Очерки этнической истории Ближнего Востока - 7

7. Филистимляне, Эдом, Моав и прочие

Кое-как наладив отношения с ханаанейским населением, израильтяне обнаружили, что имеют и внешних врагов. В период политического хаоса, наступившего после гибели державы хеттов, ослабления египетского влияния в Сиро-Палестинском регионе, утверждения сначала иевусеев, а затем израильских колен в Ханаане, основания хетто-лувийцами «неохеттских» царств в Северной Сирии и захвата пеласгами южной полосы восточного побережья Средиземного моря, в Сирию и гибнущий Ханаан из областей Верхнего Евфрата проникают арамеи. Во второй половине XIII в. до н.э. они сталкиваются с коленом Иуды, но терпят поражение. Библия в связи с этим сообщает, что войско арамейского царя было разбито ополчением иудеев во главе с неким шофетом, т.е. «судьей» (вождем) Гофониилом.
Жившие к востоку и югу от  Иордана и Мертвого моря представители отрасли «эбрим» моавитяне и эдомитяне, а также арабы-мидианитяне, относятся к сынам Израиля, точнее к поселившимся в северной части Заиорданья коленам Гада и Рувима, скорее враждебно, чем дружественно. Но главную угрозу для израильтян таит соседство с западными соседями – филистимлянами.
Именно филистимляне в то время сумели организоваться в подобие федерации городов-государств, именно филистимляне тогда уже обладали железным оружием. Армия этого народа нанесла израильским племенным ополчениям  несколько тяжелых поражений и захватила религиозную святыню Израиля – Ковчег Завета, размещавшийся тогда в городе Силоме на месте важного ханаанского святилища. Примечательно, что верховным богом филистимлян являлся Дагон, изображавшийся в виде большой рыбы. В угаритских культовых текстах упоминается божество Даган, функции которого неясны. Возможно, филистимляне, будучи «народом моря», заимствовали этого божка у своих северных соседей по побережью и преобразили его в бога морской стихии.
Постигшая израильтян катастрофа ускорила процесс перехода от союза колен, управляемых «судьями» (шофетами), к государству во главе с царем, власть которого передавалась по наследству. Израильский племенной союз в то время утрачивал монолитность, которая, впрочем, не была образцовой даже в период завоевания Ханаана. Некоторые колена, не видя непосредственной опасности для себя, иногда отказывались помогать своим собратьям, которым угрожал враг. Так, в одной из войн с мидианитянами израильское ополчение состояло из контингентов, предоставленных только четырьмя коленами - Манассии, Ашера, Зевулона и Нафтали. В «песне Деборы» говорится о колебаниях (направлять своих мужчин в общее ополчение, или нет) в колене Рувима и неучастии в войне против ханаанеян (города Хазора) колен Иуды и Симона.
Не будем пересказывать историю зарождения Израильского царства, на которое был помазан человек из небольшого, но чрезвычайно воинственного племени Вениамин – Саул (кстати, первое упоминание о государственности у арамеев Библия приурочила ко времени правления этого царя; речь идет о государстве Цобах в современной долине Бекаа). Скажем лишь, что иго филистимлян было свергнуто уже при этом первом израильском царе, а при его преемнике Давиде окрепший Израиль провел победоносные войны против Аммона, арамеев, создавших около 945 г. до н.э. царство Арам с центром в Дамаске, захватил северную часть филистимского побережья и получил выход к Красному морю.
 Около 1000 г. до н.э. в израильском обществе происходит смена экономической модели – завершается переход от скотоводства к земледелию и ремеслам; постепенно разрушаются племенные структуры; возрождается городская цивилизация. При царе Соломоне ведется энергичное строительство городов в качестве центров для сбора налогов со всего населения (а не только с ханаанеян, значительное число которых сохранилось на севере страны), пограничных пунктов и мест для проживания всех тех, кто не связан с сельским хозяйством. Примечательно, что термин «народ земли», ранее означавший у израильтян совокупность соплеменников в том или ином колене, с этого времени стал означать, так сказать, «селян», т.е. людей, живущих в деревнях и занимающихся сельским хозяйством.
Однако племенное размежевание в израильском государстве продолжало сохраняться, и одной из причин его разделения на два царства послужило освобождение племени Иуды от налогов. Северные колена резонно сочли это обстоятельство дискриминацией и отложились от Иудеи.


Рецензии