Апокал. Рёв 102

ЗНАЛИ  БЫ  ОНИ,  ЧТО  ПРИНЕСЁТ  ИМ  ЭТОТ  КАСАТИК !



Иллюстрированный вариант книги "Критика чистого чувства" смотрите и читайте:
- на авторском сайте Анатолия Бочкарёва   "Ревущаябочка.рф"
https://bo4ka-rev.ru

- на авторском канале А.А.Бочкарёва - в Яндекс Дзен -  "Ревущаябочка".
Статьи и нарративы из книг автора. С использованием документальных фото, картинок и анимации.
Источник изображений: https://images.yandex.ru



                *    *    *


СТОЯЛИ САМЫЕ напряжённо-солнечные, зенитные дни-недели нацистской «конструктивной оккупации». Метался по необозримой перестрой-площадке лёгкий на подъём и разворот золотой золингеновский ключик, отмыкая-сезамя подряд все двери и засовы. Повсюду сажал он и сеял уставы с нормативами германского «нового порядка». Предписывал для каждой возможной ситуации необходимый порядок действий, по порядку всё и вся рассчитывая и расставляя.

Облик и суть, форма и содержание -  всегда чрезвычайно важно знать, что менять сразу, что постепенно, через кого что получать. Имена (судьбы) улиц, городов, сёл, учебные  программы, научные разработки-планы, -  всё-всё-всё! Только засучивайте рукава! Твёрдо и непреклонно двигайтесь вперёд! «Мы наш, мы новый орднунг строим!..»

СГОРЯЧА некоторые военные коменданты, едва войдя на какой-то срок в должность, сразу меняли название улицы Сталина на Гитлерштрассе, улицы Брусилова например на Бисмаркштрассе, громогласно объявляли о введении главнейшего официального праздника «нового порядка» -  Дня рождения фюрера.
Не только улицы, но и посёлки, совхозы, даже госхозы и госимения некоторые реформаторы пытались «освободить» чуть ли не одним приклеиванием им имени-судьбы великого вождя новой мировой Перестройки. 
(ГАСК.  Газета "Пятигорское эхо", № 6, 21 августа 1942 г.).


СМЕНЯВШИЕ ИХ ДРУГИЕ мелкие, но более толковые прорабы, продолжив отмену прежних названий и содержаний, уже склонялись отдавать решение проблемы новых наименований и прочего такого самим жителям городов и сёл. «Просьба» была одна -  лишь бы не по-большевистски -  пусть именами русских дворян, поэтов-писателей, хоть полководцев и царей.
 
Со временем к оккупантам пришёл ещё более уравновешенный подход (по мере вступления в дело главных перестроечных сил из Берлина). Сначала лишь госхозам и крупным предприятиям стали присваивать порядковые номера. Затем вышла соответствующая директива и ортскомендатуры принялись настойчиво рекомендовать старостатам и бургомистерствам присваивать порядковые номера и улицам, а населённым пунктам возвращать их прежние, исторические наименования.
С дублированием на немецком, разумеется. (На английском будет в следующую Перестройку).
(Там  же;  Таганрогский  филиал ГАРО. Р - 619, оп. 1, д. 66, л. 7).


   
СТОЛЬ ЖЕ БЕСЦЕРЕМОННО и вполне расчётливо компоновались новые учебные программы в школах -  первым учебным предметом почти повсюду ставился опять же немецкий язык. Как и повсюду.
Однако тут же следовало разъяснение из рейхскомиссариата или самого Восточного министерства. Из него становилось понятно, что и в этом деле необходимо проявлять гибкость, обязательно приноравливаться к местности и непременно прислушиваться к долгосрочным перспективам, веющим из Берлина.

Вот одна из них:
«Для имперского комиссариата Востока немецкий язык является решающим с расчётом сознательно проводимой ассимиляции. На Украине требование об обязательном знании немецкого языка для всех отклонено. Но для Кавказа было бы целесообразно ввести немецкий язык в качестве обиходного...». 
(ГА РФ. Р - 7445, оп. 2, д. 99, л. 137).

Фактически во всех учреждениях на оккупированной территории России, в школах тоже, после немецкого языка ставилось обязательным ещё и изучение замечательной биографии Гитлера, его трудов и деяний. 
(ГАСК. Р - 1059, оп. 2, д. 13,   л. 1).


