Мечты сбылись

Мечты сбылись

Предисловие

Вот уже шесть лет я живу в Санкт-Петербурге (СПб). Многие земляки спрашивают, что привело меня в этот город, не тянет ли обратно в Уфу.
Данный очерк посвящен первому полугодию моего пребывания в СПб.
Хочу сразу оговориться – я не ставил задачи очернить то, что было и обелить то, что есть. Просто в настоящий момент я не вижу пути назад и каждый раз, вспоминая о прошлом, прихожу к выводу о том, что сделал правильный выбор.
Для тех, кто задумывается о переезде, скажу сразу – без изменения ментальности этого делать не стоит. Санкт-Петербург – уникальный в своем роде город со своей философией. Посему ваши усилия могут обернуться тем, что ничего, по сути, не изменится. Вы просто будете ходить на работу и домой изо дня в день, из года в год также, как вы это делаете сейчас. Все повышение зарплаты будет нивелироваться дороговизной жизни. И уж тем более будут смешны ваши попытки продемонстрировать всю вашу удаль перед теми, кто тут родился.Например, перед моим сыном.
Никого не впечатлит ни ваша должность, на которую вас из глубинки подтянули ваши же друзья, ни ваша иномарка, ни ваши провинциальные манеры. Здесь просто не принято хвастаться. Всем все равно как вы одеты, на чем ездите и где живете.
Да и жить вы, скорее всего, будете где-нибудь в Мурино, где итак уже полные дворы таких же, как вы. И вы утонете в этом море человейников, сольетесь с толпой и даже девушки вместо того, чтобы наливаться румянцем при вашем появлении, продолжат по-прежнему рассматривать картинки в смартофонах, даже не глядя на вас.
И только где-нибудь в Черниковке или райцентре какие-нибудь хорошие знакомые одобрительно похлопают вас по плечу.
Вы ради этого готовы откликнуться на предложение занять место,скажем, в Лахта-центре, продать свою квартиру по цене питерской студии, влезть в ипотеку, вырваться из привычного ареала, терпеть тут длительную непогоду и стать постоянным посетителем ЛОР-кабинетов? Или вы хотите это сделать для того, чтобы ощутить себя не хуже тех, кто уже переехал в Питер? Или вы хотите поднять свой статус, заработать денег, достичь немыслимых высот в карьере? В таком случае я думаю, что ваши завышенные ожидания так и останутся вашими проблемами. Наверно по вам плачет Москва, Париж и Нью-Йорк, а мы уж скорее всего не достойны.
Что касается моей ситуации, то я полагаю, что если бы все мои родственники проживали в Уфе, то и я навряд ли решился бы на переезд. Но одни засобирались, а другие уже переехали ранее меня и удержать меня могло лишь некое общее дело. Как вариант – выполнение поставленных производственных задач в сплоченной обстановке. Но если бы те, кому я доверял, не возомнили бы себя хозяевами жизни, не стали бы делить людей на касты и решать за моей спиной что мне делать, отводить мне роль мальчика для биться, я до сих пор бы трудился там, откуда уехал. Кое кому надо просто научиться уважать тех, кто приносит результат, вместо того, чтобы пытаться на чужих спинах заехать в рай, приписывая себе 99 процентов общих заслуг. Я никогда не рвался к власти, мне всего лишь нужно было тогда, чтобы со мной обращались по-братски. Но это были лишь мои фантазии. Я мог бы остаться на прежнем месте при прежних условиях, продолжая годами выслушивать бред самоуправцев, позорящих своим поведением славное предприятие. Я мог бы поискать аналогичную должность в Уфе. Мог бы стать сбитым летчиком, что уже один раз случилось. Однако, впечатления от пребывания в СПб в отпуске 2013 года вдохновили на более крутые перемены. В один прекрасный момент, выйдя за порог курирующего отдела после беседы с гражданином, смотрящим на меня в буквальном смысле с высока, я сказал себе: «Хватит. Меня здесь ничего уже не держит. В конце концов, незаменимых людей нет». Смотреть на меня, задрав голову, очень трудно, так как я почти что два метра ростом. Но если я присяду, то можно постараться вытянуть позвоночник, сильно прогнуться назад и, прищурив глазки, повернуть головку на 45 градусов. Весьма презабавная поза получается…

