Очерки этнической истории Ближнего Востока - 11, 1

11. Ближний Восток в эпоху эллинизма

В второй половине IV в. до н.э. держава Ахеменидов рухнула под ударами воинства Александра Македонского. В 332 г. до н.э. ему подчинилась вся Финикия, кроме Тира, который после длительной осады был взят греко-македонской армией штурмом. Одновременно Александр разгромил арабов в Антиливане, а правитель Сирии перешел на сторону македонян. То же сделал и правитель Самарии, в то время как иерусалимский священник отказался признать македонского царя своим господином, ссылаясь на клятву верности, данную Дарию. Скорее всего, стороны договорились следующим образом: иудеи не чинят препятствий Александру, который направлялся в Египет, и даже помогают ему воинами и провиантом, а Александр не трогает Иерусалимской общины.
Здесь на авансцену неожиданно вышла Самария. Пока Александр становился сыном Зевса и богом в Египте, промакедонский правитель этой страны отдал Богу душу, самаритяне сочли возможным восстать против новых хозяев жизни, действовавших в соответствии с формулой афинского оратора Исократа: «Перенести беды Эллады в Азию, а богатства Азии в Элладу» и официальным лозунгом похода Александра на Восток: «Превратить варваров в илотов!». Плачевным итогом восстание было поголовное уничтожение жителей Самарии и заселение города македонскими ветеранами.
С конца IV в. до н.э. и весь III в. до н.э. происходил интенсивный отток населения ( в основном людей молодого и среднего возраста) из материковой Греции в восточном и южном направлении.  Начался процесс эллинизации Сиро-Палестинского региона. Начался он, правда, войнами между диадохами (полководцами Александра). Диадохов привлекала не только обширная территория и многочисленное население, с которого можно было "стричь" налоги, но и богатый строевым лесом Ливан, а также перспективы взять в свои руки торговые пути в Аравию, Персию и Индию.
На первых порах в Сирии и Финикии утвердился Птолемей, ликвидировавший монархии в финикийских городах. Однако Эвмен в 318 г. до н.э. отобрал Финикию у Птолемея и монархии восстановил. Вскоре в регион явился Антигон Одноглазый и овладел им, подчинив Иудею своему сыну Деметрию. Тем временем из Египта вновь вышел Птолемей, разбил армию Деметрия (312 г. до н.э.), но затем бесславно вернулся восвояси, вытесненный из Финикии и Палестины Антигоном. Последний неожиданно обрушился на полукочевое царство набатеев, контролировавших торговый путь из Сирии в Аравию. Война против этого народа оказалась неудачной, и Антигон с Деметрием в конце концов переориентировались на Птолемея, разгромив в 306 г. до н.э. египетский флот и приняв по этому случаю титулы царей. Дурной пример оказался заразительным, поскольку остальные диадохи также провозгласили себя царями.
Вскоре неугомонный Птолемей в третий раз вторгся в Сирию и принялся утверждать свою власть в Финикии, в то время как Антигон погиб в битве при Ипсе в Малой Азии (301 г. до н.э.). Правитель Египта закрепил за собой южную Сирию, уступив остальную часть региона Селевку, владевшему также Вавилонией. Отступая в Египет, Птолемей взял Иерусалим и увел с собой какое-то число местных жителей.
В III в. до н.э. началось противостояние между царями-потомками Птолемея и Селевка. В 274 г. до н.э. Птолемей II утвердился в Дамаске, главном городе Сирии, но в 270 г. его оттуда выбили войска Антиоха, сына Селевка. На территории региона на протяжении III в. до н.э. отгремели целых четыре так называемые сирийские войны, изобиловавшие победами и поражениями обеих сторон, но в итоге не приведшие к изменению статус-кво, зафиксированному еще в 301 г. до н.э.
