Артефакт. 13. Элламарис - послание

Никогда ещё ЛланРруку не было так хреново. Даже в тот день, когда он заплыл слишком далеко в открытое низководье и его схватил орвуал. Тогда были возможны два исхода, и оба клали конец его мучениям: орвуал мог проглотить его или выплюнуть. Сейчас же аллеворрцу казалось, что с ним проделывают обе эти процедуры одновременно, причём без надежды на завершение. Правда, жевали, глотали и выплёвывали не его тело, а сознание.

Он отчаянно пытался вспомнить светлые моменты прошлого, надеясь, что скоро умрёт. Но вместо этого вспоминался лишь злосчастный Совет, на котором ЛланРрук, собрав большую стопку отчётов по переговорам с так называемыми "Друзьями", предложил экзаменовать бурмасян на предмет готовности быть контактёрами. Предложение произвело в Совете фурор... Хотя, по правде говоря, ЛланРрук не мог оценить реакцию большинства Советников - даже его опыт контактёра пасовал перед этим пантеоном странных и разнообразных существ. Некоторых Советников он никогда не видел и не мог понять, как они узнают о заседаниях и принимают решения (в основном, это были представители цивилизаций 3-го уровня). Но интуиция подсказывала ему, что именно эти отсутствующие играют в Совете главную роль и управляют ходом дискуссий. Наверно, они благословили идею аллеворрца и отправили его самого отдуваться с её реализацией. Но те Советники, которых ЛланРрук знал лично - особенно видевшие бурмасян - отнеслись к идее со скепсисом.
               
- Работать с бурмасянами - это вулкан какой-то, - ворчал Иоаоэоуй. - Вулкан какой-то. По правилам, с эмпатами из соображений безопасности работают только эмпаты и телепаты. Да, эмпаты или телепаты. Обычный разумник не поймёт, что его сознание подвергается искусной обработке, не поймёт он, не поймёт. Но я не могу с ними иметь дело, не могу, не могу и ещё раз не могу.
- Почему не можешь-то? - осведомился ЛланРрук и, по старой привыке копировать стиль речи собеседника, повторил:
- Почему же, почему?
- Они взрывают мою черепушку, угнетают мою черепушку, гасят мою бедную черепушку. Их мировоззрение подобно тёмному ущелью, а мысли полны страха, ужаса полны они перед грядущим и мрачных мыслей о смерти. Они никогда не улыбаются, не смеются они и не улыбаются. С ними я словно умирающий песок у подножия треснутой скалы, песку я подобен и стеклу заледеневшему. Пару раз я хотел выпрыгнуть в открытый космос и помереть, задохнуться в вакууме и помереть я хотел, читая их чувства. Потом долго лечился от депрессии я, лечился, лечился, и вот здоров.
- Понятно, - сказал ЛланРрук, чувствуя, как на него наваливается депрессия, описанная Иоаоэоуем. - Значит, эмпату с ними работать слишком тяжело, и поэтому Совет решил послать меня. Благо, у меня есть опыт общения с бурмасянами.
- Опыт, опыт, что твой опыт, какова польза от опыта твоего невеликого? Или бурмасяне воздействовали на тебя, влияли на тебя, внушали тебе эмоции свои?
- Не знаю. Может, и внушали.
- Да нет же, не влияли они на тебя, иначе ты понял бы это, почувствовал бы и понял, что воздействуют они эмоциями своими на твоё сознание, воздействуют и влияют! Но не было бы пользы тебе от этого понимания, пользы не было бы, ибо слаб ты рядом с ними.
- Интересно... - задумался ЛланРрук. - Ты эмпат, и ты воспринимаешь эмоции других эмпатов очень ярко и обострённо. Но ты можешь им противодействовать. Я не эмпат... или почти не эмпат - может быть, у меня есть эта способность, просто она очень слаба - и восприятие моё слабое, но и сила противодействия тоже. Интересно, а если представить себе такое существо, которое совсем лишено эмпатии? Мёртвое ходячее тело или робота, не воспринимающего эмоции и не продуцирующего их? Будет ли он полностью защищён от воздействия эмпатов?
- А если бы и был такой робот, и мёртвый, да, мёртвый робот, лишённый чувств! Какая польза от него без чувств? Разве что цифры складывать польза, такая только польза может быть от робота без чувств. Он же не сможет принять решение, нерешителен он будет и равнодушен, равнодушен и недвижен от своей нерешительности, ибо чувства не будут его мотивировать, не заставят действовать, и будет он как мёртвый калькулятор бездеятельный, хоть и защищённый, да, защищённый своим бесчувствием. А бывает ещё и так: так бывает, что существо наполнено эмоцией мерзкой, да, мерзкой и отвратительной настолько, что сливаться чувствами с ним не хочется, мерзко влиять на него, отвратительно проникать в его сознание. Такое существо тоже будет защищено, да, защищено своей мерзостью.