Глава 1. В путь-дорогу

На дворе 11 июня 2014 года. Я последний раз вышел из проходной ИТЦ ООО «Газпром трансгаз Уфа». Пожелания успехов от десятков уже бывших сотрудников вселяли уверенность в то, что все у меня будет хорошо.
Я выходил с высоко поднятой головой и чистой совестью. Ни одного дня на работе я не провел бездарно. Никому не перешел дорогу. Старался в работе, как мог. Усердно трудился. Моя группа, у которой оставались считанные дни, прошла немало испытаний и внесла свою лепту в общее дело газотраспортников. Я стоял у ее истоков и я был с ней практически до самой ликвидации. И не вина ее инженеров, что кому-то на волне эмоций и личной неприязни ко мне и руководителю нашей лаборатории пришла в голову безумная мысль заменить ее на аналогичную службу раньше срока аккредитации базовой лаборатории. И все эти потуги были продавлены через руководство предприятия. Рано или поздно, конечно же, куколка должна была превратиться в бабочку, но не ранее разумного срока. Группа еще не созрела на тот момент для службы.
Всем инженерам моей группы, которые не просто числились в ней, но разделяли труд  со мной в ИТЦ, я искренне благодарен за работу. Александр Галанов, Айгуль Сафарова, Алефтина Непочатых, Антон Прокопенко, Тимур Уразметов, Фларит Ахмадуллин, Булат Галиахметов,  Айдар Гаязов, Артем Гнездило, Артур Нигматуллин и конечно же Айгуль Галлямова – вы останетесь в моем сердце!
Уходя в последний раз, я знал, что у группы долгов по выполненным мероприятиям нет, все последние проверки были пройдены как всегда по-честному и без единого замечания. Штат подобран по всем направлениям и введен в курс, дела переданы.
Недостатки и недочеты? Были, а у кого их нет?
Я старался вкладывать душу в то, что делаю, а мое бывшее предприятие дало мне бесценный опыт. Все было обоюдно. Но пути наши разошлись и, ни в чем друг друга не виня, мы расстались.
Я не хотел бы возвращаться на прежнее место работы, но о том, что проработал там четыре года, не жалею ни сколько.
"Успехов, Газпром трансгаз Уфа!" Открыв дверь машины, я с оттенком грусти взглянул на ИТЦ. Затем дверь закрылась и машина понесла меня на встречу к новой жизни.

Я отправился домой, где меня ждала супруга и собранные вещи.
Мне предстоял длинный путь.  Мне предстояло доехать до Питера за три дня на машине и, отдохнув на четвертый день, начать активно осваиваться на новом месте.
Благо, страна уходила на четырехдневный перерыв и я не терял лишних рабочих дней.
Заявление на увольнение мною было подано еще три недели назад в нем 11 июня 2014 года предусматривался как последний день.

Во время отработки произошло еще одно эпохальное событие – 2 июня а скончался мой родной дядюшка, Рим Фаатович, с которым я прожил последние 10 лет. Впрочем, если бы он был жив, это не повлияло бы на мое судьбоносное решение. Нашлось бы место в Северо-Западном регионе и ему.
Он узнал об этом от моего отца и как-то раз зашел ко мне в комнату и сказал примерно следующее: «Вадим, я был бы старым идиотом, если бы не одобрил твое решение уехать в Петербург».
В общем, перед отъездом спалось мне спокойно.

Наутро, мы с супругой отправились в путь.
Поначалу все мне было знакомо: Затон, Вавилово, Дюртюли, Верхнеяркеево… я был множество раз в этих местах и только мысль о том, что я их покидаю, вызывала оттенок грусти. И вот, «туган як» уже позади.
Мы заехали на территорию Республики Татарстан. Но и там поначалу попадались знакомые места: Мензелинск, Набережные Челны, поворот на Елабугу, объездная дорога Казани. На ней мы и пообедали в придорожной закусочной.
Затем, проехав Республику Татарстан, мы попали в  Чувашскую Республику. Время было уже позднее и нам необходимо было остановиться на ночлег. Бронировать специально мы ничего не стали и совершенно случайно выбор пал на заведение «Шанчак», совмещавшее кафе и гостиницу. Оказанным сервисом мы остались вполне довольны. 
Восстановив силы, мы проложили поездку.
Ехали по атласу, так как интернет на телефоне был «съеден» роумингом, а подаренный сестрой навигатор отказался работать.
Иногда приходилось выходить и спрашивать людей, как возле Кстово в Нижегородской области.
Все бы ничего, но уже ближе к вечеру на съезде с объездной дороги Владимира в сторону Москвы, мы попали в чудовищную пробку и промучились в ней несколько часов. Причина тому – авария на дороге и занятие двух полос из четырех. Какое-то время пришлось скакать по обочине.
Ужинать решили в Петушках в ресторане «Сарай».
На въезде в Московскую область, я ощущал дикую усталость после целого дня пути по жаре и сотен километров.
Поездка по МКАД показалась нам с непривычки очень рискованной. До этого нам приходилось ездить по кольцевой в Екатеринбурге. Но в Москве скорость движения по левым полосам казалась нам просто бешенной. Мы прижались вправо и мирно ехали за какой-то классикой, чтобы не проворонить нужный поворот.
Съехав на Ленинградское шоссе, мы мучительно искали ночлег. Возможно что-то мы в темноте не разглядели, ибо остановились лишь немного не доезжая до Солнечногорска в заведении, выстроенном по образцу украинского хутора. На первом этаже там пили и закусывали и было очень весело. На втором были номера и там было тихо и спокойно.
Никогда наверно я не падал от усталости с такой силой.