Лишь к 195 г. до н.э. Антиох III в конце концов отвоевал у Птолемея V всю Сирию, Финикию и Палестину. Этот царь, кстати, вывез из Вавилона 2000 израильских семей, поселив их в Лидии и Фригии. Из данных, приведенных Цицероном в речи в защиту Л. Валерия Флакка, в 59 г. до н.э. численность еврейского населения римской провинции Азия (включавшей малоазийские области Мисия, Лидия и Фригия) составляла от 40 до 100 тысч человек!
В царстве Селевкидов начали бурно развиваться новые экономические центры (Лаодикея, Апамея), вторую жизнь обрели и некоторые старые города региона, обрядившиеся в эллинистические одежды: Раббат-Аммон преобразился в Филадельфию, Сузы - в Селевкию, Траллы - в Антиохию.
Этническая карта региона претерпела со времени крушения империи Ахеменидов существенные изменения. Массы греков и близких им по языку македонян устремились в завоеванные районы. Македонянами по крови были цари, а их придворные и наемники – как македонянами, так и эллинами. Греческий язык господствовал при дворе, в армии, среди чиновников и торговцев. Прежняя ближневосточная знать, особенно в Сирии, пыталась интегрировать себя в этот эллинский мир и войти в его правящую верхушку, она перенимала язык победителей, их культуру и образ жизни. Не только в Сирии, где эллинизируется Дамаск, но и в Заиорданье основываются города полисного типа с грекоязычным населением. Эллинизации подвергаются финикийские порты и Газа, а древний Акко становится Птолемаидой. Финикийские цари, еще сохранявшие в начале III в. до н.э. некоторую автономию, при Антиохе IV уже не упоминаются в документах и на монетах Тира и Сидона. В Заиорданье сохранились наследственные владения аммонитских владык, хотя их столица – Раббат-Аммон – была переименована в Филадельфию.
Этнонимы "эллины" и "македоняне" приобрели в Сирии с течением времени социальный смысл. "Эллинами", иногда "македонянами", себя называли там члены правящей династии, высшее жречество, руководители учреждений гражданской администрации, военачальники и воины отборных воинских частей, а также богатые купцы, ремесленники, представители свободных профессий, интеллектуалы. Местное малоимущее и бесправное население, как сельское, так и городское, называлось по-гречески "лаой" (чернь, простонародье).
Сохранилась и храмовая община в Иерусалиме, управляемая первосвященниками из дома Цадока (жреческий род, восходивший ко времени правления царя Давида), чеканившими даже местную монету. Антиох III подтвердил ее иммунитет от налогов и привилегию жить по внутреннему «закону». За первосвященником даже закреплялось право быть номинальным главой иудеев, живущих вне общины – в Самарии, Египте и Месопотамии. Однако вся экономическая и политическая жизнь Иудеи строго контролировалась сначала Птолемеями, а затем Селевкидами.
Никуда не делось и противостояние между первосвященниками и светскими правителями страны, назначаемыми  свыше. Светские администраторы и их сторонники в иудейском обществе выступали в качестве носителей эллинизации, а первосвященники тянули народ к самоизоляции. Однако при Селевкидах эллинизация коснулась и иудейской светской и жреческой знати. Так, в угоду селевкидским владыкам знатные иудеи к своим «природным» именам добавляют греческие, и Иисус становится Ясоном, а Ония – Менелаем. Более того, в священном городе Иерусалиме отстроен гимнасий, в котором знатные иудейские юноши занимаются непотребными физическими упражнениями!..
В заключение заметим, что при Селевкидах члены иудейской храмовой общины составляли «народ Иудеи», прочее население страны стало именоваться общинниками «народом земли». Представители этого последнего, независимо от их этнического происхождения, считались «неиудеями» и не имели тех гражданских и религиозных прав, которыми пользовались члены Иерусалимской общины.

