Поколение 80-х

    
           Часть 1.Лето.

    

     Когда тебе 25-кадры фильма "Жизнь" мелькают слишком   быстро,  набирая бешено скоростной темп.  Лента  бегущих дней вихрем закручивает тебя в воронку событий, ты гребешь, налегая на весла, преодолевая недобрые и добрые  "подарки" судьбы, берёшь новые высоты, падаешь, снова поднимаешься и  карабкаешься вверх. И думаешь - завтра будет лучше! И только это греет, становится мотивом, не даёт отчаяться  и отступить.

      А потом, закрученный вихрем до тошноты, спрыгиваешь с карусели жизни, и понимаешь, что ещё почти  25-ти лет не стало, и пол-жизни наверняка прошло, и потрачена  она была на многолетнюю борьбу. С кем? С собой, близкими,  с той жизнью, которой в самом деле нужно было жить, а не бороться. И ты жалеешь, о том, что удел юности - наивность, а зрелости- мудрость. Удивляешься, что эти два обстоятельства нельзя поменять местами.  И в то же время понимаешь, что без вчерашних нас небыло бы нас сегодняшних.


    

       Детство моё и моих сверстников прошло в 80-х.
Нам повезло - наши школьные дни были раскрашены в один тон сине-коричневой  формы, и такой же оригинальный оттенок алого галстука, которым мы, к слову сказать, гордились. Особым поводом выделиться из этой цветовой гаммы могло  послужить какое-нибудь внеклассное. мероприятие - генеральная уборка, например, или субботник, куда на радостях можно было нарядиться во что-то вАреное и яркое совершенно легально. Нет, конечно мы изо всех сил старались проявлять свою неформальность- эрокезы из волос, выпаленные гидроперитом до  голубизны "перья", перламутровые помады и румяна на пол-лица - об этих атрибутах нашей юности можно говорить часами и мы поговорим, когда вспомним наши дискотеки.


     Но удивительно - школу мы чтили. Независимо от того, какие успехи транслировались нами  в "мир". Плохо учиться было стыдно. Ставить перед собой цель получить "вышку"- престижно. Тогда мы, сдавая годовые экзамены, "тянули" билеты! И весь процесс экзамена был праздником, к которому готовились заранее, вызубривая дословно каждый билет, но, все равно, дрожа от страха, надеялись вытянуть самый любимый, первый, потому как именно он наверняка в тысячекратном повторении вызубривался лучше всех. Но, получив заветную "пятерку", вдруг наступало совершенное опустошение, такое же, как после долгого ожидания праздника.

      Пару дней ты не веришь в то, что все позади, и в то же время не понимаешь, как это не учиться и не готовиться к чему-то. Но потом это чувство быстро и предательски тебя покидает, потому как в твою жизнь врывается лето! Свобода! Можно долго спать, до поздна  гулять, родители все время на работе, а по сему напрягать тебя некому.

      Вечером, наспех выполнив все родительские поручения в аккурат к их приходу, ты с чувством выполненного долга и чистой совестью отправляешься в родное пространство друзей (тогда мы это называли "толпой") , где с наступлением вечера происходило самое интересное и информативное общение под аудиоустройство с  нехитрым  названием "магнитофон". Марка его- в зависимости от везения обладателя. В нашем кругу это был продукт советского  производства, и повод для гордости - портативная "Весна-от 205 до 308,  прочие "Электроники" и "Романтики" тоже имели место быть. Осознавая свою значимость, заряжали  целый день батарейки, чтобы их хватило на вечер затереть до дыр очередной альбом" "Ласкового мая".

     Нет, не подумайте, что "Ласковый май"- это был предел наших музыкальных пристрастий. С него все начиналось, нам 15-тилетним девчонкам, Юра Шатунов дал возможность наплакаться и настрадаться вволю, ввиду того, что реальных жизненных поводов для слез у нас пока ещё небыло.  Взрослея, мы в себя впитывали все. От андеграундных Кинчева, Гребенщикова, "Кино" до западных Мадонны, Боба Дилана, Фреди Меркьюри и Джорджа Майкла. О "Кино"-отдельная страница главы из жизни каждого из нас, и я к ней обязательно вернусь.