В ПОДАРОЧНОМ НАБОРЕ «ДЛЯ ВСЕХ» у немцев было припасено и самое-самое главное. 
Отменив многие большевистские праздники, например, ноябрьские, нордические перестройщики НЕ НАШЛИ НИЧЕГО ЛУЧШЕГО, как навязать, ввести дополнительно к оставшимся и воскрешённым религиозным -  ещё и свои. То есть, фактически вставить галерею НАЦИСТСКИХ ПРАЗДНИКОВ в первую шеренгу православных красных дней (и тем вызвать не одну ухмылку в стане врагов и возрастающее разочарование даже среди самых приверженных им групп местной интеллигенции).

ПРАЗДНИЧНЫМ теперь считался день взятия немцами данного населённого пункта.  (Таганрогский филиал ГАРО. Р - 619, оп. 1,  д. 262, л. 116).
Дата нападения Германии на Россию, 22 июня, («господа писари, какой восторг!») -  тоже стала красной в календаре.  (Там же).
Величайшим из дней теперь вполне по-ельцински считался и отмечался соответственно день прихода народного вождя к власти (30 января -  назначение Гитлера рейхсканцлером). 
(Там же. д.321,  лл. 20-25).
И конечно опять же его, фюрера, каждый день рождения.  (Там же. д. 224,  л. 11).



ВОТ РАСКЛАД официальных праздников «нового порядка», повсеместно введённых в оккупированной части России.
30 января -  день прихода нацистов к власти. 24 февраля -  день рождения НСДАП.
Март-месяц: по каждому ГАУ в рейхе и по каждому комиссариату или даже округу на Востоке, в России, в этом месяце устанавливался свой обязательный День памяти своих, местных, «региональных» героев.   

20 апреля -  День рождения Гитлера. 1 мая -  День труда. Велено также когда-либо в мае, по местному  усмотрению, радоваться Дню матери. 
22 июня - праздник не только Нападения-Освобождения со стороны Германии, но и праздник «Солнцеворота».
В сентябре отмечались празднествами ежегодные восьмидневные съезды НСДАП  в Нюрнберге. 
В октябре (столь же привязываемо к местности) - Праздник Урожая, а так же почти идентичный ему  Праздник «крови и почвы». 

9 ноября -  один из главных праздников, годовщина «пивного путча» («ноябрьской революции») 1923 года. Пантеон великомучеников той революции возглавлял Шёбнер-Рихтер. В этот день, как и вся нацистская Германия, оккупированная Россия должна была склонять свою голову перед памятью о великом русском немце, основателе нацизма и друге Гитлера, спасшем ему жизнь.
НАКОНЕЦ, 25 декабря -  «арийское Рождество», оно же и праздник «зимнего Солнцеворота».

Большими праздниками при «новом порядке» считались даже дни расформирования колхозов, образования ТОЗов и иных «многодворок».  (Там же. д. 44,  л. 162).
Столь же значительными национальными праздниками были объявлены дни Пасхи, Троицы, Рождества православного, Ивана Купалы.  (Там же. д. 224, л. 11).
Гуськом выстроились красные даты отраслевые. Например, был установлен общегражданский День Культуры.  (Там же. оп. 2, д. 71, л. 17).



БОЛЕЕ ОСНОВАТЕЛЬНО и проработанно подошли немецкие нацисты к СИСТЕМНОЙ РЕФОРМЕ ключевых отраслей культуры -  народного образования, а затем науки и искусства.
Они-то вообще явились предметом особой опеки со стороны ревнителей «нового порядка» -  народное и высшее образование, наука и здравоохранение. И уж, безусловно, предельно затюканная большевиками «свобода совести и вероисповедания».

Через полтора месяца после начала оккупации в маленьком Кисловодске, например, уже работали две мужские и три женские гимназии, семь общеобразовательных семиклассных училищ,   (ГАСК. Газета "Пятигорское эхо", 18 октября 1942 г.).
в Минеральных Водах -  начальные, несколько мужских и женских средних школ и мужская гимназия. 
(ГАСК.  Газета  "Кавказский вестник", 20 декабря 1942 г.)

