Очерки этнической истории Ближнего Востока - 9, 10

9. Халдейско-арамейский Вавилон

С середины VII в. до н.э. Ассирия  вступила в полосу острых политических кризисов, от которых так и не смогла восстановиться.  Осмелевший Египет захватывает филистимские города (635 г. до н.э.). Около этого времени, по-видимому, возрастает миграция уцелевших израильтян в пределы племенных территорий Вениамина и Иуды, а примерно с 630 г. до н.э. иудейский царь Иосия даже позволил себе приступить к захвату южных территорий бывшего Израиля – колен Нафтали (Нефталима) и Дана.
В 626 г. до н.э. образуется Ново-Вавилонское царство, которое наносит Ассирии смертельный удар: в 612 г. до н.э. гибнет ассирийская столица Ниневия. Четырнадцать лет спустя вавилонский царь Навуходоносор, сопровождаемый войсками Аммона и Моава, вторгается в Иудею и осаждает Иерусалим. Осада затягивается, и фараон Псамметих решает «под шумок» захватить южную Палестину. Происходит столкновение между двумя хищниками, в котором вавилоняне берут верх. Победители  огнем и мечом проходятся по стране филистимлян, которые после такого разгрома исчезают как отдельный этнос. Остается одно название – «Земля Филистимская», которое бытует вплоть до II в. до н.э.
Навуходоносор возвращается под Иерусалим, берет обессиленный город штурмом (587 или 586 г. до н.э.), ослепляет, а затем уводит в месопотамский плен царя Седекию, а с ним примерно 10% населения гибнущего царства (представителей знати, жречества, воинов, ремесленников). Столица Иудеи разрушена, храм Яхве сожжен, административный центр страны перенесен на территории колена Вениаминова в город Мицпу и управляется вавилонскими ставленниками из числа лояльных иудейских аристократов, не входящими в «дом Давида». Часть иудеев спасается бегством в области Заиорданья.
Непонятно, что двигало царем Аммона, когда он через год с лишним попытался поставить Иудею под свой контроль. Вавилоняне, выждав три года (возможно, их силы в то время были заняты осадой финикийского Тира), обрушиваются на Аммон и присоединяют его, а в придачу Моав и Эдом, к своей империи. Если верить пророку Иеремии, большие массы населения этих государств, а заодно и уцелевших от предыдущего разгрома иудеев были угнаны в Вавилонию. Вскоре, после двенадцатилетней осады, пал Тир, и к перемещенным аммонитам, моавитянам, эдомитянам и иудеям прибавились финикийцы из Тира, Библа и Арвада.
В 556 г. до н.э. к власти в Вавилоне пришел арамей по имени Набонид (до него правили цари, принадлежавшие к этносу халдеев). Он переселяет в Вавилонию новую «порцию» эдомитян. На опустевшие земли Эдома и Южной Иудеи, север Синайского полуострова и Филистимскую землю  проникает этническая группа Кедар, принадлежавшая северо-арабскому этносу. Правда, уцелевшие от этих кочевников надписи, открытые археологами при раскопках резиденции кедарских царей, написаны по-арамейски. Эти кедариты задержались на части Филистимской земли (граница их обитания доходила до Ашкелона на севере, а на востоке проходила между Лахишем и Иерусалимом) как минимум на пару столетий, поскольку известно, что они присоединялись к армиям перса Камбиза и македонянина Александра, направлявшимся в VI и IV вв. до н.э., соответственно,  на завоевание Египта. Если Кедар не оказал сопротивления ни персам, ни македонянам, то какие-то арабы, непонятно откуда взявшиеся и когда поселившиеся в горах Антиливана, создали для Александра Македонского такую угрозу, что он, бросив в 332 г. до н.э. на время осаду Тира, лично возглавил карательную экспедицию против них.
Около середины VI в. до н.э. в Заиорданье становятся заметны набатеи, которых большинство современных специалистов также относит к арабам. Набатеи были, вероятно, изгнаны из района Темы, где они обитали, поскольку Набонид именно там захотел отстроить свою резиденцию и населить вокруг нее своих кровников – арамеев.