       А пока вернёмся к   "толпе".Попробую осмелиться дать этому понятию определение. "Толпа" - группа людей, обычно формировавшаяся по территориальному  признаку, достигающей численности до 20 и более человек, подгруппы её имели общие интересы, негласно несли ответственность друг за друга, поэтому право выбирать принадлежать  "толпе" или нет было за её участником. Согласитесь, это достаточно демократично и цивилизованно!

      К слову сказать, в самой толпе никогда небыло беспредела- ни алкоголя, ни Боже упаси, травки или чего похуже. Но, думаю, все это конечно присутствовало где-то "за кулисами" . То ли мне повезло, то ли общество было настолько действительно здоровым, что мы на себе никаких последствий в тот период не ощутили. Для нас, мелких девчонок, принадлежность к "толпе" давало право защиты от всяких нездоровых социально опасных элементов мужского и женского пола. Проще говоря, мы имели "крышу" на дискотеках и ничего не боялись. Но в свою очередь, вести себя  должны были  прилично, "не дурковать" и в общем из себя что-то представлять, потому как пацаны просто лишь бы "побакланить" за малолеток не "вписывались" . Но если уж случался повод для драки, то "толпа" ходила  на "толпу". И это было зрелище, я вам скажу, никак не для слабонервных. К моему счастью, такое я наблюдала лишь однажды и в подробности вдаваться не хочется по понятным причинам. Кроме того, было дурным тоном начать встречаться с мальчиком из противоборствующей "толпы", но тем не менее, и дружили, и встречались, и женились .


      Итак, лето!.
     Вы замечали, что юношеские и детские воспоминания всегда ярче рисуются  в сознании, чем сегодняшний день? Вот почему так? То ли солнце светило ярче, то ли та наша жизнь кажется нам сегодня красивым ретро воспоминанием с использованием модного фильтра? Вот и я, когда вспоминаю те картинки юности, вижу много цвета и света, притом во всем!

     Например одежда - буйство красок и оттенков! Да, огромные пухлые  кроссовки с длинными "язычками", варёные джинсы "мальвины", сшитые по "бурде" юбки с минимум тремя воланами, а  ей в цвет - контраст блуза с вырезом "лодочкой",  спортивные костюмы кислотных оттенков. Макияж яркий. Очень яркий! Вот так, чтоб за коричневыми тенями и веко небыло видно, стрелки, румяна, залитый  основательно и наверняка  лаком  "каскад" на волосах-- вот примерно такие мы приходили каждый вечер на дискотеку, чувствуя  себя звездой  величины никак не меньше    S. S. Cath, а утром наровили облачиться в тот же вид, но бдительные родители с присказкой " ты итак молодая  красивая девочка" успевали заставить умыться, не дав  миру шанс увидеть столь сногсшибательную красоту.


     Лето старшеклассницы просто обязано было ознаменоваться  появлением в её жизни парня, вернее, человека, с которым она будет вечерами, держась за ручки колесить по городу, ходить в кино и на те же дискотеки.

      Я в свои 16 довольствовалась поклонниками, "подбрасывающими" полевые букеты к воротам дома и настойчиво напоминающими о себе  светом фар мотоцикла в окнах моей комнаты. Тогда это жутко раздражало, вернее, делало тебя в глазах родителей не совсем тем эмоционально отмороженным  подростком, которого  ты из себя упоительно изображала. Но нельзя не признать, что это добавляло мне баллов в глазах подружек и делало "популярной" среди парней.

     Кому-то повезло больше, и у них вместо прыщавых ещё парнишек появлялись взрослые  красивые парни, которые и ухаживали и воспринимались родителями как-то тоже по-взрослому. Но, в таких головах, как моя тогда , ещё гуляло детство, метало из стороны в сторону,  выливалось в протесты родителям и прочие "прелести" становления личности. Нашим  флиртом были свидания назначенные с помощью  записочек и  дружеские звонки на домашний.  Для тех, у кого такого элемента хороший жизни небыло, звонок парню превращался в то ещё приключение, потому как  звонить нужно было из автомата, и важно было попасть в то время, когда трубку возьмёт именно Он, а не папа и не мама, что тоже неплохо, но пугало до жути и отнимало дар речи.