Вот оно! ЛланРрук, мысли которого вернулись к неприглядной реальности, вдруг понял, что нашёл решение, и не смог вскрыть искру радости.
- Ты чего? - подозрительно уставился на него Ангуан.
- Рагас, проверь, не позвал ли этот скотина подмогу, - торопливо сказал капитан Ниглео. - Надо отсканировать сигналы последних тиков...
- Я радуюсь, потому что скоро сдохну, - просипел ЛланРрук, - так мне, подонку, и надо.
- Верно, - нахмурился Ангуан. - Верно говоришь.
- Как я мерзок был в своём самодовольстве, полагая, что вершу судьбы цивилизаций! Ластился к переговорщикам, прикидывался добреньким - а на самом деле, мне было плевать на участь тех, с кем я контактировал. Сколько их погибло из-за последствий моих торопливых решений... Глубины, какой я подонок!
- Ты и впрямь мерзок, - скривился Ангуан, - давай, завязывай с разоблачительными речами.
- Я ещё и трус, - всхлипывал ЛланРрук, - я ни разу не осмелился взглянуть на последствия установленного контакта. Я покидал гостеприимную цивилизацию, напакостив ей исподтишка, сломав судьбы восьмерным восьмёркам существ, и быстро исчезал, слиняв на другой конец Галактики. Как же меня, наверно, все ненавидят - меня, мерзкого трусливого слизняка!
- Перестань! - крикнул Ангуан. - Меня сейчас стошнит.
- Убейте меня скорее...
- Сам себя убей.
- Я не могу, я слишком труслив для этого...
- О звёзды! - Ангуан схватился за голову. - Я больше не могу это слышать.

Ниглео отвернулся к стене, торопливо набирая что-то на портативном экране. Вид у него был такой, будто его действительно сейчас стошнит. План ЛланРрука сработал: его сознание наполнилось столь неприятными чувствами, что бурмасяне невольно ослабили эмоциональный контакт с ним. Давящая ненависть угасла, и ЛланРрук почувствовал, что может управлять своими конечностями.

Контактёр быстро нажал на маленький рычажок, переключающий аквариум в режим фьють-фьють. Аквариум рванул к пульту управления, врезался в программиста Рагаса, и ЛланРрук с Рагасом раздетелись в разные стороны. Капитан Ниглео поплыл к ним, выхватывая из кармана какой-то предмет (скорее всего, не слишком приятный предмет, подумал ЛланРрук), но невесомость сыграла с ним дурную шутку - оттолкнувшись от стены, он не мог изменить свою траекторию, пока не долетел до противоположной стены. Аквариум с его встроенным реактивным движком легко маневрировал в режиме фьють-фьють, так что ЛланРрук, прежде чем на него навалилось чувство страха и ярости, ещё успел увернуться, рвануть вдогонку Ниглео, дать ему в живот и зависнуть возле барахтающегося капитана. Аллеворец вытянул щупальца из аквариума и захватил тонкие отростки на конечностях капитана, вырывая из них неприятный предмет. Все разумные существа устроены по-разному, но у всех есть нервная система, и чувствуют боль они примерно одинаково...
- Стойте! - заорал ЛланРрук. - Перестаньте давить мне на психику, иначе я начну ломать Ниглео отростки. Я буду ломать их медленно, один за другим. Это будет очень больно, и вы все почувствуете эту боль... Хорошо, вот так уже лучше. Давайте поговорим.
- Говори, мерзавец, - прошипел Ангуан. - Тебе всё равно не уйти от нашей ненависти.
- Так, давайте сперва разберёмся с вашими чувствами - меня этот вопрос, как бы это сказать... очень сильно затрагивает. Вы не испытываете такой ненависти к Гиллерво Айентейя... Или, скажем, к Аэннару Затомису, или к Эллеро Карна. Да, это неоднозначные бурмасяне, о роли которых в развитии бурмасянства спорят ваши историки. Но все они, как и я, повлияли на ход ускоренной интеграции.
- Не сравнивай себя с Гиллерво, слизняк! Да, Гиллерво предал моего прадеда - но он погиб, как герой, пытаясь защитить то, что ещё осталось на Бурмасе.
- Гиллерво погиб на Бурмасе... Аэннар и Эллеро тоже мертвы - но дело не в этом. Они жили вместе с вами на Кадмоне. Они, как и вы, испытали ускоренную интеграцию на на своей шкуре. А я походя решил вашу судьбу и полетел дальше, потеряв к вам интерес... Поэтому я для вас - чужой.
- Ты стал Советником, важной шишкой... На наших смертях нажился.
- Подожди! - крикнул ЛланРрук, поняв, что баланс боли и гнева в сознании Ангуана начинает клониться в неправильную сторону. - Советником мне больше не быть, после этого Экзамена. В любом случае он окончится провалом - а ведь это была моя идея, я лично за вас поручился.
- Как ты посмел...
- Я готов стать одним из вас. Жить на Кадмоне.
- Что?!
- Я приму бурмасянское гражданство. Это значит, что мне придётся поселиться на Кадмоне - больше-то негде. На этой вашей адской планетке, которую вы ненавидите. Я готов жить в вашем самом кошмарном месте, где ваши мудрецы испытывают себя на прочность. Как её там, это долину... Тандальо. Летом буду сидеть в лужице, осенью - мокнуть под дождём, зимой уйду под лёд, а весной на меня будут падать потоки с гор и унесут меня в какую-нибудь глеррову бездну под горой. Если я стану гражданином Бурмаса, я автоматически приму на себя часть вашего совокупного долга перед арендодателем Йесом. Огромную сумму, которую мне вовек не выплатить - а значит, я, как и вы все, буду пожизненно работать на Йеса. Строить на Кадмоне осэйшии для иссиаев.
- Ты псих.
- Я знаю. Но я рад, что к твоему гневу прибавилось удивление.