На третий день, мы выехали с твердым намерением добраться до места назначения и нам это удалось. Проехав Тверскую область, мы пообедали в Нижегородской области на объездной дороге города Валдай. Ну а затем – только вперед. Ленинградская область, Санкт-Петербург.
Возле Ладожского вокзала взяли ключи у сестры Леры и отправились к другой сестре, Нате, на проспект Маршала Блюхера, где нам предстояло прожить месяц.

Глава 2. На распутье

Подав заявление на увольнение за три недели до убытия, я не сидел без дела. Разместив вакансию на сайтах hh и superjob, я только и успевал отвечать на звонки.
К моменту приезда в СПб, меня уже ждали. В трех организациях мне предлагали должность ведущего инженера: в Метрополитене, Гейзере и в Киров-ТЭК Кировский завод. Были также предложения от Флотенка (вакансия: технолог) и Икеи-Парнас (вакансия: инженер-механик).
На прежнем месте работы отдельные персонажи утверждали, что работаю я у них «авансом», что в другую серьезную организацию меня не позовут даже на собеседование,и что такие, как я, потом со слезами на глазах просятся назад.
Верить в этот набор слов я не собирался и уж тем более – кому-то что-то доказывать.
Пытался ли я перейти в аналогичное дочернее общество Газпрома? Специально не просился ни к кому. Немного навел справок про Газпром трансгаз Санкт-Петербург, но дальше этого не пошел.
На момент приезда у меня уже было единственное предпочтение – Метрополитен. Все остальные варианты рассматривал как запасные. Поначалу мне даже как-то не поверилось, что моей кандидатурой там заинтересуются.Я отправил свое резюме в качестве отклика, ни на что не надеясь.
Но вот прозвенел звонок, на другом конце "провода" я в первый раз услышал голос Елены Валерьевны, которая в то время занимала должность начальника Проектно-сметного отдела (ПСО) Службы ПКТБ. Она пригласила меня на собеседование и в первую очередь по приезду я поехал именно на встречу с ней.
Наше собеседование прошло в позитивном ключе и процесс приема был начат. Единственное что затягивало – прописка на новом месте. Но эту процедуру я прошел и уже в начале июля 2014 года пришел в новую организацию на первый рабочий день.
Параллельно во время процедуры прописки я ходил на собеседование в Гейзер и Киров-ТЭК (на всякий случай). В первое место меня после собеседования даже уговаривали прийти, но мое сердце уже в этом смысле было занято и я порекомендовал им свою сестру Нату и она, в конце концов, перешла на свободную  вакансию ведущего менеджера.
Меня же ждала не только новая работа, но и новая стезя, новый коллектив, новая структура, новый регион.
Не смотря на то, что мне уже приходилось менять субъект РФ в плане ПМЖ, переезд в СПб был для меня главным вызовом в жизни.
Опыт проектирования у меня отсутствовал, но я все время работал по специальности и пять лет проводил внутреннюю экспертизу проектов. Я должен быть благодарен Елене Валерьевне за то, что она решилась принять меня в отдел с таким прошлым и делал все, чтобы оправдать ее доверие. Сейчас она давно уже не руководит ПСО, работая в другом подразделении Метрополитена. Не скажу, что мы с ней остались друзьями, но тогда ей нужен был ведущий инженер, а мне нужна была работа в серьезной стабильной организации и в этом смысле мы в свое время нашли друг друга. Свою роль она в моей трудовой биографии конечно же сыграла и вполне достойна упоминания.
Пошло мне на плюс и то, что у меня была запись в трудовой книжке «ведущий инженер». За это я должен быть благодарен своему бывшему предприятию.

