Идея фикс министра Трепова

ИДЕЯ ФИКС МИНИСТРА ТРЕПОВА.

I.

Инициатором, вдохновителем и главным творцом проекта «Город Романов-на-Мурмане» был Александр Федорович Трепов – министр путей сообщения, опытный администратор, сделавший успешную карьеру при императорском Дворе, хорошо знавший, как устроена механика этого института.
Трепову идея с «царским городом» виделась, очевидно, дальнейшей выигрышной карьерной ступенькой. Идея ни в коем случае не была импровизацией, продиктованной соображениями государственной безопасности и блага родине. Идея была сугубо прагматической. И это не мы отказываем Трепову в намерениях на общее благо. Не в пользу таких намерений выглядело подключение к проекту в качестве попечителя планируемого города министра Двора графа Нирода – своего родственника (не уши ли это выглядывающего прагматизма, обеспечивающего практически через подставное лицо контроль над проектом и исключающего возможную конкуренцию). Да и просто отсутствие конкретной подвижки с реализацией намеченного в проекте на государственное радение не тянуло. За восемь месяцев муссирования проекта только при царе, а в целом больше чем за год, на выделенной под город территории так и не дойдет дело до возведения зданий.
А ведь Николай II, хоть и без большого энтузиазма, но оставивший на треповском проекте с «царским городом» автограф «Быть по сему», отдельно подчеркнул, что в первую очередь надо построить поселок. Кстати, некоторые историки пытаются дату проставления этого автографа царем считать датой рождения нашего города. Нет, города в Российской империи учреждались именными императорскими указами. К тому же абсолютно не гарантия, что он обязательно бы появился.
Дело в том, что фанатом города на Крайнем Севере Николай II не был. Война закончится – Балтика и Черное море откроются – зачем этот город и порт у черта на куличках. К тому же один уже есть – Александровск. Дополнительные затраты. На железную дорогу Николай II и то согласился с учетом, что основное бремя расходов на ее постройку взяли на себя англичане. Да, порт и железная дорога нужны во время войны. А после – зачем они? Надо отдать Николаю II должное, он был государственником. В этом же вопросе оказался даже прозорливцем. Вопрос «Зачем?» сегодня самый актуальный для Мурманска

II.

Бесспорно, вопрос «Зачем нужен такой большой город на краю земли?» заслуживает и внимания и обсуждения, но вернемся к идее Александра Федоровича Трепова столетней давности.
Осенью 1916 года проект Трепова «царский город» получил неожиданно, хотя и косвенный, но солидный для разгула авторского воображения, импульс к реализации. Это была просьба Николая II: «Поезжайте, Александр Федорович, разберитесь, много нареканий поступает с Северной железной дороги». Трепов не был бы Треповым, если бы из рядовой инспекционной поездки на Мурман не извлек максимальную пользу для себя. Способности его стороной не обошли, достаточно посмотреть его послужной список: Пажеский корпус, лейб-гвардия, служба в МВД, камергер и егермейстер Двора, член Государственного совета… Да и с проектом следовало поторопиться – война близилась к концу, а после нее этот проект мог легко без наградных последствий для автора проследовать в архив.
Обратимся к известной фотографии 1916 г. с закладки храма в поселке Романов-на-Мурмане (по ряду бумаг он уже так значился, хотя в поселке этом не было еще ни одного строения). Состав высоких персон этого торжественного события впечатляет: два министра, губернатор, епископ, начальник строительства Мурманской железной дороги, командующий флотилией Северного Ледовитого океана… И это все организовал Трепов – и повод, и состав участников.
Но главное – Трепов не ошибся с приглашенным в поездку журналистом. Причем, намеренно ограничился лишь одним, видимо, помня, «что там, где знают двое, – знает свинья». Журналист суворинской газеты «Новое время» Ренников был ему хорошо известен. Знал он и о его богатой фантазии. Несомненно, принял во внимание Трепов и авторитет журналиста, как у читающей публики, так и у братьев по ремеслу. По пути следования на север Трепов достаточно подробно описал Ренникову свою идею с городом. И эти прожекты министра упали на благодатную почву склонного к преувеличениям писателя.
Министрам закладку храма выдать за закладку города было нельзя - их на это царь не уполномочивал, а морской министр Григорович и участники рангом пониже о таком подтексте торжественного события, скорее всего, даже и не подозревали. Но кто мог помешать журналисту дать разыграться своему творческому воображению и подать читающей публике закладку храма – закладкой города? Фантазер, что с него возьмешь?
Судя по тому, что вскоре после поездки на север Александр Федорович станет премьер-министром с сохранением поста министра путей сообщения, Николай II растиражированную журналистскую вольность в вину Трепову не поставил.
Премьерское кресло! Карьерный проект выстрелил? Однозначно, да. Причем с минимальными затратами – на одних декларациях (дома в поселке при царе так и не появились: первые построят в 1919 г.).
А.Ф. Трепов задержится на посту председателя Совета министров лишь 47 дней. Но здесь уже вклинится другое событие – война его с министром внутренних дел Протопоповым, которую он проиграет. По иронии судьбы, потеряв оба министерских портфеля, 14 январе 1917 года он будет назначен Николаем II «попечителем по устройству поселка Романова-на-Мурмане».

Юридически прописанного ритуала закладки города с монаршим именем в Российской империи не было. Но прецеденты были, один – буквально в двух шагах – Александровск. Примерно так же после войны, не вмешайся революция, могло состояться рождение нового города Российской империи – Романов-на-Мурмане: в присутствии царя, на фоне храма и 3-4 административных зданий, под колокольный звон и «Прощание славянки» - марширующие шеренги экипажей судов флотилии Северного Ледовитого океана.


Рецензии