Очерки этнической истории Ближнего Востока - 8
Начинается длительная полоса войн двух царств с соседями и между собой, образования и распада коалиций, славных побед и унизительных поражений. Дважды, в 856 и 857 гг. до н.э. израильский царь Ахав отражает набеги арамеев; в 853 г. до н.э. израильтяне в союзе с арамеями разбивают ассирийцев; в 852 г. до н.э. объединенные силы Израиля и Иудеи терпят поражение от арамейских агрессоров. Израиль, потеряв заиорданские территории и подчиненное им ранее государство Моав, становится данником Арама (напомним: одного из арамейских государств в Сирии); от Иудеи, столица которой Иерусалим взята и разграблена арамейским царем Хазаэлем, отпадает покоренный ею Эдом.
В 841 г. до н.э. ассирийский царь Салманасар III, разгромив Арам, предъявляет претензии на господство в Сиро-Палестинском регионе. Ослабленные Израиль и Иудея теперь вынуждена подчиниться восточному гиганту, который, однако, удовлетворившись ограблением региона, предоставил его на время собственной судьбе. Не предпринимал в то время никаких враждебных действий и Египет (за исключением эпохи правления воинственного фараона Шешонка, похвалявшегося тем, что подчинил себе «страну Фенху»).
Благодаря этому обстоятельству в конце IX-начале VIII вв. до н.э. процветают финикийские города, возникают греческие эмпории (торговые базы) в устье Оронта и на месте будущей Кесарии, начинается возрождение Иудеи и Израиля. Междуусобная война заканчивается поражением Иудеи и разграблением израильтянами иерусалимского храма.
Тем не менее, энергичный иудейский царь Азария сумел возродить свое царство, разгромить филистимлян, подчинив себе Гат, Ашдод и Ямнию, наладить выгодную торговлю с Финикией, вновь подчинить отпавший Эдом, нанести поражение заиорданским аммонитянам и построить на Красном море порт Эйлат. Израиль при Иеровоаме II одерживает ряд побед над своими постоянными врагами-союзниками – арамеями (царствами Арам и Хамат) и возвращает себе Заиорданье – житницу Израиля.
Но, оказывается, не бывает добра без худа. Израильский царь Факей (Пеха), действуя в союзе с арамеями, развязывает войну против Иудеи, осаждает Иерусалим и требуют изгнания рода Давида (т.е. свержения династии потомков этого славного царя). Пользуясь случаем, филистимские города заявляют о своей независимости от иудеев, а восставший Эдом захватывает Эйлат. В отчаянии иудейский царь Ахаз обращается за помощью к ассирийскому владыке. Тогда союзники довольствуются огромной данью, забирают немалый полон и уходят из разграбленной страны, не понимая, что над ними уже занесен меч царя Ассирии Тиглатпаласара III. Его вторжения в Сирию и Палестину поставили на колени все государства региона.
В 743 г. до н.э. под ударами ассирийцев гибнет арамейское царство Хамат, подвергается жестокому разграблению Арам, уничтожаются племенные группы арамеев-кочевников – Бит-Адини, Бит-Замани, Бит-Рехоб, Бит-Цурайя и т.д.; на Тир и Библ налагается дань, им запрещено торговать с Египтом и филистимлянами; вся Сирия фактически превращается в ассирийскую провинцию.
В 734 г. до н.э. Ассирия захватывает израильские территории – Галилею и Заиорданье, превращает Израиль, Эдом и Моав в своих данников. В 719-721 гг. до н.э. ассирийцы осаждают израильскую столицу Самарию.
Около 716 г. до н.э. при ассирийском царе Салманасаре V (или Саргоне II) происходит первое насильственное переселение израильтян (27 тысяч жителей Самарии, преимущественно ремесленников) в далекую Мидию; тогда же примерно 30 тысяч филистимлян и неизвестное число арамеев и «неохеттов» уводят в Месопотамию. Вторая волна израильских пленников была размещена ассирийцами в двух изолированных месопотамских районах. В Израиль и арамейские земли пригоняются жители южных областей Междуречья и, возможно, какие-то арабы. В середине VII в. до н.э. при Ашурбанипале в Сирию были переселены жители Вавилона, Урука (Южная Месопотамия) и Элама. В итоге на территориях Сирии и Ливана появляются «сирийцы» - смешанная этническая общность, перенявшая арамейские культы и арамейский язык.
В бывшем Израильском царстве на основе остатков израильских колен (Асира, Манассии, Завулона) и переселенцев начинает формироваться новый этнос, – самаритяне – окончательно оформившийся к середине VI в. до н.э. У самаритян также возобладал унаследованный от местного населения культ бога Яхве (центр поклонения – на горе Бет-Эль), но с сохранением некоторых месопотамских верований. Перемещенные в Месопотамию арамеи использовались ассирийскими царями преимущественно в качестве наемной армии. Возможно, это обстоятельство в конечном счете привело к тому, что арамейский язык в течение нескольких столетий превратился в главный язык (линва франка) не только в Месопотамии, но и на Ближнем Востоке, включая Самарию, земли филистимлян и Иудею.
На рубеже VIII-VII вв. до н.э., после смерти Саргона II регион охватили антиассирийские восстания, в которых приняли участие и иудеи. Восстания были жестоко подавлены, и из Иудеи ассирийцы увели в плен несколько десятков тысяч жителей. Библия называет цифру в 200 тысяч человек, что кажется преувеличением. В 674 г. до н.э. ассирийцы совершили неудачный поход в Египет, но на обратном пути прихватили в Вавилон еще какое-то количество иудеев вместе с царем Манассией. Позднее, при внуке Саргона II царе Сенахерибе ассирийцами уничтожен восставший Сидон.
Свидетельство о публикации №220062901072