Глава 15. Дневник вундеркинда. Родословная

ЕВГЕНИЙ ПОТТО

ЭТУ ПЕСНЮ ЗАПЕВАЕТ МОЛОДЕЖЬ (ПОВЕСТЬ)


ГЛАВА 15

Из дневника современника:
Была целевая консультация Тролля. Сплошная диктовка, писали, высунув язык. Много. По трем несогласованным разделам: от князя Олега, который прибил щит на врата Царьграда, до князя Андрея Боголюбского, который в 1167 году взял коротким штурмом ослабленный междоусобицами Киев и присоединил к Великому Суздальскому княжеству; события и лица XVI и XVII веков у нас и в мире - времена первых пушек, Микеланджело, Ивана Грозного, Шекспира, Годунова, Дмитриев-самозванцев, Марины Мнишек, Ляпунова и Пожарского, крестьянина-героя Ивана Сусанина, архитектуры барокко, Мольера, первых царей династии Романовых; История России второй половины XX века - эпоха наших отцов и дедов - шариковые авторучки, стремительное производство и удешевление телевизоров, работа космических КБ и номерных заводов, жизнь первопроходцев на возведении крупнейших в мире ГЭС в Братске и Усть-Илиме, на строительстве БАМа, мир утилитарных вещей 60-х - 70-х годов - посуда, одежда, мебель (начало обогащения населения), кино и театр (Каннская Золотая пальмовая ветвь за "Летят журавли", Оскар за "Войну и мир", Оскар за "Москва слезам не верит" и еще что-то... не успел записать). Пришло человек двадцать пять. Капиталины Стобецкой не было. Большинство уже выбрало себе направления по душе и эрудиции, но все таятся, чтобы не выдать свою тему. Мне не очень понятна эта секретность - она и на школьных экзаменах, и на ЕГЭ... - словно стар и мал боятся, что кто-то сполна выучит и будет все знать. Разве это плохо?! Дед говорит: самая справедливая государственная кадрово-карьерная система - это система накопления квалификационных баллов. Например, начальник моей мамы, главный экономист территориального административного управления, не сидит сиднем десять лет на неизвестно как доставшемся ему кресле, а постоянно подтверждает право на свое место под солнцем: оканчивает специализированные курсы по автоматическим системам учета - это дает ему (записывается в служебный формуляр) 50 баллов, получает сертификат по международным стандартам бухгалтерского учета - плюс 50 баллов, сдает аудиторский экзамен - плюс 100 баллов, пишет статью в экономический еженедельник - плюс еще баллы... Аналогично среди учителей: прочитала, скажем, филологичка полное собрание сочинений Шекспира - плюс 50 баллов, Пушкина - плюс 50 баллов, Акунина - плюс 10 баллов, опубликовали ее статью в учительской газете - плюс 40 баллов, победила на районном конкурсе учителей - плюс 100 баллов...  И каждые три года перераспределение должностей и окладов, с учетом накопленных баллов.
Это я вспомнил потому, что сейчас срочно изготовляем с отцом статью для областной газеты - ему она нужна для аттестации. Статья идет медленно; дня четыре придумывали план, вчера допоздна обсуждали содержание каждого пункта; сегодня утром, когда уходил на консультацию,  увидел на столе исчерканный листок - отец написал за ночь всего три абзаца. Я, шутя, приписал известную пушкинскую иронию (в адрес тугодумного соскамеечника, который никак не мог сочинить продолжение для учебного стихотворения): "И изумленные народы: не знают, что им предпринять - ложиться спать или вставать?". Отец нашел два спорных знака препинания и подчеркнул фломастером. На консультации у Тролля сидел за столом с Авророй Ивановой. Когда она отошла поболтать с девчонками, я на листке под ее скромными творческими потугами приписал тот же пушкинский пассаж. Она обиделась. Я осознал, что был непомерно жесток и  подарил ей ксерокопии писем царевен Анны Ивановны и Катерины Ивановны к "дядюшке" Петру Первому. Кстати Анна Иоановна никакой "немкой" не была и с немецким акцентом, как показывают ее в кино, не разговаривала. Она до восемнадцати лет жила с матерью под Москвой в Измайлово, и потом, когда уже была выдана замуж за герцога Курляндского и отправлена в Митаву, постоянно норовила оттуда сбежать в Петербург или в Измайлово, и жила тут по полгода и больше, и "дяденька" вынужден был, чуть ли не за ухо, водворять ее назад в герцогскую вотчину. 