10. При Ахеменидах

Между тем во второй половине VI в. до н.э. на ближневосточном горизонте нарисовался новый гигант – Персия. В 539 г. до н.э. основатель новой великой державы перс Кир (Куруш на фарси) из династии Ахеменидов захватывает Вавилон, уничтожая таким образом Ново-Вавилонское царство. По выражению нового повелителя, перед ним склонились «все цари, живущие в чертогах» (видимо, речь идет о царях финикийских торговых городов) и «все цари, живущие в шатрах» (скорее всего, арабские шейхи). Через год персидский «царь царей» (шахиншах) высочайше разрешает месопотамским евреям вернуться домой. Некий Шешбацар (если это сын царя Иехонии Шенацар, то ему в то время было далеко за 60), получивший от Кира титул «князя иудеев», повел пожелавших вернуться соплеменников на «историческую родину». Он, по-видимому, быстро умер и, во главе иерусалимской общины стал внук Иехонии Зоровавель, устроивший в Иерусалиме храмовую общину.
В бывшем арамейском Дамаске персы около 520 г. до н.э. организуют центр «Пятой», или «Заречной сатрапии», в которую вошел весь Сиро-Палестинский регион и которая, по утверждению Геродота, ежегодно платила царю персов дань в размере 350 талантов (для сравнения: Вавилония платила 1000 талантов, а Египет – 700). Кстати, от уплаты налога персы освободили на первых порах иерусалимскую храмовую общину и арабских кочевников-кедаритов. Правда, правителями этих этнических групп регулярно «дарили» верховному правителю различные продукты, включая, например, ладан. Кроме того, финикийцы и арабы несли военную службу: первые во флоте, вторые – в кавалерии. Кстати, при Артаксерксе владения некоторых финикийских городов простирались до Яффы, ранее входившей в Землю Филистимскую, причем Артаксеркс намеренно передавал владения Тира, скажем, Сидону, а некоторые сидонские территории Арваду, чтобы перессорить финикийцев между собой.
Этот царь, получив, по-видимому, информацию об укреплении иудейской общины в Иерусалиме (отстроен храм Яхве) и о намерении местной знати провозгласить кого-либо из потомков Давида царем Иудеи, санкционировал вторую волну еврейских возвращенцев из Месопотамии. Ее возглавил представитель знатного жреческого рода Эзра. Прибыв на место, Эзра фактически стал лидером пополнившейся общины, проводя политику жесткой изоляции ее от окружающего населения. Он, в частности, отделил членов общины (т.е. потомков тех, кто вернулся при Кире, и тех, кого привел он сам) от остальных жителей страны, утративших якобы чистоту веры, запретил смешанные браки (а заключенные расторг) и объявил законом Моисеево Пятикнижие.
В итоге при Эзре началось нарастание межэтнической розни в Палестине, чего, собственно, и добивался царь царей Артаксеркс. Напряжение возникало как на уровне низов, так и в верхах. В частности, поставленный персами управлять Самарией знатный местный род Тобиадов был резко враждебен правителям Иерусалима.
Следующий этап палестинской драмы разыгрался  в связи с приездом в Иерусалим правоверного иудея Нехемии, занимавшего высокий пост (виночерпия) при персидском дворе. Ему было позволено завершить строительство стен вокруг города и переселить в него одну десятую часть иудейских общинников. При Нехемии храмовый комплекс превратился в центр религиозной и общественной жизни «истинных» иудеев и стало действовать правило периодической кассации долгов и реституции недвижимости, утраченной должниками. Слухи о введении «справедливых» законов в общине породили третью волну возвращенцев из Междуречья и Мидии, и во второй половине V в. до н.э. на членов общины (полагают, что она называлась «Израиль») приходилось примерно 70% всего населения Иудеи, причем потомки тех иудеев, которые жили в стране «испокон веков», в состав «Израиля» не принимались и воспринимались как язычники. Возможно, при Артаксерксе какое-то число иудеев-добровольцев было направлено в Египет с тем, чтобы стать там прослойкой населения, лояльной центральной власти. Так или иначе, но во время правления Дария II мы находим на крайнем юге Египта иудейскую военную колонию на нильском острове Элефантина с храмом Яхве, уничтоженную восставшими тогда египтянами.  Из дошедших до нас текстов, написанных на арамейском языке, в 407 г. до н.э. элефантинский гарнизон обращался к персидскому сатрапу Иудеи Багаосу с просьбой помочь в восстановлении молельного дома, поврежденной в ходе очередных беспорядков. Из этого ученые сделали вывод, что иудеи строили "дома собраний" (синагоги) задолго до разрушения Второго храма в Иерусалиме; в XIX веке полагали, что храмы-синагоги за рубежами Иудеи не возводились до указанного времени не возводились.
Египтяне упорно не хотели подчиняться власти Ахеменидов. В V в. до н.э. они вдохновились примером Афин, отобравших у персов Ионию, и в союзе с этим полисом подняли восстание, в итоге закончившееся поражением союзников. В следующем, IV в. до н.э. в Египте вспыхнуло новый мятеж, в ходе которого к власти пришел фараон Ахорис, заключивший союз с правителем Кипра Эвагором. Последний сумел захватить Тир, в то время как Ахорис двинулся с армией в Палестину и оккупировал остальную Финикию от Акко до Сидона. Союзники вновь были разгромлены, персы устремились в Египет, но получили отпор, организованный новым фараоном Нектанебом. Его сын Тах снова перешел в контрнаступление, пользуясь бунтом малоазийских сатрапов против Артаксеркса II. Восстание заполыхало по всей Передней Азии, включая Финикию, Филистимскую Землю, Сирию и арабскую часть Заиорданья. Однако и на этот раз персы восторжествовали: Тах сдался им в Сидоне, финикийцы и сирийцы «склонили выи» перед царем царей, и лишь арабские шейхи, кочевавшие к юго-востоку от Иордана стали независимыми.
Однако вскоре еще раз восстали финикийские города, к ним присоединились киприоты и, как можно предположить, иудеи. Артаксеркс III, лично возглавивший армию, подошел к Сидону и взял его в результате предательства. Город был разрушен, несколько десятков тысяч его защитников казнены, остальные переселены вглубь Персидской державы. Та же участь постигла и «множество» иудеев, как об этом сообщает Иосиф Флавий, отмечающий к тому же, что Иудея, в которой значительной властью в это время обладали первосвященники, конфликтовавшие с назначаемыми свыше правителями страны, «на семь лет попала в рабство персам»( т.е., видимо, платила подати). Впоследствии персы восстановили налоговый иммунитет Иерусалимской общины, в верхушке которой уже нарушались требования Эзры и Нехемии: по сообщению Иосифа Флавия, брат первосвященника позволил себе жениться на дочери правителя Самарии, причем тесть обещал зятю должности первосвященника и правителя общины, а тем иудеям, которые поддержат кандидатуру зятя, главный самаритянин сулил деньги и земли (время правления Дария III).


Рецензии