Глава 3. Коллектив Метрополитена

Все, что я расскажу далее, будет не в упрек организациям, где я работал и коллективам, с которым мне приходилось разделять трудовые будни. Мне не забыть бригаду слесарей в Тепловодоканале, тянувших свою лямку при минус 40 зимой и под тучами насекомых летом. Мне не забыть свою смену на очистных сооружениях в Водоканале. Мне не забыть отдел главного механика Уралтранснефтепродукта. Об экологической группе я уже упомянул выше. Были и другие сотрудники, с которыми мне довелось пройти немало испытаний. Но ни в одном предприятии мне не было так комфортно, как в Метрополитене Санкт-Петербурга. Говоря о комфорте, я, конечно же, имею в виду психологический климат.
Повествуя о славном Метрополитене, считаю необходимым прежде всего упомянуть легендарного Владимира Александровича Гарюгина. Он руководит предприятием уже 30 лет. Его должность скромно называется «начальник». Все обвинения в его адрес в свое время были развенчаны. О том, насколько велик его авторитет, я смог убедиться на концерте в честь юбилея Метрополитена. На том концерте выступало немало знаменитых артистов – Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Зара, Ольга Кормухина. Но самые сильные овации были именно при выходе нашего начальника.
Коллектив Метрополитена является одной большой семьей и это не пустые слова. Прежде всего, в пользу сего говорит то, что у нас текучки как таковой просто нет. Да, люди приходят и уходят и это нормально. Но нет массовых кадровых провалов. Кроме того, нет ощущения постоянного стресса. Да, бывают проблемы, возникают конфликты, но не настолько, чтобы хотелось все бросить. Если есть какие-то вопросы и претензии к вышестоящим руководителям, принято прислушиваться ко мнению работников. Не для того, чтобы кого-то потом наказать и растерзать, не для сбора сплетен и компромата, а для поиска компромисса.
Заработная плата в Метрополитене одна из самых высоких среди предприятий государственного сектора в СПб.
При этом, имеется хороший соцпакет в виде собственных столовых, поликлиники, санатория «Балтийский берег», баз отдыха, спортивных комплексов и прочего.
Впрочем, работа с Метрополитене  -  тема отдельного очерка.
Мне бы очень хотелось также рассказать о моих замечательных непосредственных руководителях – Николае Вениаминовиче, Антоне Олеговиче и Юлие Евгеньевне. О своих трудовых товарищах - специалистах нашего отдела. Но боюсь, что мы слишком отклонимся от выбранного повествования. Лучше уж я их порадую трудовыми результатами, а не бравурными одами. А настанет время – спою.

Глава 4. Проектное дело

Работая в службах заказчиков я очень критично относился к проектировщикам и недоумевал, как можно совершать ошибки. Они сидят в офисах, имеют время на разработку и наверно однотипные шаблоны. Казалось бы, что сложного – сиди и штампуй.
На деле же оказалось, что  «все не так однозначно». Это такие же люди со своим человеческим фактором и возможностями. Пример. Нас по направлению трое. Но вот один простудился, у другого возникли семейные обстоятельства и я уже один. А сроки горят. А составить штатное расписание на все случаи жизни никому не под силу. Раздуть штат «на всякий случай» никто никому не позволит и правильно сделает.
Кроме того, законодательство и нормативные документы в области проектирования нуждаются в масштабной доработке. Нет, например, многих методик расчетов. После отказа от СНиПов путницы стало больше. Есть справочные таблицы прошлого века, которые никто не актуализировал. Много материалов по технологии предоставляется поставщиком продукции, но на каком основании все это было разработано, в рекламных буклетах не пишут.
А еще, помимо непосредственно проектирования, проектировщик занят текущим документооборотом, авторским надзором, корректировкой уже выпущенных проектов. А время – одно на всех и его лишь 24 часа в сутки. Поэтому я лишний раз убедился в том, что реализация планов развития и ремонтов – дело сугубо коллективное.
Если кто-то из заказчиков считает, что разработкой задания на проектирование и предоставлением схемки насосной станции все для них должно ограничиться, а дальше уже проектировщик должен все решить сам и выдать на выходе идеальный продукт, то это, на мой взгляд, – чудовищное заблуждение.
Никто не говорит, что кто-то за нас должен ходить и мерить, чертить профили и сшивать папки. На мой взгляд заказчику нужно грамотно ставить задачу, предоставлять все необходимые данные, принимать совместные решения в ходе процесса проектирования при обсуждении с разработчиком, оказывать содействие проектировщику и внимательно проводить экспертизу проекта. Мы же не для себя все делаем. На всех этапах проектировщик и заказчик должны плотно работать и никакого самоустранения с чьей-то стороны быть не должно.
Кроме того, многие моменты выявляются по принципу «вскрытие покажет» и учесть их всех заранее – не представляется возможным.
И наконец, научно-технический прогресс не стоит на месте. Двадцать лет назад мы изучали науку по учебникам советского периода. С тех утекло много воды. Появились новые материалы, оборудование, технологии. Наше предприятие тоже идет в ногу со временем и внедряет  различные ноу-хау. Какие-то из новшеств конечно же заходят в проекты. В плане внедрения новых достижений науки заказчик и исполнитель могут быть компетентнее проектировщика, если сами имели с чем-то дело на других объекта.Все это тоже говорит о важности проверки проекта. Согласование проводится не для галочки - это весьма ответственный этап, к которому преступно относиться формальным образом.  Экспертиза проекта не менее важна, чем его разработка.
За время работы в Метрополитене я поучаствовал в разработке десятков проектов и примерно половина из них на сегодняшний день уже реализована. Тем не менее, каждый раз, когда проект с моим участием выставляется на конкурс, я также начинаю пребывать в волнительном ожидании, хотя и понимаю, что мы для того и проектируем, чтобы все это потом было реализовано, а иначе это лишь пустая трата ресурсов.
Отдельную сложность представляет то, что наименование сторонней организации-производителя работ во время проектирования не известно и это конечно же не вина Метрополитена. Существуют установленные законом процедуры. Они тоже были задуманы неспроста, во избежание коррупционной составляющей. Но нам-то от этого не легче. Дело в том, что лучше исполнителей строительно-монтажных работ никто не знает как реализовать проект.
К счастью, неразрешимых проблем нет и всегда находится какой-то компромисс, какое-то решение и все мы выходим из положения.
Надзор за строительством (авторский и технический) – лучшее средство для того, чтобы увидеть своими глазами как происходит реализация проектов и проектировать уже с учетом накопленного опыта.
Я хотел стать проектировщиком после полученного в эксплуатации опыта. Так и вышло.