Начал просматривать архив деда.
Первое, что попалось на глаза, курсантская записная книжка начала 70-х годов с записями для памяти, цитатами, фразами и песнями. Дед был курсантом военного ракетного училища. В еженедельных расписаниях обращают внимание спецкурсы: "Теория полета баллистической ракеты", "Наземные комплексы дальней космической связи", "Ракетное топливо". Из другого: занятия по бальным танцам и гитаре; работа во ВНОК (военном научном обществе курсантов); тренировки в двух спортивных секциях; графики нарядов по казарме, столовой, стадиону.
Женскими телефонами заполнены все первые и последние страницы.
Дед всегда был любимцем женщин (чего не сказать про отца и про меня). На фотографиях он часто с гитарой в и окружении двух-трех прехорошеньких девичьих личиков. С последней встречи выпускников военного училища он привез старую кассету, снятую еще на их первой встрече после выпуска (через два или три года). Продолжительность фильма минут восемнадцать; выпускники собрались в каком-то пищеблоке (кафе, ресторан или просто столовая дома отдыха), расположенном посреди парка в старинном усадебном доме, где им заказан торжественный ужин, но что-то еще не готово, и они в ожидании бродят по вспомогательным залам, читают надписи на стенах, которые, возможно, они же и сделали, сразу по несколько человек выглядывают в окно (там, видимо, женщины). Двое старших лейтенантов, скинув кителя и галстуки, садятся к кухонному чану и, не гримасничая и не хихикая, начинают всерьез чистить картошку; будто в наряде на кухне. Дед, в накинутом на гражданскую рубашку курсантским ПШ с сержантскими лычками, восседает с гитарой на возвышении и поет негромко, но чувственно: "А с небосклона бесшумным дождем падают звезды", "И кресты вышивает последняя осень по истертому золоту наших погон". Несколько парней с мужественно-романтическими лицами ему подпевают. Молоденькие  поварихи выглядывают из всех дверей и щелей. Дед становится центром внимания, официантки что-то приносят "чтобы не было скучно" и уже называют его по имени и игриво шутят...

Важное лицо. Дед.
Пятьдесят девять лет. Военный пенсионер, подполковник, командовал полком. Преподает в районном техническом училище радиоэлектронику. Окончил высшее военное командно-инженерное училище (ракетное), Военную академию им. Дзержинского (ракетную). Родители: отец - тракторист, мать - сварщица. Внешность - выдающаяся; красивые мужественные черты лица, роста высокого, статный, ловкий. Регулярно делает сложную гимнастику - набор упражнений из собраний космической медицины, два раза в неделю ходит в спортзал играть в волейбол. Сильное увлечение - статистика важнейший событий российской истории, анализ и критика деятельности современных политических и властных структур. Хобби: домашняя библиотека, содержащая около 10 тыс. единиц, в числе которых собрания сочинений эпохальных, но ныне совсем неизвестных авторов, старинные журнальные подписки и отдельные книжки; охота; рыбалка; посещает заседания клуба любомудров и интеллектуалов. Любимые писатели - Тургенев, драматург Островский, Решетников, Чехов, Гроссман, Эйдельман, Ким.
Из ответов на вопросники разных лет:
в курсантские годы: "Какие события и личности в отечественной истории вас наиболее увлекают? - Герои 1812 года, декабристы, гражданская война, причем как красные, так и белые, это была трагедия страны... И вообще симпатичны события, где люди следуют за Идеей, не изменяя ей".
в период командования полком: "Какая черта в людях для вас особо неприятна? - Я отвечу применительно к армейской действительности. Склонность к физическому насилию над другими. Должно караться самым немилосердным образом. Никаких слез и сочувствий: как мы его отдадим под суд, у него тоже мать есть... Или мы имеем правопорядок и основанную на нем нравственность, или бесконца шарахаемся из стороны в сторону в зависимости от "целесообразности момента", разрушая и государство, и человека".
"Что значит любить людей? - Это значит любить людей хороших и не любить плохих".
Любимое высказывание: Кто победил тебя, старик? - Никто, я просто слишком далеко ушел в море.

Дед у нас высокорослый, а отец пошел в другую ветвь, в бабушкину - русско-мордовский тип - небольшого роста, русый, в молодости был немножко конопатым.
Отец учился на "женском" факультете, девушки им не интересовались, без стеснения разговаривали при нем о своих любовных интригах, переодевались. С мамой познакомился,  когда был в стройотряде, в глухомани. Он пришел вечером на леспромхозовскую дискотеку, пригласил ее два или три раза на танец, не знал, о чем говорить, сказал спасибо и ушел. Мама была веселая, развитая. Когда через неделю он опять пришел на танцы и опять пригласил ее, она для куража, чтобы смутить и насладиться, спросила его строго: ты думаешь делать мне предложение руки и сердца? К ее изумлению он начал бормотать, что именно такая мысль приходила ему в голову,  что он много об этом думал... И вполне внятно сделал ей предложение, по полной форме.
Теперь уже с танцев убежала мама. Отец ей не нравился, у нее были совершенно другие виды. Она плакала и корила себя за то, что жестоко подшутила над неплохим вроде бы человеком.

Важное лицо. Отец.
Тридцать восемь лет. Специалист районного отдела культуры. Окончил филологический факультет нижегородского университета. Увлекается литературными формалистскими течениями разных времен: модерн, экзистенциализм, драма абсурда, "новый роман". Хобби: история философии. Наиболее интересными для себя считает мыслителей: женщину-фараона Хатшепсут, Гомера, Еврипида, Октавиана Августа, женщину- философа античности Гипатию Александрийскую, Козимо Медичи, Екатерину Великую, Жорж Санд. Любимые литературные авторы:  Корнель, Достоевский, Толстой, Бутков. Любимые фильмы: "Ностальгия" и "Солярис" Тарковского, "Земляничная поляна" Бергмана, "Неоконченная пьеса для механического пианино" Михалкова. Любимое высказывание: Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, так пусть тебе нравится то, что ты делаешь.


Рецензии