12. Под властью Селевкидов, но в римской тени

Несмотря на ликвидацию монархий в финикийских автономиях, финикийский язык продолжал жить среди населении средиземноморской полосы Сирии вплоть до I в. до н.э. В остальной части Сиро-палестинского региона говорили по-арамейски. Древнееврейский язык вышел из употребления в Иудее примерно во II в. до н.э., хотя Святое писание продолжали читать на этом языке, звучавшем для тогдашнего иудейского уха наверно так же, как церковно-славянский для современного русского (уха).
С конца III в. до н.э. над Балканами и всем Восточным Средиземноморьем начинает нависать тяжелая тень Рима. Гибнет Македония, попадает в римский капкан Греция; римляне навязывают эллинистическим государствам неравноправные договоры и стравливают их между собой.
Сирийский царь Селевк IV вынужден выдать Риму своего сына Деметрия в заложники вместе с немалыми материальными средствами. Когда царь, отчаянно нуждавшийся в деньгах, узнал от битых иудейскими ортодоксами «эллинистов», что в Иерусалимском храме скопились огромные богатства, он отправил туда армию своего полководца Гелиодора. Последний, видимо, за взятку, полученную от первосвященника, храм грабить не стал, а взял да и лишил жизни самого суверена, возведя на трон его 13-летнего сына (175 г. до н.э.). Это не понравилось брату убиенного – Антиоху. Мальчика отправили на тот свет, и к власти пришел его дядя под именем Антиоха IV.
В 170 г. до н.э. новый царь лично вступил в Иерусалим, чтобы ограбить храм и  поддержать «партию эллинистов». Этого ему показалось мало, и он решил искоренить «изоляционистов», в ком видел, и не без некоторых оснований, сторонников Птолемеев. Храм Яхве он посвятил Зевсу Олимпийскому, ввел в Иудее культы других эллинских богов, а в Иерусалиме построил крепость, разместив в ней грекоязычных наемников.
Эти крутые меры внесли раскол даже в «партию эллинистов». В Иудее произошли кровавые столкновения между различными «фракциями» «партии» (в 168 г. до н.э.). Тогда же ортодоксы-изоляционисты трансформировались в «партию благочестивых» (хасидов).
Тем временем в Заиорданье набирало силу царство набатеев, которое превращалось в крупного игрока на политической карте Сиро-Палестинского региона.
Эллинисты продолжали демонстрировать свою лояльность Антиоху, активно способствуя интеграции иудейского общества в греческий  культурный мир. Это в итоге привело к народному восстанию под руководством жреческого рода Хасмонеев. Селевкидские полководцы потерпели несколько поражений от лидера повстанцев Иуды Маккавея (маккаби – «молот»), и это вынудило царя отменить свое распоряжение о ликвидации культа Яхве. Царь, несмотря на плачевное положение его державы, сотрясаемой мятежами не только в Иудее, но и в Финикии, отправился в военный поход на Восток, в Месопотамию, во время которого и умер (165 г. до н.э.). Его преемником стал 8-летний сын преставившегося – Антиох V, советники которого заставили мальчика подписать рескрипт о возвращении Иерусалимской общине всех привилегий, дарованных еще персами.
Тут из римского заточения в Сирию явился сын Селевка IV Деметрий. Он казнил мальчика-царя и добился от Рима признания себя василевсом государства Селевкидов. В Иудее между тем хрупкий мир сменялся сражениями между войсками полководцев Деметрия и армией Иуды, в одном из которых Маккавей погиб. Власть первосвященников была упразднена, и в течение двух лет в стране сохранялось обманчивое спокойствие, после чего братья Хасмонеи Ионатан и Симон собрались с силами и изгнали эллинистов из Иерусалима (140 г. до н.э.).