Глава 5. Жилищный вопрос

Первое время почти с месяц жилье мне любезно предоставила родная сестра. Прописку тоже. Но вот я вышел на работу и настало время снять жилплощадь.
Выбор пал на однокомнатную квартиру по адресу: Проспект Ветеранов дом 110 в муниципальном округе Ульянка.
В июле 2014 года аренда комнат стоила от 10 до 12 тысяч рублей в месяц, квартиру можно было снять за стоимость от 17 тысяч в месяц. Нашу квартиру в Уфе еще предстояло продать и поэтому пришлось пожить на чужих квадратных метрах.
Поскольку предстояло заселиться втроем, то выбор был очевиден – требовалась однушка.
К счастью, мы вышли на собственника, ибо аренда через агентство чревата крупной комиссией, а в иных случаях нас запросто могли обвести вокруг пальца.
Пример. Подается объявление о том, что сдается квартира за 10 тысяч в месяц, то есть по цене комнаты. Вы на это ведетесь. Приезжаете в агентство и заключаете договор, в котором они обязуются предоставить вам адреса арендодателей. Правда, заселение вам никто не гарантирует. Они, конечно, будут приободрять, говоря, что у них большая база. И вот, вы ездите по адресам, где вас никто не ждет, а потом попросту прощаетесь с потраченными 10 тысячами рублей. Едва и я не клюнул на приманку, но вовремя одумался.
Так что платить надо только с условием заселения и при заселении. И никак иначе.
Мы сговорились на 17 тысяч в месяц плюс залог в 5 тысяч и прожили до весны следующего года включительно. Район в целом спокойный, дом кирпичный, народ адекватный, соседи спокойные. Одно было плохо – жуткий холод зимой. Приходилось греться приборами и газом от плиты.
Квартира эта досталась хозяйке от тети, которая, по всей видимости, коротала старость в одиночестве. В квартире имелась старая, но цивильная мебель, дефицитные когда-то книги и раритетные черно-белые фотографии. Бытовая техника и отделка сохранили атмосферу советского быта. В общем, мы ощущали себя немного в прошлом, в советском Ленинграде.

Глава 6. «Это Питер, детка»