В Таганроге помимо таких заведений на дотацию от бургомистерства в 60 тысяч рублей открывались ещё  и ремесленная и сельскохозяйственная школы, плюс к ним, как и повсеместно - музыкальные школы, ремесленные и сельскохозяйственное училища. Особенно разнообразен был подбор «куда пойти учиться» унтерменшам в оккупированном Ставрополе. 
(Таганрогский филиал ГАРО. Р -  619, оп. 1, д. 111, лл. 22, 45; д. 162, л. 5. ;  Там же оп. 2, д. 19, л. 28, 52.;  Там же.  Р - 600, оп. 1, д. 799, л. 11.;  ГАСК.  Газета "Ставропольское слово", 6 ноября 1942 г.)

ПО СЁЛАМ, ДЕРЕВНЯМ, СТАНИЦАМ, дело, конечно, двигалось и медленнее и иначе. Гимназии не организовывались, а в первую очередь открывались начальные школы, затем средние.   (ГАСК.  Р - 1852, оп.12,  д. 33, л. 140).
Число учащихся там росло так же довольно значительными темпами.  (ГАСК.  Р - 1368,  оп. 1,  д. 1, лл. 10, 11).

Ремесленные училища в городах и бывших райцентрах обучали специальностям токаря по металлу и дереву, слесаря и кузнеца, электромонтёра, модельщика, формовщика, столяра. Практическая обкатка новых специалистов проходила на действующих промышленных предприятиях.  Только после этого дипломы признавались действительными.
(ГАСК.  Газета "Ставропольское слово", 6 ноября 1942 г.)



СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УЧИЛИЩА и сельские средние школы давали соответствующую своему профилю профессиональную ориентацию и обучение. Но жёстких специализаций -  «только село» или «только город» -  при немцах нигде не было. В городских средних школах, например, помимо общеобразовательных дисциплин также давались уроки ведения домашнего и отдельно сельского хозяйства.

Помимо академических классов, создавались ещё и специальные производственно-технические группы, в которых дети и учились ремеслу и работали: по пчеловодству, птицеводству, шелководству, цветоводству, рукоделию (вязание, шитьё, кулинария, сервировка стола).
Существовали «плотнично-столярные» и «корзиноверёвочные» группы и много ещё иных подобных, по ремёслам.

В СОДЕРЖАНИЕ такого, с чрезвычайно широким диапазоном как профессионального, так и учебно-воспитательного обучения по общеобразовательным дисциплинам (математика, русский язык письменно и устно, рисование, чистописание, пение, физкультура, а с четвёртого класса -  изучение немецкого языка и биографии Гитлера) - 
повсеместно, КРОМЕ ГИМНАЗИЙ, помимо непосредственного изучения этих предметов вводилась палочная система наказания. В общем, как в добрые старые времена.
(ГАСК. Р - 1852, оп. 12, д. 33, л. 140;  Газета "Пятигорское эхо", 10 октября 1942 г.).


ПЛАТИЛИ ЗА ОБУЧЕНИЕ ТАК. В первом классе с родителей брали по 20 рублей в месяц, во втором классе - 30 рублей, в третьем -  40 рублей, в четвёртом -  50 рублей в селе и 60 рублей в городе. С пятого по седьмой класс -  и в селе и в городе родители должны были отдавать по 200 рублей за год пребывания ребёнка в школе, а с восьмого по десятый -  по 300 рублей. Это не слишком отличалось от оплаты за начальный период обучения, а иногда даже и меньше выходило, что конечно стимулировало дальнейшее обучение.  Всё зависело от успеваемости ученика.

Для хорошо и отлично успевающих в учёбе школьников предусматривалось ещё более значительное снижение оплаты ПО СКОЛЬЗЯЩЕМУ ТАРИФУ (в зависимости от степени успеваемости). Так что и родители и дети попадали в жёсткие, но достаточно справедливые условия естественного отбора.  Лучше учишься -  меньше платишь.
(ГАСК. Р - 1852, оп. 12,  д. 33,  л. 40;   ГАКК.  Р - 498,  оп. 1, д. 19,  л. 116).
«Обезьяний лоббист» арийский дедушка Дарвин с портрета на школьной стенке удовлетворённо потирал свои естествоиспытательские белесые ручки: все-ех выведем в люди!