     Летние каникулы советского старшеклассника начинались с обязательной работы на полях колхозов. В нашем случае это был отъезд в лагерь труда и отдыха - событие, которое ждали и заранее готовились. Начиная с 7 класса, по очереди, в течении 2-х недель вся параллель занимала лагерь и жила одной большой весёлой и шумной семьёй. Учителя на время становились нашими родителями в прямом смысле слова - становились ближе нам и понятнее.


     Сейчас воспоминание о лагере похоже на  картинку-иллюстрацию   сказки.

      Аккуратное здание в два этажа из добротного кирпича в центре живописного лиственного леса утонуло в зелени. Вокруг даже ограды небыло - настолько оно соединилось  с природой. В столовой изумительно готовили повара. Кормили нас изобильнее чем дома и с душой, поэтому через две недели мамы вместо своих бледных чад получали  розовощеких "пухляшей". И это притом, что первую половину дня мы проводили на поле, героически сражаясь с сорняком. Для меня эта часть процесса давалась особенно сложно. Агроном этих полей и по совместительству куратор наших подвигов, попадая на мой участок работы, впадала в  истерику, обнаруживая, что вместе с сорняком я на своём пути избавлялась от всего живого и зелёного. И громогласно,  что придавало моему позору ещё более красочных оттенков и делало меня ещё популярнее среди единомышленников, удаляла меня с "поля боя" с криком "это же вредитель!! !"

      Но мне на помощь всегда приходили мои тайные и явные "поклонники", беря меня на "буксир". Конечно, все сдабривалось тем беззаботным настроением, которое может быть лишь в коллективе 14-тилетних подростков, не думающих ещё о таких глобальных вещах как урожай и его количество. И  так, между шутками, смехом, шумом и гамом мы трудились на благо Родины.


     А вечером, после линейки с "разбором полетов" нас ждала обязательная дискотека, куда мы готовились с большой ответственностью, потому как кроме наших школьных ухажеров в лагере появлялись ещё и представители местного населения. Первое знакомство с которыми давало почву для разговоров в женской спальне до самого утра.

     А после дискотеки мы получали второй ужин - пирожное "Орбита"-воздушное безе в разрезанном круглом эклере и грушевый сок. Дополнительный приятный бонус каждого вечера. И это странное  сочетание продуктов для меня так и останется символом нашей школьной  "трудяги" и того беззаботного  лета.

     Кроме того, культурная программа нашей жизни была весьма обширной- конкурсы, сценки - это было возможностью заявить о себе, и надо сказать, после трудлагеря мы смотрели друг на друга по-новому. Возвращались домой взрослыми, влюблёнными, обожающими своих наставников. Но соскучившимися  по своим  родителям и с большими планами на лето.
    
     Трудно сказать, видели ли мы уже тогда свое будущее - думаю, нет. Вернее, не всматривались в него от уверенности в завтрашнем дне. Нас, советских детей с ранних лет воспитывали для социалистического  будущего.  Мы понимали, что страна о нас заботится. Что успешная учёба-залог удачного поступления в вуз, а затем хорошего распределения. Молодой специалист сразу поступал на гарантированное в течении минимум 3-х лет рабочее место, получал жилье или становился на очередь для его получения. Имел все социальные блага, в том числе и право на ежегодное оздоровление, а при желании рос по карьерной лестнице. 

      Государством за многие десятилетия была выстроена глобальная система, которой если не противостоять, гражданин мог быть уверенным в своём безоблачном  будущем. И в этом небольшом дополнении и  заключалась  драма судеб многих талантливых и выдающихся личностей, размах крыльев которых был зажат тисками системы, надломлен, сломлен или утерян нашим обществом навсегда.
    

 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.