Велика и необъятна наша отчизна и всюду живут в ней люди разные.
После переезда на новое место приходится всегда проходить период акклиматизации и психологической адаптации.
Все, о чем я сейчас поведаю, будет относиться исключительно к моим личным ощущениям и я не ставлю целью ничего обобщать. Оставлю сей хлеб на долю социологам.
Санкт-Петербург называют культурной столицей. Возможно, это связано с его архитектурным обликом города-музея, обилием заведений культурного досуга и менталитетом большинства жителей.
Но не следует думать, что здесь все ходят на цыпочках и постоянно улыбаются, нет хамов и лихачей, все кругом аристократы и альтруисты. Здесь, как и везде, вы можете столкнуться со всяким.
Но в целом, градус напряженности ощущается заметно ниже, чем в остальных городах-миллионниках, где мне приходилось бывать. И не только миллионниках.
Мужчины, в общем и целом, а галантны, женщины подчеркнуто равнодушны к мужскому полу и вообще ко всему, что вокруг них творится. Даже люди кавказской национальности выглядят спокойными.
На неплохих дорогах много различных водителей. Но нетерпеливых любителей давить на клаксон, я встречал немного. А уж мастер-класс по вождению с выскакиванием перед носом и резким торможением вообще никто не устраивал. Первое время было непривычно, когда зажигался зеленый свет и никто никого не подгонял. А уж перед пешеходами все учтиво останавливаются даже до того, как они ступают на зебру. На многих автозаправках можно сначала залить бак и потом заплатить. Ездить в кругу таких вежливых водителей очень приятно.
Если раньше увидев сзади кроссовер или внедорожник, я был убежден в том, что за рулем дитя 90-х лет эдак 30-40, насмотревшееся фильмов про бандитов и возомнившее себя реальным пацаном, мигающее тебе как елка всеми видами фар, чтобы ты сбрызнул с пути на своем нищеброском седане или хэтчбэке, то здесь иная картина. За рулем большой машины, зачастую, почтенный дядечка с женой, который не только никуда не торопится, но еще и уступит, если того требуют правила. Я никогда и никому не уступал левый ряд, если мне надо повернуть налево через 100 метров, как бы кто сзади не бился в истерике. И не уступлю, если сзади не спецмашина при исполнении. В Уфе мне мигали, гудели, орали, меня обгоняли и резко тормозили. Бесновался кто как мог. Здесь с этим проблем не было ни разу.
В отношениях между людьми многие стараются не переходить черту, а при возникновении непростой ситуации стараются найти что-то взаимно устраивающее. Хотя, конечно, не все и не всегда.
В разговоре между собой в основном не принято подробно расспрашивать о нажитом. Поначалу это тоже было непривычно. Я уже приноровился к вопросам типа сколько комнат и квадратов у моей квартиры, какой марки и какого года у меня машина, когда я ее планирую поменять, сколько у меня детей и когда я планирую завести второго ребенка, на какой должности я работаю и сколько получаю, куда ездил на отдых и сколько дней отдыхал. Эдакое, устное анкетирование. Мне всегда было непросто его проходить, ибо я ни с кем и никогда не соревновался. А выкладывать  устную декларацию – это для меня будто раздеться как минимум по пояс. 
Вот почему я и считаю, что если вы собираетесь переехать в Питер, то вам нужно быть готовым к переоценке ценностей и принять ее без сожаления.
Хотите по блату занять руководящую должность по протекции земляка? Не вопрос, но если у вас от этого пальцы распустятся веером и сопли раздуются пузырями, то на вас будут смотреть не со страхом, а со смехом, пока вы, наконец, не поймете, что выглядите вы не круто, а глупо.
Считаете, что у вас крутая квартира в Новой Охте (при всем уважении к Новой Охте)? Поезжайте на Крестовский остров и посмотрите, какое там жилье. Но лучше не смотрите в ценник без валидола – вам на это впахивать лет триста.
Вы рассекаете по Питеру на новой иномарке, купленной в автокредит? Оглянитесь вокруг - вы не один такой.
А может вы мечтаете о жизни в центре города? Так там живут в основном только квартиросъемщики и туристы в коммуналках столетней давности.
На татуированного неформала будут смотреть также, как и на вас, будь вы хоть во фраке. Вернее вряд ли кто вообще будет вас внимательно рассматривать. Надевайте хоть что, можете вообще ничего не надевать – никто окрикивать и учить уму-разуму не станет.
Эдакое равноправие во многом проявляется и в рабочей жизни. Если вы начальник и хотите размазывать своих подчиненных по стенке, то, скорее всего, с позором будете опущены с небес на землю. И падение на пятую точку будет очень болезненным. Если вы продвинулись по службе и каким-то образом были наделены полномочиями, то никому и в голову не придет относиться к вам, как к царю и богу. По крайней мере, я тут такого не встречал. На старых местах работы люди «врубали начальника» даже сами не замечая того.
Примером тому служит один начальник филиала, где я трудился. Ему даже было зазорно сказать, когда его высочество соблаговолит освятить рабочее место своим благостным присутствием. На этот вопрос он гордо вещал: «У меня есть секретарь». В результате я даже не мог сказать кандидату на место инженера, во сколько ему следует отпроситься с работы, чтобы прийти на собеседование. Такие вот были «запросы» у работника на уровне начальника цеха (если бы это был завод). Я уж не говорю, что этот персонаж отдельно от «простых смердов» поедал макарошки в столовой, не следил за своим языком в общении с простыми людьми и позволял себе многое другое, что не может себе позволить элементарно цивилизованный индивид. Видеть его в культурном обличии достойны были не только лишь все. А ведь многие выросли в тех же условиях, что и он, заканчивали тот же университет и помнили его еще на должности инженера.
Придя в Метрополитен, я с удивлением я узнал, что можно срочно зайти и подписать письмо у начальника службы лично. Это и многое другое вообще было для меня поначалу из области фантастики.
Поймите меня правильно, я люблю Уфу всем сердцем, это мой родной город, в нем абсолютное большинство – порядочные и доброжелательные люди. Но есть определенная прослойка субъектов из числа фарисейской закваски, которая проникла во все сферы, назанимала множество теплых мест с мягкими креслами, обзавелась роскошью и смотрит с высока на любого, кто им кажется на полвершка ниже, даже если с теми же людьми они когда-то сидели на соседних горшках. Думая, что унижают и оскорбляют других, они это делают исключительно по отношению к себе. А то, что им никто за это не бьет по физиономии (как это с ними  делали в детстве), так это только лишь потому, что мы уже не маленькие и порядочные люди не хотят марать свои руки и портить карьеру – как правило на должностях находятся уже серьезные отцы, думающие о последствиях. Посему мои слова ни в коем случае не относятся к городу Уфе и его населению в целом. И уж конечно я ни на кого не держу зла, особенно на тех, кто выглядел весьма глупо, но возможно уже даже изменился.
Еще не могу не отметить один забавный момент. Все в Уфе знают смысл определенных тюркизмов и характерных региональных выражений: «фалям тугам», «фильм бетты, народ китты», «ага, хазыр», «Алла бирса», «Аллага шукюр», «ну все, булды», «акча», «бар», «юк», «айда индэ», «кыш моннан», «киль монда». Даже русские в Уфе, которые в тюркских языках «не бельмеса», знают все эти и прочие слова и выражения ввиду их частого употребления. Конечно же, за пределами Башкирии, если только не брать Татарстан, все это мало  кому понятно. Первое время очень хотелось по-старому употреблять весь этот набор, ибо я очень люблю татарский язык, хоть и немного знаю его. Но пришлось сделать поправку на местный лексикон и принять во внимание «петербургский язык» в виде следующих слов и выражений: «поребрик», «парадная», «да ладно», «не не не», ну, слушай», «бадлон», «кенгуруха», «греча», «кура», «булка», «труба, трубочка», «машинка», «человечек», «пышка», «хабарик», «шаверма».