В этих обстоятельствах римляне, желая подорвать власть Деметрия, поддержали то ли самозванца, то ли действительно незаконного сына Антиоха IV по имени Александр, который предложил Ионатану Хасмонею пост первосвященника. Прознав о том, Деметрий освободил членов Иерусалимской общины от большинства налогов, обещал содержать храм Яхве за счет царской казны и «прирезал» часть самарийской области к территории Иудеи. Ионатан, однако, выступил на стороне Александра и правильно сделал: Деметрий погиб в сражении, а его сына Антигона убили, но другой сын – тоже Деметрий – казни избежал и при поддержке Египта воцарился в Антиохии. Александр бежал к арабам, у которых нашел свою смерть. Вся эта кровавая чехарда на троне Селевкидов свидетельствовала о глубоком упадке Сирийской державы.
Играя на противоречиях между претендентами на Селевкидский престол, Симон Хасмоней (Ионатан трагически погиб) добился полной отмены налогообложения иудейской общины, вывода селевкидского гарнизона из Иерусалима и утверждения себя на постах первосвященника, «стратега» и «меридарха» (правителя). Правда, очередной царь Сирии Антиох VII подкупил зятя Симона по имени Птолемей. Тот убил Симона и двух его сыновей. Но третий сын, Иоанн Гиркан, выпросил у Антиоха разрешение стать первосвященником ценой восстановления суверенитета царя над Иудеей.
На короткое время в иудейские дела вмешивается армянский царь Тигран Великий, выступающий на стороне Антигона, противника Гиркана в борьбе за власть. Одержав в 71 г. до н.э. победу, Тигран изгоняет Гиркана из Иерусалима, где устраивает армянский квартал, сохранившийся до наших дней. Кроме того, царь переселяет несколько (до десяти) тысяч иудейских и сирийских семей ремесленников в Армению - в города Тигранакерту, Ван и Арташат...
На миг отвлечемся от положения дел в Сиро-Палестинском регионе и отметим, что в конце II в. до н.э. в северо-западной части Месопотамии возникает царство Осроэна. Согласно легенде, его основали кочевники-арабы, которые, однако, со временем восприняли «сирийский» (т.е. арамейский) язык. К концу II в. уже нашей эры официальной религией царства стало христианство.
Бесконечные войны между потомками Деметрия II и Антиоха VII привели к полной деградации Селевкидского государства: парфяне захватили Месопотамию, финикийские города, включая Лаодикею и Апамею, фактически стали независимыми, набатеи утвердились в Дамаске, в Палестине усилилась и сбросила Селевкидское иго Хасмонейская Иудея. Первосвященник Иуда (эллинское имя – Аристобул) провозгласил себя ее царем (103 г. до н.э.).
В обстановке политического хаоса антиохийские власти обратились к армянскому царю Тиграну с просьбой взять их под свое крыло. Однако Тигран потерпел поражение от войск римского полководца Лукулла, а сменивший Лукулла Помпей в 64 г. до н.э. изгнал очередного нарисовавшегося Антиоха (под номером XIII) из Сирии, которую провозгласил римской провинцией.
Следует отметить, что к этому времени эллинизм пустил в рассматриваемом нами семитском регионе глубокие корни. Города украсились новыми общественными зданиями и монументальными скульптурами: так, Антиохия славилась просторной агорой со статуей покровительницы города богини Судьбы (Тюхе) и библиотекой, здание которой представляло собой шедевр поздней древнегреческой архитектуры. В городах творили такие корифеи эллинистического мира, как историки Николай Дамасский и Посидоний из Апамеи, поэт Антипатр Сидонский. В конце III в. до н.э. набирает популярность культ Зевса Гипсиста, отождествлявшегося частью местного населения с финикийским Баалом и иудейским Яхве (элемент синкретизма, столь характерный для эллинистического времени). Произведения, создававшиеся тогда на местных языках, в том числе одна из библейских книг ("Экклезиаст"), отражали в известной степени эллинистическое мировоззрение. Во II-I вв. до н.э. в регионе набирают популярность социально-экономические утопии эллинизма, нашедшие воплощение в учениях ессеев, кумранитов, первых христиан.


Рецензии