Очерки этнической истории Ближнего Востока - 4, 5

4. Хетты против египтян

Тем временем Супилулиумасу наконец удалось подчинить себе Угарит, а затем царство митаннийцев, арамейский Дамаск и выйти к Евфрату. Египтяне сначала склонялись к миру с хеттами и даже согласились принять хеттского царевича на трон фараонов. Однако прибывшего в Египет сына хеттского владыки местные «патриоты» отправили на тот свет, что вызвало карательный поход разгневанного венценосца-отца в Палестину. Около 5 лет провели здесь хетты во главе с их царем, который и скончался в захваченной им стране (1322 г. до н.э.) от чумы. Именно в это время часть хеттских ветеранов, вероятно, осела в Палестинском регионе.
При фараоне Хоремхебе египтяне сумели отвоевать у хеттов Палестину (Ханаан), а южную часть Сирии они вернули себе лишь при выше упомянутом Сети I. Его преемник Рамсес II попытался возвратить все бывшие египетские владения в Сирии, удерживаемые хеттами. Однако в эпохальной битве армий двух империй при Кадеше (на территории современного Ливана) в 1274, или в 1276 г. до н.э. удача, по-видимому, склонилась на сторону хеттов, хотя Рамсес и торжественно объявил, что одержал блистательную победу. Во всяком случае северная Сирия и Угарит остались в хеттских руках, и такое разграничение сфер влияния между Египтом и хеттами сохранялось вплоть до гибели Хеттской державы под ударами «народов моря».
Примечательно, что при преемнике Рамсеса II фараоне Мернептахе мы впервые встречаемся с упоминанием Израиля в исторических документах. В эпоху правления этого фараона произошло мощное антиегипетское восстание палестинских государств, к которому, вероятно, примкнули объединенные колена Израиля. Мернептах в победной реляции о подавлении восстания (рельеф из Карнака) похваляется разрушением ряда мятежных городов, включая Аскалон, избиением «хатти» (видимо, палестинских «неохеттов») и истреблением «семени» Израиля. Ясно, что по отношению к израильтянам фараон выдал желаемое за действительное.

5. «Суту», ставшие «эбрим»

На короткое время вернемся в Месопотамию XIV в. до н.э., когда царь Вавилона Кадашман-Харбе I решил расправиться с южно-месопотамскими амореями. По-видимому, ему удалось нанести им тяжелое поражение, поскольку он похвалялся впоследствии, что истребил всех «суту» «от восхода до заката». Уцелевшие от разгрома сутии бежали на север Междуречья в район города Харран, где переправились на западный берег Евфрата и, мигрируя в юго-западном направлении, углубились в сирийскую полупустыню. Переправа через реку (по-аморейски Евфрат - Эбер) навеки закрепилась в массовом сознании беглецов, ставших с тех пор именовать себя «эбрим» (или «ибрим» - т.е. «те, кто переправился через Эбер»), откуда, как полагают ученые, произошел этноним «евреи». Интересно, что соседи «эбрим» еще долго называли их по-старому – «суту».
В период правления фараона Эхнатона (вторая половина XIV в. до н.э.) мы находим «эбрим» к северо-востоку от Дамаска. Местные царьки опасаются этих кочевников и пытаются натравливать их, подобно хапиру, на своих врагов. Не исключено, что некоторые «эбрим» объединяются с бандами хапиру и угрожают палестинским городам. Так, в Библии рассказывается о нападении «сыновей Иакова» на богатый ханаанский город Сихем.
В это же время в Заиорданье и пустыне Негев происходит консолидация отдельных родов (или племен) «эбрим», которые формируют племенные объединения, известные под именами Моав и Эдом. Последнее ранее, видимо, проникло на Синайский полуостров и в составе общности «шасу» было разгромлено фараоном Сети I, упомянувшим Эдом в числе побежденных им кочевников. О войнах египтян с Эдомом говорится и в хрониках Рамсесов II и III, причем «второй» фараон этого имени утверждал также, что покорил и Моав.
Те «эбрим», которые кочевали к западу от реки Иордан, проникли (гонимые голодом?) в северо-восточную зону дельты Нила, как неоднократно делали ранее их западно-семитские родственники, в частности гиксосы. Фараон (видимо, Рамсес II), надо полагать, позволил пришельцам поселиться в Египте при условии, что они буду нести определенные трудовые повинности в пользу центральной власти, а именно примут участие в задуманном фараоном строительстве трех городов: Пи-Атамы, Пи-Рамсеса и Иуну (впоследствии известного как Гелиополь). Эти повинности были восприняты «эбрим» как рабство, и они в конце концов откочевали назад, на Синайский полуостров, ведомые, согласно Библии, вождем, носившим нееврейское (скорее всего - египетское) имя Моше (по одной из версий, «моше» означает по-египетски «данный/произведенный богом»).
Наиболее ранние греческие авторы (Гекатей из Абдеры, IV в. до н.э. ) объясняют исход эбрим из Египта нежеланием египетских властей терпеть в своей стране расплодившихся чужеземцев с их враждебными культами, подрывающими отеческую религию. Таким образом, по Гекатею, не евреи убегали из Египта, а египтяне изгоняли их из своей страны. Позднее в античном мире утвердилась версия египетского жреца Манефона о проказе, в греко-римской интерпретации - парше (чесотке, лишайных заболеваниях), поразившей часть египтян. Фараон, получив оракул Аммона, собрал всех заболевших и "депортировал" их из Египта. Так это или нет, сказать трудно. Во всяком случае данные генетиков свидетельствуют, что коптский, т.е. древнеегипетский этнический компонент E1b1b1 присущ как 21% современных коптов, так и 18% современных израильтян. При этом "первоначальная", авраамова гаплогруппа  (J1c3d) составляет у современных израильтян чуть более 17%.
Предполагается, что в оазисе у горы Синай Моше и первый верховный жрец народа Аарон провозгласили создание племенного союза двенадцати «колен», происходивших, как они считали от Иакова (Израиля), сына Исаака, внука Авраама. Сформированный таким образом союз принял название «Израиль» (в переводе – «богоборец»), по прозвищу мифического предка. Кроме представлений об общем происхождении, объединяющим элементом союза стал культ бога Яхве, первоначально ставшего главным (впоследствии - единственным) богом Израиля.
В современной науке укрепилось мнение, что на первых порах Израиль состоял не из двенадцати, а из меньшего числа племен. Это мнение основано на библейском тексте («песне Деборы»), в котором перечислены колена Израилевы. Речь идет об эпонимах (именах сыновей Иакова), от которых вели свое происхождения израильские племена. Два сына/колена происходили от любимой жены Иакова – Рахили; еще шестеро родились от жены нелюбимой – Лии (кстати, сын Иуда у нее, по преданию, был лишь четвертым и не мог претендовать на первородство); и, наконец, еще четверо – от двух рабынь-наложниц патриарха. Поэтому не исключено, что первоначально «главными» в союзе считались два «любимых» колена, к которым сразу же или впоследствии присоединились шесть «нелюбимых», а остальные вступали в союз позднее, занимая в иерархии Израиля менее почетные места.


Рецензии