Глава 7. Культурный досуг

Первое время после переезда, мы каждые выходные выбирались в различные места и наше проживание напоминало затянувшийся отпуск: Ладожское озеро, Мустово (побережье Финского залива), Гатчина, Пушкин, Павловск, Петергоф, Ломоносов.
Жара в июле 2014-го стояла такая, что, как будто из Уфы и не выезжали.
С наступлением холодов вместо Ленобласти и пригородов принялись гулять по центру Питера, посещали театры и музеи. Нагуляли на несколько лет вперед.
Конечно же, впоследствии, прыти поубавилось вследствие того, что нужно было приобрести свое жилье, выплачивать ипотеку, организовать ремонт. Но мы никогда не забывали, где живем и всегда старались выбираться погулять, если позволяла погода.
С погодой тут, конечно же, "все сложно". Солнца в целом в году мало, часто идут дожди. Зима теплая, а лето холодное. Но случаются и зимой морозы, а летом замечательная погода.
К тому же, если настроить себя на позитивный лад и понять, что прогулка это польза во всех отношениях, то привыкаешь к климату и гуляешь в любую погоду хоть немного.
В плане возможностей относительно того, чтобы провести свободное время, с Питером может поспорить только Москва.
Если в Уфе у меня все замыкалось в круге дом-работа-дача-деревня, то в Питере у меня просто разбежались глаза. Я вернулся в спорт, поучаствовав в соревнованиях по волейболу и футболу за свою службу. Сейчас занимаюсь боксом. Совмещаю эту приятную науку с занятием лечебной гимнастикой. Снова обратился к литературной деятельности. У детей есть невероятный выбор платных и бесплатных кружков и секций. Выставки и фестивали проводятся в режиме нон-стоп (если конечно не введен режим самоизоляции). Жизнь кипит.
После переезда в Питер у меня сложилось ощущение, что я сбросил с плеч лет двадцать и жизнь заиграла новыми красками.

