? Но идея сильна, а о практике этот ребенок не задумывался. Как, впрочем, и те, кто эти идеи в ее голову вложил. Да и вряд ли она имеет представление о том, что такое «дети обычных людей» - ездит же первым классом, а не третьим. Кстати, почему она, при таком пыле и искренности побуждений — в конечном итоге, едет же работать учителем — не едет вместе с народом мне так и остается непонятным. Скорее всего, это ее наивность и ограниченность опыта — ведь так часто бывает, что человек все судит только по себе. И если в его кругу все хорошо, то он думает, что везде так. И если его работа легкая, то он думает, что у всех так. «Жизнь — это большая дорога» - говорят шоферы. Но это не значит, что жизнь вообще такая, это значит, что их жизнь такая, ибо с другим они не сталкивались В конечно итоге эта ее наивность сыграет с ней злую шутку.
Тем временем в разговор вступил еще один солдатик и наша дискуссия начала принимать формат митинга.
«А ежели детей в пансионы всех отправить — хто ж тады урожай собирать будеть и в поле пахать?»
«Поля будут обрабатывать специальные работники» - уверенно ответила Аглая.
«Это ж иде мне столько денег взять, кабы рабочим за пахоты заплатить?»
«Им платить будет государство!»
Тут встрял другой солдат:
«Та погоди ты с работниками! Это ж что получается — маво дитя другие воспитывать будуть а он потом р'одново отца не признаить?! И в старости обо мне и не вспомнить?!!»
«О вас в старости будет государство заботится!»
«Ага, оно уже позаботилось» - недовольно встрял другой. - «Оно мне выдали ботинки осенью, а в них подошва картонная. Размокла, я ноги проморозил, а госпиталей не было! Да и я не один такой» - и, обернувшись к другим, спросил - «Верно я говорю, товарищи?!»
По толпе прошел одобрительный гул. И вообще разговор стал приобретать нежелательные для нас агрессивные нотки — могло закончится потасовкой, что меня категорически не устраивало. Поэтому я вмешалась, напрягая всю свою память, пытаясь «достать» свои скудные знания по истории:
«Так то ж при царе. Сейчас все изменится, товарищи. И жить будет намного проще! Вот сейчас домой вернетесь, наладите жизнь, а там видно будет — учредительное собрание все решит!» - выдала я им  ту кашу, какая была в моей голове. Ну, хоть про киборгов и интернет не вставила в волнении — уже хорошо.
«Станция скоро! Готовсь за водою идтить!» крикнул кто-то и толпа начала поворачиваться в сторону выходов, что нас и спасло. Мне же нужно было найти Христана и продумать свое поведение с усатым.


Рецензии