САМЫМИ ТРУДНЫМИ ШАГАМИ в новой школьной жизни, как и в природе, оставались первые.
Затем уже появляющиеся успехи приводили к новым победам, к облегчению продвижения в учёбе. Очередные достижения при надлежащей старательности могли вызвать приход следующих. И так далее.
Отбор становился мягче и уже не только зубки-когти или простое прилежание требовались деткам, чтобы пробиваться дальше, но ещё и подключение мыслящих голов с умелыми руками.

В РЕМЕСЛЕННЫХ и общеобразовательных семиклассных училищах брали за обучение ещё меньше, потолок оплаты -  до 150 рублей в год. В гимназиях же, где учились дети, прошедшие серьёзный, часто ТЕСТОВЫЙ И ЭКСПЕРТНЫЙ ОТБОР, плата составляла уже от 200 до 300 рублей в год, с обязательным поощрением за успеваемость в виде большого снижения размеров платежей. Круглым отличникам из малоимущих семей жестокими «фашистами» вообще назначалась символическая плата. 
(ГАСК.  Газета "Пятигорское  эхо", 8, 28 октября 1942  г.).

Взимаемые за обучение средства конечно не покрывали затрат на него. Они шли исключительно на форсированное улучшение учебной и материальной базы учебных заведений, на помощь малоимущим учащимся. 

В СЛУЧАЕ НЕХВАТКИ дотационных средств казны, отделы просвещения бургомистерств и старостатов давали распоряжения экономическим управленческим структурам и те обязывали предпринимателей по сниженным расценкам чинить и делать учащимся обувь и одежду, поставлять продукты питания.



БЫВАЛО ТАК, что нуждающиеся школьники и гимназисты среднего и старшего возрастов недостаточно зарабатывали себе на жизнь в учебно-производственных мастерских и технических группах или на производственной практике, заводской либо полевой. Им там платили по максимуму, почти как взрослым профессионалам, но всё же только на время практики, поэтому деньги вскоре заканчивались.
В таком случае учащиеся обязаны были САМИ НАХОДИТЬ новые способы получения средств «для достойной жизни и учёбы».

Когда такое не удавалось (существовал перечень работ, запрещённых для подростков) -  то им предлагался выбор из уже наработанной педагогической обоймы. В частности, широко практиковались платные концерты и спектакли в пользу бедных учащихся, в которых участвовали и сами эти бедные учащиеся. Потом они вместе с учащимися остальными (и учителями) приобретали необходимые вещи и продукты в лавках, магазинах и на рынках, даже «толкучках-барахолках». 
(ГАКК.  Р - 471, оп. 1, д. 1, л. 568).


ТЕПЕРЬ ВООБЩЕ НИКОМУ НЕ ПОДАВАЛИ, даже самым отчаянным сироткам. Отныне с убогими, несчастными и прочими малоимущими никто не собирался особо нянькаться, отдариваться по прежним традициям.
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ «дяди и тёти» («тётей», кстати, намного поубавилось в таких учебных заведениях) наконец не придумывали за учеников всё «от сих и до сих», не совали им готовую жвачку, а разрешали и помогали самим изворачиваться, самим делать своё дело. Продолжая учиться, одновременно искать свой способ устроиться в жизни.

Что можно было ещё такого особого придумать на первом этапе преобразований в системе просвещения?! Дальше -  пожалуй, оставалось просто отпустить их в более самостоятельное существование. Сами пойдут, конечно теперь сами -  да ещё и поддёрнут!



ПЕРИОДИЧЕСКИ И В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ распоясавшихся активистов перестроечного процесса в просвещении также обнаруживались представители высшего, оккупационного разума. Однако они попадали туда в основном для исполнения чисто представительских, контрольных функций. 

ВОЕННЫЕ КОМЕНДАНТЫ и офицеры ортскомендатур, хозкоманд, хозинспекций и служащие рейхсминистерства по делам Востока и комиссариатов,
а с ними и старосты и бургомистры почитали своим высоким присутствием торжественные открытия школ, училищ, гимназий. Иногда они очень жёстко контролировали ремонт и постройку новых учебных зданий или благотворительных учреждений, однако в сам учебно-воспитательный процесс предпочитали в открытую не лезть. 
(ГАСК. Р - 1059, оп. 1, д. 3, лл. 25, 51; 
Газета "Пятигорское эхо", № 42, 11 октября 1942 г.).