Послесловие

В заключении хотел кое-что порекомендовать тем, кто призадумывается над тем, а не сменить ли место прописки.
Первое, что хочу сказать – каждый хорош на своем месте, умные люди нужны везде и если вас сейчас все устраивает, то не стоит «лохматить бабушку», «чесать там, где не чешется» и искать добра от добра. Когда хорошие знакомые предлагают вам тепленькое местечко по протекции, знайте, что зачастую это больше не вам нужно, а им. Если, конечно, на кону не стоит должность большого начальника с удвоением зарплаты. Если же получать вы будете примерно столько же, то переезжать только потому, что "это Питер", не стоит. Никто не мешает вам посещать наш город несколько раз в год в свободное от работы время, коли уж вы так любите прогулки по Невскому проспекту или развод мостов.
Если вы имеет проблемы с легкими и ЛОР-органами, то тем более стойте там, где стоите, а иначе будете усерднее работать на лекарства. Санкт-Петербург – северный влажный регион и его климат кому-то может быть противопоказан.
Кроме того, вы не увидите здесь изобилие живописной природы и месяцы прекрасной погоды (при всем уважении к местной природе и погоде). Я по праву могу себя назвать горцем, хоть не кавказец по национальности. Но я родился в «городе на горе», меня всегда тянуло к панорамным видам с большой высоты и я обожал отдыхать в горных местах. До переезда в Питер я с начала мая до сентября ходил по улицам в футболке и майке. Здесь я нашел иные достоинства, а природу и погоду в Уфе я нахожу более живописной.
Что еще? У нас не советское время, нет дефицитных товаров, зато есть интернет почти что в каждой деревне. Железный занавес давно снят. Много возможностей появилось повсеместно. О фарцовщиках и продуктовых поездах все давно уже позабыли.
Я ничего не потерял от переезда, но кто-то пожил тут и вернулся домой ни с чем и я знаю, как это ломает. Я и сам вернулся в 2003-м в Уфу из Севера с китайской челночной сумкой и нереализованными ожиданиями. Но я возвращался все еще молодым специалистом и приобрел начальный рабочий стаж. Зрелый же человек может после скитаний может приобрести только разочарование.
Поэтому если уж вы навострили свои лыжи и готовы к зиме без снега и лету с зонтом в руках, носовому платку в кармане и столичным пробкам, то вот что я вам поведаю.
Прежде всего, нужно поехать в отпуск недели на две-три и хорошенько все разузнать, ощутить себя местным и осмотреть районы, где вы хотели бы просмотреть жилье. Погуглить вакансии, зарплаты, условия.
Ехать сюда лучше с капиталом на недвижимость. Или, по крайней мере, со второй половинкой, чтобы вместе тянуть кредиты.
Если же вы один (одна), то ничего, кроме аренды и жизни сегодняшним днем вам не светит. Пожить, потусоваться и вернуться. Симпатичная девушка может надеться на то, что какой-нибудь местный житель примет ее в семью, но в таком случае она будет жить на чужих харчах и играть по чужим правилам, а отношение к ней будет как к провинциальной особе. Но если вы одинокий мужчина, то найти согласную лениградку с квартирой для вас будет труднее, чем отыскать иголку в стоге сена. Скорее всего вы будете искать таковую на сайте знакомств и в каждой первой анкете будете читать: «Только Питер, только серьезные отношения, только состоятельный и состоявшийся, щедрый и прощающий женские слабости и понимающий меня без слов». Даже те девицы, кто сюда приехал из провинции, снимает жилье и разносит еду в закусочной, будет писать то же самое. А что удивляться? Ведь если в Уфу приезжает много деревенских трудолюбивых девушек из мусульманских семей, готовых сносить трудности, вместе арендовать, платить ипотеку и идти путем терний, то в Питер заселяется много приезжих горожанок с гладкими ручками, которые могут сварить сосиски и пожарить яйца, но приучены к тому, что они достойны большего и вообще "женщина – принимающее начало". Но никак никому ничего не дающее. Они так и выходят в тираж с мыслью о своей исключительности, не желая ни с кем делить шалаш и мечтая о дворцах.   
Если вы переезжаете семьей, лучше подговорить еще кого-то последовать за вами. Вместе всегда легче и веселее. Есть кому отвезти ребенка на лето (когда рядом родители) или попросить посидеть с чадом при необходимости.
В общем, каждый выбирает свою дорогу и я в этом не исключение. В какой-то момент я стал мечтать о переезде, сбылась эта мечта, как затем и еще кое-какие мечты заодно. Слава Богу за все. Но попал я не в сказку и пережил много трудностей. Эйфория прошла быстро и пришлось отдать много времени и сил, чтобы проторить колею. Об этом, возможно, будет поведано в другой раз.


28.06.2020


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.