Ангуан хотел что-то сказать, но морщившийся от боли капитан перебил его:
- Да селись на ты Кадмоне где угодно, хоть в Доме-на-стене. Мне плевать. Главное уже сделано: Экзамен сорван, и скоро мы отомстим Аэнгану. Мы докажем всей Галактике, что бурмасяне - гордый и свободный народ, который сам решает свою судьбу и обходится без подачек Ядра.
- Пожалуйста, отмените программу для Иглы! Жители Аэнгана неповинны в ваших бедах.
- Кто её отменит? - Ниглео показал свободной конечностью на медленно плывущее в воздухе тело Рагаса. Из верхнего отростка главного программиста сочилась красная жидкость, капли которой тоненькими бусами повисли в воздухе.
- Он мёртв или без сознания?
- Я не имею возможности это проверить.
- Судьба Экзамена висит на волоске! Если вас не волнует Аэнган, подумайте о бурмасянах.
- Бурмасянам пора перестать полагаться на добрых дяденек из Ядра и начать жить своим умом. Мы куда сильнее, чем вы думаете. Мы подчинили себе сознание двух Советников - и это только начало.
- Вы куда глупее, чем я думал. Неужели вы думаете, что у Ядра нет эмпатов? Что оно позволит вам зайти слишком далеко?
- Оно уже позволило. Впрочем, наш разговор бесполезен, - хихикнул Ангуан, - ведь Игла стартует через несколько тиков.
- Как через несколько тиков?! Неееееет! - заорал ЛланРрук, и его аквариум рванул к пульту управления.

Увидев, что Ниглео свободен, Ангуан бросился наперерез Советнику, но Ниглео, потирая покрасневшие отростки, крикнул:
- Стой! Это приказ!
- Капитан... в чём дело?
- Успокойся, Ангуан. Тобою сейчас движет жажда мести. А ведь слизистый гадёныш дело говорит. Если он останется на Кадмоне в заложниках, у нас будет рычаг давления на Ядро.
- Ты посмотри, что он делает!
- Вы что, умеете программировать Скоростные Иглы? - удивлённо спросил капитан.
- Нет, но я умею портить программы, - ответил ЛланРрук, сосредоточенно водя щупальцами по монитору, перечёркивая длинными линиями сплетения программного кода, удаляя целые блоки, переставляя их местами...
- Ты что творишь?! - ахнул Ангуан, но его перебил громкий металлический голос:
- Готовность нулевой степени к старту МСИ! Пожалуйста, сохраните программу. Началось автосохранение программы...

Монитор погас, прежде чем ЛланРрук успел сделать что-то ещё. Ниглео и Ангуан остолбенело смотрели на него - пока вспышка в иллюминаторе не вывела их из оцепенения. Сверкающий белый шар, в который упёрлись три лазерных луча из гибнущей сферы-колыбели, стремительно удалялся от станции, набирая скорость. Он превратился в яркую белую звезду в небе, потом из белой звезда стала жёлтой, красной, тёмно-багровой и померкла - эффект Даблиэра из-за её быстрого движения привёл к смещению спектра света в инфракрасную область. Ещё через несколько тиков бездушный металлический голос, получивший сообщение из ближнего космоса, сообщил:
- Старт МСИ осуществлён успешно. МСИ вошла в первую червоточину. Транспортировка работает по плану.
               
ЛланРрук был готов убить идиота-робота с его неуместным оптимизмом - впрочем, откуда тому было знать о произошедшей катастрофе? Скоростная Игла ушла в червоточину с испорченной программой - и никто теперь не мог знать, куда полетит и как сработает смертоносный снаряд.


Рецензии