НЕ БЕЗ ИХ «тактичного», направляющего вмешательства силами местной культурной общественности, региональными органами образования вводилась ещё одна, совсем было позабытая форма обучения -  НА ДОМУ, тоже платная. Сюда опять же непременно внедрялось изучение немецкого языка, биографии фюрера, даже профессиональная подготовка.
Со всеми условиями и атрибутами нового учебного процесса. 
(ГАСК  Р - 1852, оп. 12, д. 33, л. 140).

ПОВСЕМЕСТНО ТАК ЖЕ стали действовать добровольные учебные курсы для всех возрастов по изучению и языка немецкого и «основ нацизма». В одном Таганроге насчитывалось 33 группы таких курсов со 1138 «курсантами» - и взрослыми и подростками. 
(Таганрогский филиал ГАРО. Р - 619, оп. 2, д. 19, лл. 7-14;   ГАСК. Р - 1059, оп. 2, д. 13,  л. 1;   Газета "Ставропольское слово", 28 октября 1942 г.).



ПЕРЕСТРОЙЩИКИ местного происхождения по-немецки тщательно взялись за регламентацию образовательного процесса на всех уровнях и по всем направлениям. Они проводили контроль, перепись и непрерывный учёт всех детей школьного возраста, включая составление подборок их характеристик и других данных на них. 
(Таганрогский филиал ГАРО.  Р - 614, оп. 3, д. 9, л. 22).

Они вычисляли появившихся бродяжек, «частичных беспризорников», скрупулёзно фиксировали даже всех без исключения СБЕГАЮЩИХ СО ШКОЛЬНЫХ УРОКОВ. Ловили их и водворяли назад в школу. Родители таких детей обязательно и жёстко во всех случаях штрафовались.

Удивителен тот факт, что этим на полном серьёзе занимались также и военные из немецких комендатур, а не только работники органов просвещения управлений бургомистров и старост. 
(Таганрогский филиал ГАРО  Р - 619, оп. 1, д. 18, л. 63; 
Газета "Новое слово", 28 ноября 1942 г.).



ЭТО ЖЕ ТОЛЬКО ПРЕДСТАВИТЬ!!! С ума сойти!!! Жестокие немецкие офицеры ловили сбегающих с уроков русских недочеловечков -  и заставляли их учиться!
Классно звучит, по-любому! Но так и было!.. Какие всё-таки негодяи!!!
Какая неприятность на светлое крылечко казённо-патриотического варианта истории Великой Отечественной войны!

В то же время немцами проводилась негласная, но исключительно дотошная проверка самих учителей на благонадёжность. Может это они подстрекают своих учеников сбегать с уроков?! Тут уж ортскомендатуры иногда и местным главным просветителям, даже из бургомистров, не доверяли. 
(Таганрогский филиал ГАРО.  Р - 619, оп. 1, д. 17, л. 9).
И конечно правильно делали. Бог их знает, этих русских! Так ли уж они все хотят учиться?!


ВО ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ учебных заведениях начиналось «углубленное изучение» христианского (православного), мусульманского и даже буддистского (в Калмыкии) Закона Божьего. Каждая школа не начинала «учебно-воспитательного процесса», пока не отслужит у её дверей благодарственный молебен кто-нибудь из священнослужителей. С молитвы же начинался и каждый учебный день. 
(ГАСК.  Газета "Кавказский вестник", №  92, 24 декабря 1942 г.).

ЧУДНО БЫЛО КАК-ТО всё это бывшему народу-богоносцу и видеть и слышать. А тут ещё и попы эти, дивно наряженные по слишком древней моде, откуда они-то вообще взялись?!
Отчего так чисто по-русски говорят эти явные инопланетяне, гораздо лучше немцев?! Уже ведь подозрительно!

Да вдобавок и в колокола свои ну до того бьют, что просто оторопь берёт -  то ли всё ещё изгоняют кого, то ли уже призывают!


Рецензии